Подчеркнутая глобальность
Европа и США – это само собой. С турецкими и китайскими компаниями работа проводится. В Чили, Колумбию, Мексику и Бразилию приглашения также разосланы, но даже это еще не та экзотика. 1000 квадратных метров займут представители малого и среднего бизнеса из Индии. Более того, планируется провести российско-африканский бизнес-диалог. «Да, это большие амбиции», – заявляют организаторы выставки «Иннопром-2013», тема которой «Глобальная промышленность», отсюда, собственно, и попытка максимально охватить географию.
По словам организаторов, более половины выставочных площадей уже распродано. Российскую часть будут представлять «Ростехнологии», РОСНАНО, УВЗ, «Лукойл», ВЭБ, «Сбербанк», «Ростелеком». Из крупных иностранных компаний свое участие в «Иннопроме» подтвердили «3М», «Филипс», «Дюпон». Оба списка неполные. «Главным по инновациям» будет американец японского происхождения Митио Каку, профессор, один из пропагандистов научно-технического прогресса. В научно-популярных фильмах он непринужденно рассуждает об искусственном интеллекте, межзвездных путешествиях, рассказывает о том, как вчерашняя фантастика становится реальностью. Организаторы признаются, что заполучить такого лектора для них большая удача. В числе спикеров на выставке может появиться даже один из бывших президентов или премьер-министров европейской страны (такой прогноз недавно дал в эфире телеканала ОТВ первый заместитель главы администрации губернатора Свердловской области Алексей Багаряков).
Деловая программа сформирована на две трети. Это около 50 мероприятий. По словам представителей «Формики», которые и в прошлом году занимались организацией «Иннопрома», они максимально постарались сохранить формат, кое-что добавив, а кое-что подкорректировав. В частности так называемый «детский день», который очень понравился губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и другим первым лицам области. В этот раз его решили «переформатировать» в некий познавательный проект. По одной из версий, потенциальные участники выставки высказывались в том духе, что дети – это, конечно, хорошо, но с точки зрения бизнеса день не очень перспективный, когда на выставке преимущественно детвора. Поэтому организаторы решили пойти на компромисс. «Детские» сегменты включат в программу всех дней выставки.
– Мы планируем, что «Иннопром-2013» будет интересен и для детей, но все-таки это промышленная выставка, на которую приедут иностранные промышленники, представители Евросоюза. Мы не можем им говорить, что свои «проблемы» с детьми решаем. Это не ВДНХ, где выставляют «все обо всем», – рассказывает президент группы компаний «Формика» Максим Зверков. – Мы договариваемся с компаниями-экспонентами, чтобы они показывали на стендах некие станочки, которые могут заинтересовать детей, чтобы подрастающее поколение обращало внимание на технические специальности. Мы надеемся сделать этот проект интересным.
О неэффективности избыточного патриотизма
Первый же вопрос, который задали организаторам «Иннопрома»: почему журналистов поделили на две категории – А и Б? Москвичи из «Формики» ответили, что разница лишь в том, будут журналисты находиться непосредственно в зале для пленарных заседаний или придется довольствоваться трансляцией. За ходом мероприятий можно будет следить из пресс-центра.
Далее организаторы сделали акцент на значимом элементе концепции и позиционирования «Иннопрома»: эта выставка не ярмарка достижений Свердловской области, а площадка для контактов представителей мирового бизнеса.
– Мы хотим увидеть максимальное количество переговоров не иностранцев с Уральским регионом, а иностранцев с иностранцами. И все наши действия направлены на это, – заявил директор ГК «Формика».
– Часто приходится слышать, что «Иннопром» – это про Уральский регион. Нет, «Иннопром» – это не про Уральский регион, – выразил ту же мысль руководитель деловой программы «Иннопрома-2013» Антон Атрашкин.
«Как так не про Уральский регион?» – возмутились некоторые журналисты. Наталье Вихровой, директору департамента специальных проектов администрации губернатора Свердловской области, оставалось лишь поддерживать представителей «Формики» морально, поглядывая в их сторону и едва заметно вздыхая. Возможно, в этот момент она думала, что стоит подкорректировать региональный патриотизм представителей прессы, до сих пор воспринимающих «Иннопром» как проект, похожий на Russian Expo Arms, где главными звездами программы до сих пор остаются нижнетагильские танки.
– Я как человек, который много общается с западными компаниями, могу сказать, что позиционирование «Иннопрома» как региональной выставки означает снижение статуса людей, которые сюда приезжают. Позиционируя «Иннопром» как международное мероприятие, мы значительно больше помогаем региону, если не будем транслировать, что «Иннопром» – это только «про Урал». К нам приедут из московских представительств иностранных компаний какие-нибудь люди из «третьего эшелона», чтобы «изучить возможности». Наша концепция, однако, не ущемляет интересы уральских компаний, – убеждал Антон Атрашкин.
– Мы говорим, что привезем сюда всех. Естественно, уральцы смогут поговорить со всеми. Мы это не лимитируем. Но для простого разговора уральцев с уральцами «Иннопром» не нужен, – пояснял позицию организаторов Максим Зверков.
Будет, как в Германии
Кто будет проводить «Иннопром», определяли на конкурсной основе. Участвовали четыре компании-оператора, три вышли в финал. Победителя назвали 20 марта. Тем не менее уже сегодня половина площадей на «Иннопроме-2013» занята. Правда, когда «Формика» как организатор выставки проводила переговоры, госконтракт с ней еще не был заключен (это произошло сегодня, 28 марта). Возник вполне резонный вопрос о юридических основаниях, на которых «Формика» заявляла о себе как представитель «Иннопрома» до подписания всех документов.
– Если бы в течение восьми месяцев мы не приглашали участников и не заключали с ними контракты, то на данный момент результат был бы нулевым. И за четыре месяца ни один оператор не смог бы собрать таких участников. Большие компании принимают решения об участии в выставке года за полтора, – пояснил Максим Зверков и тут же заявил о действиях «Формики» на случай возможного проигрыша в тендере: – И метеорит в Челябинске падает, всякое бывает. Наверное, пошли бы договариваться с тем оператором, который победил бы в конкурсе.
Действительно, если бы «Формика» проиграла, то могла возникнуть пикантная ситуация. В следующем году на организацию «Иннопрома» решено оформить подряд на пять лет, видимо, чтобы избежать лишних пересудов. Победой в этом году «Формика» во многом определила для себя победу и в 2014-м, что на целую пятилетку позволит оператору формировать программы выставок в режиме нон-стоп уже не в статусе некоего идеолога, а на правах полноправного менеджера. Об эффективности этого менеджера, кстати, говорит не только прошлогодний «Иннопром», но и зарубежные достижения. «Формика» занимается, в частности, организацией российской экспозиции на международной выставке Ганновер Мессе – 2013. Она откроется 7 апреля. С российской стороны примут участие 150 предприятий. Свердловскую область представят ТМК, «Металлинвест», Уралвагонзавод.
Директор УВЗ Олег Сиенко – один из четырех выступающих с российской стороны на бизнес-саммите. Уралвагонзавод представит на выставке макеты нового трамвая и вагона метро. Там же будет размещена информация о выставке «Иннопром-2013».
– Мы хотим, чтобы «Иннопром» стал «русским Ганновер Мессе», – мечтает Антон Атрашкин. – Международный характер «Иннопрома» многократно выгоднее для региона, чем региональный. Главная международная промышленная выставка, на которую мы равняемся, –
Ганновер Мессе. И она о развитии Нижней Саксонии, не о развитии Ганновера. Это большая международная площадка, и от этого регион только выигрывает, – вновь пояснил свою позицию руководитель деловой части «Иннопрома-2013».
В этом году, как и в прошлом, на организацию выставки будет выделено 100 миллионов рублей. Организаторы опять привели в пример Ганновер, где выставку рассматривают не как способ заработать, а как механизм, стимулирующий развитие промышленности. «Иннопром» должен стать своеобразной дверью, через которую на российский рынок будут заходить иностранные компании, в том числе и крупные. Входную группу на территорию «Екатеринбург-Экспо» обещают построить к открытию выставки.
– Спешу обрадовать, – рассказывает Наталья Вихрова, – в феврале 2012 года уже начаты строительные работы, их планируем закончить к первому июня 2013-го, в июле они будут сданы в эксплуатацию.
Является ли эта, как выразилась Наталья Вихрова, «достройка» единственной, которая требуется «Екатеринбург-Экспо», осталось за кадром, но то, что его изначально сдали «полусырым» и доделывали практически на ходу, – факт. В подобных условиях, приближенных к полевым, организаторы намерены провести очередное мероприятие. К позиционированию нового «Иннопрома» из серии «лучше предыдущего» и «не хуже, чем аналогичные проекты в Москве или Санкт-Петербурге» журналисты уже привыкли. Теперь верхняя планка – Hannover Messe. Тем интереснее будет подвести итоги.