Костылем по бюрократии

О том, как инвалиды пытаются «отобрать» у государства положенные им по закону коляски и памперсы

В последнее время вопрос адаптации инвалидов приобретает дополнительную важность и остроту. В связи с большими изменениями в подходах к людям с ограниченными возможностями. Однако на фоне разрекламированных программ реабилитации инвалидов странными выглядят те проблемы, с которыми приходится им сталкиваться в России каждый день. «Памперсы ждем три месяца, слуховые аппараты – год, в очереди за коляской вообще три года можно простоять», – рассказывают наши читатели. Почему количество обращений и число недовольных растет пропорционально тому, как актуализируется проблема и изыскиваются новые пути ее решения, пытался разобраться «МК-Урал».
 

О том, как инвалиды пытаются «отобрать» у государства положенные им по закону коляски и памперсы

Действительно, вопрос приобретает остроту, однако вызывает сомнения эффективность тех способов, при помощи которых его пытается решать государство. Меры, конечно, принимают. Так, к примеру, правительство Свердловской области с июля месяца прорабатывает вопрос серийного производства пандусов и другого специального оборудования, способного облегчить передвижение инвалидов-колясочников в жилых домах.

Кроме того, по инициативе Александра Мишарина летом текущего года был принят областной закон о трудоустройстве инвалидов.

Согласно документу, с 2012 года предприятия региона будут обязаны предоставлять квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями, причем лучших работодателей региональные власти будут поощрять. Так, с 1 сентября в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России уже началась реализация программы трудоустройства инвалидов.
Но все же губернатор Свердловской области отмечает, что для обеспечения комфортной жизни инвалидов в регионе нужно приложить большие усилия.

Действительно, благие начинания гибнут на корню, если не решаются первостепенные, насущные проблемы инвалидов.

Председатель Свердловской региональной общественной организации «Опора» Анатолий Холодилин указал «МК-Урал» на основные, повседневные трудности, с которыми сталкиваются инвалиды прежде, чем доберутся до пандусов и центров по трудоустройству. Лежачие больные не могут получить медицинскую помощь, элементарно вылечить зубы. Средства реабилитации (памперсы, слуховые аппараты, костыли и трости, коляски, стационарные подъемники), на которые заложены деньги в бюджет, свердловчане, в них нуждающиеся, получают с большим опозданием.

Люди, которым с рождения или в результате несчастного случая приходится жить с болью и испытывать лишения, тем не менее достойны и могут быть полезными для общества. Для этого им надо сначала просто встать с кровати и дойти до входной двери. Но, так как в России, несмотря на громкие слова и деланную суету, помощь в этом направлении оказывается скупо, колясочники продолжают сидеть дома, их редко встретишь на улице. В отличие, например, от Запада, где инвалиды ведут полноценную жизнь: ездят на работу, любят шопинг и спорт, даже появляются в парламенте. Но надо сказать, что на той волне, которую всколыхнули власти, зерно гражданской сознательности зародилось и в нашем отечестве. Инвалиды, их родственники уже не стоят с протянутой рукой, а звонят в различные инстанции, задают вопросы, добиваются того, чтобы на них обратили внимание.

– В июле месяце мы подали документы в Фонд социального страхования на получение инвалидной коляски, – рассказывает читательница «МК-Урал», – однако нас до сих пор кормят завтраками: сначала ждали финансирования, дождались, теперь ждем тендера, когда выберут поставщика, составят договор.

Получается, что некая «движуха» есть, но вот толку пока от нее мало. В соцстрахе женщине объяснили, что они никак не могут ускорить процесс, так как все распоряжения идут сверху. Однако где этот верх и куда звонить, искать концы, никто уточнять не стал. Зато посоветовали купить необходимые средства реабилитации на собственные деньги, мол, потом государство компенсирует. Но дело-то в том, что сумма компенсации будет уже совсем другой – меньше половины стоимости. Объясняется это, видимо, тем, что власти закупаются у оптовиков, и восполнять гражданам траты задним числом им не выгодно. Но легче инвалидам от этой очевидности не становится.

«МК-Урал» в Свердловском отделении Фонда социального страхования пояснили, что обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации осуществляет в соответствии с постановлением Правительства РФ и в рамках выделенных на эти цели объемов средств федерального бюджета. Так, например, по вопросу предоставления костылей в настоящее время действующим является государственный контракт от 27.04.2011 года, и на 23 сентября по указанному контракту для выдачи инвалидам имеется 450 костылей. Что касается обеспечения инвалидов подгузниками, то оно осуществляется поквартально и опять же на основании государственных контрактов, заключенных в пределах объемов средств, выделенных отделению Фонда на эти цели. То есть, по официальной версии, проблем вроде и нет.

Решением подобных вопросов с переменным успехом уже несколько лет занимается председатель городской общественной организации инвалидов «Слабые-Сильные» Гуницева Наталья Витальевна.

– Проблемы стандартные, – делится с «МК-Урал» Наталья. – Не можем, например, пробить оказание стоматологических услуг под наркозом лежачим больным, колясочникам. Ведь если для здоровых людей поставить пломбу – это обычная процедура, то для инвалидов – целая операция. И стоит она не меньше 4 тысяч рублей». Обращения к чиновникам ничего конкретного не дали. На запросы в министерства, общественные организации Наталья Гуницева слышала одни и те же слова, обобщенный смысл которых таков: зачем вам их лечить, обществу все равно нет от этой группы населения никакой пользы.

С другой стороны, польза эта могла бы появиться, и немалая. Если бы удалось наладить механизмы социальной поддержки больным людям. За опытом далеко ходить не надо. В некоторых европейских странах, например, начинают отказываться от помпезных и, по сути, усредненных программ реабилитации людей с проблемами здоровья. Там идут от индивидуальности человека, его интересов, навыков и возможностей.

В отличие от мелких чиновников-бюрократов, министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский, как и губернатор Александр Мишарин, считает, что проблема инвалидов для региона очень важная и решать ее надо как можно быстрее. Хотя бы в тех сферах, где уже сделаны какие-то первые шаги. «Состояние здоровья – величина непостоянная. Оно все время меняется, и иногда – к лучшему. Поэтому так важна реабилитация людей, ставших инвалидами в результате каких-либо заболеваний. Прежде всего это касается пациентов, перенесших инсульт, – заявил министр. – Нужны центры реабилитации, которые помогали бы таким людям вернуться к жизни, снова научиться самостоятельно себя обслуживать. Сегодня таких учреждений в регионе очень мало, и мы работаем над тем, чтобы увеличить их количество».

Таким образом, польза от инвалидов могла бы появиться, и не малая. Если бы удалось наладить механизмы социальной поддержки больных людей. За опытом далеко ходить не надо. В некоторых европейских странах, например, в вопросах реабилитации людей с проблемами здоровья отталкиваются от индивидуальности человека, его интересов, навыков и возможностей.

Так, в Голландии недавно ввели персональный бюджет инвалида. Человеку с ограниченными возможностями средства перечисляются на его банковский счет после медкомиссии в объеме, полностью покрывающем все расходы на предписанные медицинские и социальные услуги. Инвалид оплачивает их сам. Таким образом, у человека повышается ответственность за себя, и он становится интересен поставщикам данных услуг.

Интересен в этой связи и опыт властей Швеции или Израиля в отношении родителей детей-инвалидов. Их соцслужбы предлагают родителям больного ребенка пройти курсы по его обслуживанию и реабилитации. И только после успешной сдачи экзамена по окончании курсов выдают приличное пособие. Раз в 3–4 года их приглашают на переподготовку, для знакомства с последними ноу-хау в этой сфере. Если они проигнорируют это приглашение, их запросто могут лишить пособия.

Ввести подобный опыт в нашей стране пока не решаются. Мешает, видимо, то, что придется ломать всю бюрократическую систему, причем с основания. А между тем, возможно, это единственный способ помочь людям с ограниченными возможностями сломать все границы и даже на костылях приносить, наконец, пользу государству, в котором им посчастливилось родиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру