7 февраля в лесу под Верхней Салдой был обнаружен труп 29-летнего Дмитрия Гусева – члена одной из местных ОПГ. «Боевик» был убит, мягко говоря, неординарно: раны на шее и отрубленные кисти рук, словом, вариант «бытового» убийства был отброшен сразу.
Основательно переворошив местный криминальный «муравейник», сотрудники ОБОП свердловского ГУ МВД предположили, что убийство Гусева стало следствием «разборки» двух городских организованных преступных групп. В Верхней Салде уже третий год тлеет конфликт между группировками Александра Попова по прозвищу «Поп» и Сергея Самойлова («Щепа»). Несколько раз дело доходило до членовредительства (причем Дмитрий Гусев принимал в гангстерских стычках самое активное участие), но не до убийств.
По мнению правоохранителей, демонстративно жестокое убийство Гусева стало своеобразным «вызовом», поводом для обострения отношений до самой настоящей криминальной войны. Причем ирония ситуации в том, что лидеры обеих ОПГ вполне могли оказаться в роли тех самых «холопов» из поговорки (пострадавших от драки «панов»), ввязавшись в войну не по своей воле.
Криминальная «вертикаль»
Не секрет, что подавляющее большинство локальных криминальных группировок существуют не сами по себе, а встроены в некую криминальную «вертикаль власти»: «смотрящие» в городах и тюрьмах подчиняются авторитету областного уровня, который, в свою очередь, ориентирован на мафиози федерального масштаба. «Смотрящие» каждого уровня контролируют обстановку, помогают разрешить возникшие между «подчиненными» конфликты и аккумулируют финансовые поступления, ежемесячно отправляя их «наверх».
Так, банда «Щепы» заручилась поддержкой областного «смотрящего» Темури Мирзоева («Тимур Свердловский»), который уже около 20 лет представляет на Среднем Урале интересы своего дяди, легендарного мафиози Аслана Усояна («дед Хасан»), настоящего криминального «короля» России.
Пару слов о «Тимуре Свердловском». Как сообщают источники «МК-Урал», близкие к правоохранительным органам, после того, как в 90-х «дед Хасан» вышел в своей преступной карьере на всероссийский уровень, «на хозяйстве» в Свердловской области он оставил двух своих племянников, Мирзоева и Кар-Оглы Мамедова («Каро»). В 2004 году «Каро», вместе с Андреем Трофимовым («Трофой») приняли сторону ОПГ «Уралмаш» (последний, как сообщали СМИ, даже передал «уралмашевцам» воровской «общак»), тогда как «Тимур» остался верен «деду Хасану». С тех пор Мирзоев является единственным «смотрящим» в Свердловской области, возглавив известное в Екатеринбурге ОПГ «Синие», а Усоян распространил свое влияние по всей России, расставив своих «смотрящих» по большинству регионов страны.
Однако с годами состояние здоровья «Тимура Свердловского» становилось все хуже и хуже. По неподтвержденной информации, в настоящее время у него очень тяжелая форма туберкулеза (одно легкое вырезано). В силу этих обстоятельств, уже около 10 лет Мирзоев постоянно живет в Сочи (морской климат лучше подходит таким больным), наведываясь в Екатеринбург все реже и реже, и то – в больницу.
«Заместителей» у Мирзоева несколько: это «Солома» («смотрящий» по Екатеринбургу), «Лева», «Шалва», Мераб и Тенгиз. Естественно, контакт с руководством «клана», а уж тем более с его «патриархом» Усояном, поддерживал лишь сам Мирзоев.
Между тем не так давно положение «клана деда Хасана» серьезно пошатнулось: 16 января Усоян был застрелен снайпером, параллельно с этим в Свердловскую область приехал новый «смотрящий», эмиссар конкурентов «клана Хасана» – новоиспеченный «вор в законе» Олег Герасимович по прозвищу «Олег Слуцкий», или «Му Му». ОПГ Попова в Верхней Салде, судя по всему, встала «под крыло» нового «смотрящего» одна из первых. Кроме того, наши источники в правоохранительных органах сообщают, что часть уральских бизнесменов также решили платить дань конкуренту «Тимура Свердловского». Сегодня налицо все признаки передела криминальных сфер влияния: «Слуцкий» на Среднем Урале уже начал обзаводиться собственной «пехотой» и финансовыми ресурсами.
Правда, как сообщают наши источники, визит «Слуцкого» на Урал был кратковременным и весьма скомканным: посетив ненадолго Свердловскую область и собрав «дань», гражданин Герасимович удалился за пределы России. Как сообщают – во Францию, на отдых. А может, просто в безопасное место?
Обстоятельства посвящения Герасимовича в высший криминальный ранг весьма любопытны и непосредственно связаны с проблемами «клана» Усояна.
Конкурентами клана «деда Хасана» на федеральном уровне является группа «тбилисских воров»: Мераб Джангвеладзе (неофициальный лидер «антидедовской» коалиции), Джемо Микеладзе, Тамаз Корошинадзе, Бадри Когуашвили и временно «примкнувший» к ним Ровшан Джаниев «Ровшан Лянкоранский» из Баку (временно, потому что с Мерабом, к примеру, у Ровшана был серьезный конфликт, погасить который удалось с трудом, возможно даже, только на время «войны» с кланом «Хасана»).
Часто во время междуусобицы криминальные авторитеты приостанавливают рекрутинг новых членов, то есть – никого не «коронуют» в «воры», пока ситуация не нормализуется. Но, пока «антихасановцы» соблюдали негласный мораторий, сторонники Усояна только в течение 2012 года завербовали больше 20 человек. 10 декабря 2012 года «тбилисские воры» собрали в Дубае (ОАЭ) «сходку», на которой «короновали» сразу 16 человек. Членами клана «деда Хасана» эта эскапада была воспринята как подготовка к криминальной «войне» («Хасан» даже распространил весьма резкое коммюнике с призывом игнорировать решение «сходки» в Дубае, так как он лично распоряжений кого-либо посвящать в «воры» не давал) – как показало время, подозрение это имело основания.
Из тех 16 «воров в законе» часть отказалась от этого звания сразу, заняв в конфликте клана «Хасана» и «тбилисских воров» нейтральную позицию, но «Олег Слуцкий» их примеру не последовал. Судя по всему, «тбилисцы» «оказали честь» новоиспеченному вору «Слуцкому», назначив того «смотрящим» по Свердловской области. Однако это «доверие» нужно еще оправдать – двух «смотрящих» в регионе быть не может.
Герасимовичу предстояло решить достаточно сложную задачу – выдворить конкурента, который за последние 20 лет не только серьезно укрепил свое влияние в криминальном мире и в бизнес-кругах, но и, по неофициальной информации, обзавелся связями в правоохранительных структурах.
Эскалация конфликта
Итак, попытаемся восстановить хронологию «боевых действий» «тбилисского» и «Хасановского» кланов, с акцентом на Средний Урал.
10 декабря на сходке в Дубае «Олег Слуцкий» получает статус «вора в законе» и, вполне вероятно, отправляется «по распределению» в Свердловскую область.
19 декабря в Екатеринбурге было совершено покушение на двух «консильери» Тимури Мирзоева, «Леву» и «Шалву», оба попали в больницу с огнестрельными ранениями.
16 января от пули снайпера погибает Аслан Усоян. Уже в начале февраля гангстеры из клана «деда Хасана» озвучили результаты собственного расследования убийства Усояна – Ровшану Джаниеву и всей его ОПГ был вынесен смертный приговор (часть людей «Лянкоранского» уже убита, а за голову самого Джаниева была объявлена награда в 5 млн долларов).
26 января (по другой версии, 24 января) «тбилисские воры» собрались на «сходку» в поселке Николина Гора (Одинцовский район Московской области) – все участники были задержаны правоохранителями. Примечательно, что среди участников «сходки» оказались «коронованные» в Дубаи авторитеты «Тимоха», «Костыль» и земляки «Слуцкого» из Белоруссии «Медвежонок» и «Паштет». Последний был арестован за хранение наркотиков и отправлен в СИЗО, где и был «раскоронован» сторонниками «деда Хасана». Стоит отметить, что никаких спецопераций полицейские не проводили ни на похоронах Усояна, ни на поминках (где собралось около тысячи криминальных авторитетов), ни на встрече, посвященной 9 дням, прошедшим со смерти «деда Хасана».
По непроверенной информации, в конце января – начале февраля «Му Му» был в Екатеринбурге, собрал «дань» с подконтрольных бизнесменов и отправился за границу, предположительно – во Францию.
2 февраля в СМИ появилась информация о покушении на «Лянкоранского», в результате которого он скончался в больнице в Стамбуле 5 февраля (члены ОПГ Ровшана эту информацию опровергли).
7 февраля новые «подчиненные» «Слуцкого» убивают в Верхней Салде члена группировки, ориентирующейся на «Тимура Свердловского».
25 февраля в гостинице Korston на юго-западе Москвы было задержано несколько десятков членов «клана деда Хасана», в том числе и «Тимур Свердловский». Порядка 300 криминальных авторитетов собрались на 40-й день после похорон Усояна, однако, по оперативной информации, это был лишь повод для «сходки». На самом деле мафиози должны были решить ряд текущих вопросов «клана» (уж не проблемы ли «Тимура» должна была обсудить мафия?).
Подведем итог. Можно предположить, что действия «Слуцкого» в Свердловской области были изначально скоординированы «тбилисскими ворами», поскольку события на Среднем Урале шли параллельно с «разборками» между «кланами» на федеральном уровне.
Однако, если «Му Му» уже начал действовать, то Мирзоев принимать «вызов» не спешит (а ведь покушение на его подручных, и уж тем более захват такого финансово интересного региона, как Верхняя Салда, могут быть расценены как урон авторитета «смотрящего» Мирзоева). Словом, события могут развиваться по двум сценариям.
Первый: «Тимур», в силу тех или иных обстоятельств (состояние здоровья, проблемы с правоохранительными структурами и т.д.), продолжает игнорировать угрозу, его «смотрящие» в свердловских городах пребывают в растерянности, ведь выходов на руководство «клана Хасана» у них нет. В это время «Слуцкий» продолжает наращивать свое влияние в регионе.
Второй вариант: «Тимур Свердловский» начинает защищать свою «должность». Сторонникам «Слуцкого» придется понести какое-либо наказание за уже предпринятые ими действия, но конечной целью «Тимура» станет, конечно же, сам «Му Му», ведь претензии его касались основного «актива» Мирзоева. Не исключено, что криминальной карьере Герасимовича в России придет конец. Возможно даже, сторонники «клана Хасана» общим решением лишат его статуса «вора в законе». Следует сказать, что средства для реализации этого сценария у «Свердловского» есть. В конце-концов, пока что ему подчиняется криминалитет в большинстве свердловских городов и свердловских исправительных учреждениях, а, кроме того – «Тимур» может использовать и ряд сотрудников правоохранительных органов.
Дело в том, что, по словам источников «МК-Урал», с ОПГ «Синие» связан ряд коррумпированных сотрудников полиции разного уровня – вплоть до весьма высокопоставленных. В 90-е все они работали в областном ОБОПе, по роду деятельности достаточно часто контактируя с криминалитетом. В итоге некоторые, что называется, «дали слабину». Как предполагает собеседник «МК-Урал», сейчас большинство этих «оборотней» в ОБОПе уже не работает, распределившись по другим структурам уральской полиции или же вообще сменив род деятельности. Так что, в случае если «Тимур Свердловский» прибегнет к этому «козырю» и «разморозит» свои старые связи, то коррупционерам придется волей-неволей обозначить свою принадлежность к «Синим». Словом, в этом случае нас ждут удивительные открытия из разряда неожиданных коррупционных скандалов.
Как бы то ни было, несмотря на свое презрение к закону и общепринятым моральным нормам, криминальные авторитеты прекрасно понимают всю опасность полномасштабной криминальной «войны» образца «беспредельных» 90-х. Будем надеяться, что в столице Среднего Урала на этот раз обойдется без шальной стрельбы и взрывов.