«Североуральск устал от несправедливости»

Свердловские рабочие пожаловались Путину и Медведеву на политику РУСАЛА и СУБРа

Не успел на время утихнуть кризис на одном предприятии ОК «РУСАЛ» — Богословском алюминиевом заводе, как возникло новое обострение. На этот раз на СУБРе, в Североуральске. Рабочие СУБРа отправили Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину письмо с жалобой на руководство своего предприятия и всей ОК «РУСАЛ».
 

Свердловские рабочие пожаловались Путину и Медведеву на политику РУСАЛА и СУБРа

 «Уважаемый Владимир Владимирович! В городе Североуральске Свердловской области сложилась взрывоопасная ситуация» – с этих слов начали свое обращение в письме к Владимиру Путину заводчане.

«С приходом Дерипаски мир в городе перевернулся»

После 90-х годов на СУБРе не прекращаются забастовки. Знатоки истории предприятия в новом веке насчитали уже семь таких массовых протестных акций. Рабочие обвиняли ОК «РУСАЛ», ставшую управленцем СУБРа, в проблемах с социальной ответственностью и ориентацией только на прибыль любыми способами.

«Социальная сфера, мягко скажем, претерпела «бульдозерное уничтожение» – закрылись профилактории, коллективные договора предприятий заметно усохли. У простого люда отнимают последнее – веру, уважение к человеку, к профессии, к окружающим», – жалуются СУБРовцы в письме Владимиру Путину.

Рабочие заявляют: на предприятии увеличилось количество профбольных. Также идет речь о противоречиях работы на СУБРе с Трудовым кодексом: в частности, последние две забастовки на СУБРе касались вынужденных работ в выходные дни (статья 153 ТК РФ). Во многом благодаря работе по выходным, которой сотрудники недовольны, предприятию, по мнению авторов письма, удалось увеличить производительность за последние годы в 1,5–2 раза. При этом, по словам горняков, о новых технологиях, как и о новом оборудовании, на заводе они ничего не слышали. Правда, в ОК «РУСАЛ» уверены в обратном.

– В 2010 году объем инвестиций СУБРа в приобретение самоходной техники, горного оборудования и оборудования для строительства объектов составил 225,7 миллиона рублей. В 2011 году инвестиции в техническое перевооружение составили более 400 миллионов рублей, – сообщает «МК-Урал» официальный представитель ОК «РУСАЛ» в УрФО Роман Лукичев.

По его словам, техника и инвестиции на СУБР поступают в достаточном количестве: 

– За 2011 год на шахты СУБРа поступило восемь единиц самоходной техники – погрузчиков разных модификаций и самосвалов, а также буровая установка для веерного бурения шпуров «Симба-Юниор», платформенный автоподъемник. Приобретены передвижная электролаборатория, буровая установка для тампонирования скважин, приборы для оценки вредных производственных факторов, установлена система управления безопасностью, стоимостью более 5 млн руб. К началу зимнего сезона приобретены новые автобусы для перевозки горняков. 

А вот председатель первичной организации Независимого проф-союза горнозаводского Урала Ильдус Муртазин уверен, что если на предприятие и внедряется новое оборудование, то достается не всем шахтам, а на СУБРе их несколько.

«Истребитель» Махраков 

Самым «страшным проклятием» для СУБРа явился приход на предприятие два года назад нового управляющего директора Ивана Махракова. На первый взгляд он показался для шахтеров «рубахой-парнем», никто не думал, что рубаха окажется «косовороткой». Конечно, для Дерипаски это кладезь, ведь он работает только на прибыль, но какой ценой? 

Ивана Махракова шахтеры прозвали «истребителем» – за его суровую кадровую политику. 

«…За два года он уничтожил весь цвет ИТР (инженерно-технический состав) ОАО «СУБРа», который растили годами. Ситуация на ОАО «СУБРе» напоминает 37-й год, когда уничтожались лучшие умы страны», – написано в письме в адрес правительства.

Увольнения, по словам рабочих, происходят целыми семьями. Если уволен один горняк, вслед за ним могут быть уволены и члены его семьи, работающие на СУБРе. 

«Он увольняет людей направо и налево… Коронный его номер - уволить семью. Сначала увольняет одного человека, потом узнает, что его жена/муж тоже работают в СУБРовских организациях, и тогда он берется за вторую половину. Пока не доведет дело до конца, не успокаивается», – пишет бывший сотрудник СУБРа, семья которого подверглась увольнению.

Возможно, для руководства РУСАЛа Махраков – эффективный менеджер, но в городе Североуральске недовольство этим управляющим растет. И порой даже переходит в политическую плоскость. Как сообщают рабочие в письме к Путину, в декабрьские выборы большинство горожан отдали голоса партии «Справедливая Россия» во многом потому, что неугодный им директор СУБРа – единоросс (по данным свердловского избиркома, в декабре за «СР» проголосовало 33,34% горожан, а за «ЕР» – только 28,70%).

«Владимир Владимирович, жители г. Североуральска не против «Единой России», они против Махракова. В городе повсюду развешаны транспаранты «голосуем за Справедливую Россию». Это потому, что жители устали от несправедливости и беззакония», – обратились к Путину работники предприятия.

Ни субботы без работы

Многие работники СУБРа работают по субботам. Как сообщили трудяги в письме Путину, шестой рабочий день для горняков ввели в «добровольно-принудительном порядке». 

На сегодняшний день, по словам председателя Независимого профсоюза горнозаводского Урала Марины Брыкушиной, происходит сильная нагрузка на рабочих, время отдыха сокращается, но люди вынуждены идти работать. Эти четыре выходных существенно влияют на количество полученных денег. Правда, коллектив «стахановцев» не застрахован от профзаболеваний, случаи которых выявляются все чаще. В частности, Брыкушина сообщила «МК-Урал», что на предприятии увеличилось число рабочих с сердечными заболеваниями. А в октябре 2011 года на шахте «Черемуховская» произошел смертельный случай – рабочий скончался из-за сердечного приступа.

В свою очередь официальный представитель ОК «РУСАЛ» в УрФО Роман Лукичев напомнил, что в прошлом году на СУБРе началась реализация программы «Здоровое сердце».

– Она предусматривает проведение комплекса диагностических мероприятий: эхокардиограммы, УЗИ надпочечников, биохимический анализ крови и исследование глазного дна. Затраты на программу составили 12,8 млн рублей, – подчеркнул Лукичев.

Несколько профсоюзов СУБРа подтвердили информацию о том, что работа по выходным негативно сказывается на здоровье горняков. Однако вопрос о здоровье у работников отходит на второй план, когда речь идет о хороших деньгах за дополнительный труд. 

– Мы убеждали людей не ходить на работу по субботам, потому что они гробят свое здоровье. Тогда руководство решило привлекать их в субботние дни за «наличку», когда рабочий после смены в выходной день получает деньги на руки. Потом субботы ввели в рабочий план, хотя говорилось, что с 2012 года работа по выходным будет запрещена, – заявляет Талгат Фаттаров, председатель Профсоюза горняков Урала ОАО «СУБР». – К тому же стаж от этих четырех суббот в месяц не меняется. Получается, что работник дарит свое здоровье руководству предприятия.

«Правительственные комиссии и правоохранительные органы отмечали в протоколах о нарушениях трудового кодекса, ст. 153, 141, 142, продолжительность рабочей недели и время отдыха», – сообщают рабочие в письме Путину. И добавляют, что после проведения комиссий людям удается отдохнуть лишь немного. Вскоре производственная «потогонка» начинается вновь. А те, кто выступает против повышенных обязательств и нарушения законодательства, лишаются работы. Если, например, бригадир отказывается выходить на работу в выходные, то в лучшем случае его могут понизить по должности, а в худшем – уволить. 

На сегодняшний день, по словам сотрудников СУБРа, количество исков о восстановлении на работе увеличилось в разы. Также были случаи увольнения рабочих даже за незначительные техтравмы.

Правда, в РУСАЛе считают, что на производительность труда существенно повлияла не работа по выходным, а внедрение новых технологий и роста объема инвестиций СУБРа.

– В 2011 году СУБР ушел от самой трудоемкой системы добычи руды – системы слоевого обрушения. Именно благодаря этому, а также значительному увеличению применения самоходной техники выросла производительность труда при одновременном повышении ее безопасности, – комментирует Лукичев.

«На 10 шахтеров по 1 охраннику»

С недавних пор на СУБРе организована служба охраны. Вход в шахту теперь производится только при предъявлении карточки на питание. А на самом предприятии установлены камеры.

– Не понятно, для чего и от кого они охраняют. Может, это просто новое модное веяние на РУСАЛе, – говорит председатель первичной организации Независимого проф-союза горнозаводского Урала ООО «РИК» Ильдус Муртазин.

По словам шахтеров, зарплата у сотрудников охраны выше, чем у самих горняков. И в обязанности службы входит борьба с превышением полномочий. Однако шахтеры уверены: в охране они не нуждаются.

«…Частная охранка роет, роет и роет, перебирая грязное белье, вмешиваясь в чужие судьбы, не имея на это никакого права. Абсолютно точно в кабинетах установлена прослушка, все шепчутся и боятся», – пишут СУБРовцы.

Роман Лукичев, комментируя ситуацию для «МК-Урал», заявил, что информация «про прослушивание кабинетов сотрудников, автоматчиков на вышках» – откровенный бред. 

Но профсоюзные работники также заметили усиленный охранный режим на предприятии.

– Охрана была поставлена для пресечения воровства, но в шахте кроме бокситов воровать нечего. Я считаю, что это пустая трата средств, – сообщил профсоюзный лидер Талгат Фаттаров. – В данный момент ситуацию на СУБРе можно сравнить с армией, а режим управления можно назвать авторитарным. 

Опасная борьба с алкоголизмом

Борьба с алкоголизмом на предприятии началась несколько лет назад. Теперь шахтеры обязаны дышать в трубку, прежде чем приступить к работе и после смены. 

– Именно для повышения безопасности труда введена проверка всех спускающихся в шахты на наличие в крови алкоголя, что полностью исключает случаи работы в состоянии опьянения. Трудинспекция и Роспотребнадзор не выявили в этом какого-либо нарушения законодательства, – сообщает официальный представитель ОК «РУСАЛ» в УрФО Роман Лукичев.

Использование алкотестеров – дело вроде бы хорошее. Если не забывать о санитарных нормах. В послании Путину шахтеры жалуются, что им приходится использовать один алкотестер на всех. Работники вынуждены по очереди дышать в одну трубку, разнося инфекции. 

Не так давно у одного из работников шахты «Кальинская» был выявлен случай туберкулеза. Такой больной может заразить и других шахтеров. По этой причине председатель Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» Валерий Золотарев неоднократно обращался к работодателю и в органы Роспотребнадзора. 

Золотарев говорит, что специалисты Роспотребнадзора предупреждали руководство предприятия: тестеры необходимо обрабатывать для профилактики передачи инфекции. Но никаких изменений после этого предупреждения рабочие на замечают. 

К «врачу» или к руководству страны?

Представитель ОК «РУСАЛ» отнесся к письму рабочих к Путину и Медведеву со скепсисом.

– Складывается впечатление, что этот текст написан не совсем психически здоровым человеком. Отсутствие фактов, откровенный бред… Эти заявления, видимо, должны комментировать врачи, – заявил Роман Лукичев. 

Но рабочие все же решили обратиться за помощью не к врачам, а к руководству страны. Они уверены: кроме Путина и Медведева им уже никто не поможет. К тому же в них вселяет надежду недавний пример с БАЗом, кризис на котором удалось хотя бы на время смягчить благодаря вмешательству властей. 

«Уважаемые Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич! Просим вмешаться, – пишут работники СУБРа. – Мы верим в Вас и вашу команду, лично мы голосовали за Вас! Просим обратить внимание, вмешаться в ситуацию по грубейшим нарушениям в отношении трудящихся гражданских и трудовых, конституционных, моральных прав, во избежание ненужной катастрофической ситуации в виде акций протеста. Отдельное спасибо за разрешение ситуации по БАЗу. Под этим обращением подписались ряд трудящихся».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру