Из детских школ искусств Екатеринбурга почетным знаком отличия пока были удостоены только три. Одной из победителей стала Детская музыкальная школа № 7 имени С.В. Рахманинова. Однако преподаватели верят, что уже само имя великого композитора не может позволить работать плохо.
– Когда в 1996 году нам присвоили это имя, – рассказала директор музыкальной школы Елена Бартновская, – это стало определенной высокой планкой, которая не позволяла работать хуже, чем прежде. И нужно отметить, что уровень качества работы значительно вырос за последние 10–15 лет. Ведь от названия тоже многое зависит. Это налагает определенную ответственность на коллектив. И мы отвечаем за столь громкое имя. Думаю, это достойно было оценено и управлением культуры, и администрацией города. Этот знак качества тоже определенным образом будет подстегивать нас в работе.
Количество регалий принесло школе и большой интерес со стороны юных музыкантов. Раньше здесь учились только дети, живущие неподалеку, теперь же ребята съезжаются из многих районов города. Это происходит потому, что в школе есть достаточно много специалистов высокого уровня: это и заслуженные работники культуры, и лауреаты премии губернатора.
– Нельзя отрицать роль личности в истории, – заметила Елена Евгеньевна. – Конечно, от преподавателей многое зависит. Есть мнение, что музыкальная школа – это плетка, палка, что это тяжело. Но ведь есть педагоги, которые могут увлечь ребенка, перешагнуть первоначальную лень и преподать предмет так, чтобы ребенок с удовольствием этим занимался. Во-первых, обучение у нас индивидуальное, что позволяет больше внимания уделять каждому ребенку, нежели в обычных образовательных школах, где у одного учителя толпа детей, и за всеми не уследишь. Во-вторых, почти 15% наших ребят идет далее учиться по профессии. То есть это совершенно особая стезя. Но тем не менее важно увидеть и раскрыть талант, не упустить того ребенка, который действительно может достойно продолжать обучение в высших музыкальных учреждениях, а впоследствии стать личностью, значимой в мире музыке. Так у нас такие преподаватели есть: это лучшие преподаватели по классу баяна, ксилофона, виолончели. Также в школе очень сильное отделение хорового пения.
Особый стимул к работе ребятам дают и поездки на конкурсы. Это отличная возможность и мир посмотреть, и себя проявить. Например, год назад юные музыканты были в Словакии на конкурсе, где получили три золотых диплома и один серебряный. А в скором времени школа готовится к поездке в Германию на конкурс имени Брамса, прямо откуда они поедут в Австрию на Первый чемпионат Европы между хоровыми коллективами. Вот только ради чего можно забыть про лень и работать не покладая рук.
Помимо музыкальных занятий, в школе большое внимание уделяется и общему развитию ребят. Театры, музеи – неотъемлемая часть жизни учащихся музыкальной школы имени Рахманинова.
– А еще в последнее время мы усилили внимание воспитанию патриотизма, – продолжила Елена Бартновская. – Это не просто пафосные слова, а на самом деле очень нужное дело. И по тем мероприятиям, которые мы проводим, можно видеть, какими растут наши дети – это разумные, умеющие анализировать и говорить люди. Если таких детей будет больше, то город может спать спокойно.
Видя заинтересованность ребят, преподаватели намерены продолжать проводить подобные мероприятия. Активно им в этом помогает и Управление культуры Екатеринбурга. Буквально на днях в городе начнутся международные хоровые ассамблеи Eurasia CANTAT, куда съедутся тысячи участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Уфы, Челябинска и многих других городов России. В качестве иностранных гостей ждут хор из Конго.
Детям некогда отдыхать. Да и вряд ли захочется, когда от того, как они проявят себя сегодня, возможно, будет зависеть их завтра. Поэтому зачастую сочетание учебы в обычной общеобразовательной школе и в музыкальной одновременно не мешает ребятам, но даже делает их более собранными, заставляет учиться и прививает желание работать над собой.
– Да и преподаватели в общеобразовательной школе приходят к детям на концерт, – дополнила Елена Евгеньевна. – И когда они видят, каким творчеством занимаются их ученики, то и отношение к ним меняется – появляется уважение к делу, которым ребенок занят. Получив знак «Екатеринбургское качество», я, как директор, чувствую ответственность. Нельзя ударить в грязь лицом. Мы уже не можем себе позволить, чтобы у нас что-то сорвалось или не получилось, или было худшего качества. Поэтому будем работать и создавать новые, все более интересные проекты.