Цена вопроса

Во сколько собственникам обойдется содержание и техническое обслуживание общедомового имущества?

Месяц назад вступило в силу Постановление правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». Казалось бы, появился ответ на вопрос, интересующий практически каждого собственника жилья: что же подразумевается под формулировкой «Содержание и техническое обслуживание общедомового имущества»? Тем не менее цена вопроса – величина пока неизвестная, именно это стало одной из главных тем обсуждения на видеоконференции, в которой приняли участие эксперты СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» из Свердловской области, Тюмени, Челябинска и Перми. 

Во сколько собственникам обойдется содержание и техническое обслуживание общедомового имущества?

Новый перечень за старые деньги?

Многие помнят, сколько нареканий и проблем вызвало известное постановление № 354, когда в ряде регионов произошел резкий рост платы за ЖКХ. Теперь пробел восполнен: новое постановление утвердило перечень работ как обязательный к выполнению вне зависимости от желания жильцов. В минимальном перечне 28 разделов. В первую очередь должна быть обеспечена безопасность проживания, в частности целостность конструкций здания. Предусмотрены обязательные работы по мониторингу и профилактике несущих конструкций, а также оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества. Обозначена необходимость проверки и своевременной очистки крыши, выявления трещин и отколов в стенах, перекрытиях и фасадах. Особое внимание на коммунальные системы дома: постоянный мониторинг целостности сетей, проверка параметров подачи ресурсов.

В целом профессиональное сообщество отметило, что данное постановление необходимо. «Что касается самого перечня по содержанию дома, то особых изменений в нем нет. Все, что прописано в постановлении,нам знакомо. Такие работы мы выполняли и раньше», – сказала директор ОАО «Полевская коммунальная компания» Лариса Потапченко (г. Полевской). Но, как отметила руководитель ООО «УК «Красный камень» (г. Нижний Тагил) Наталья Шохова, «в настоящее время практически все указанные в перечне работы управляющие компании выполняют. Другое дело, что по минимальной цене. Если установлен перечень, то необходимо и установить стоимость услуг». Сегодня весь этот перечень услуг выполняется за счет графы «техобслуживание».

По словам директора СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» Елены Гостининой, «До момента выхода постановления средняя цена содержания и текущего жилого фонда была в районе 20–25 руб. за кв.м. На сколько изменится стоимость содержания – неизвестно. К примеру, сейчас я плачу 22,50 руб. за кв.м, но у меня в доме не моют подъезды, не моют окна. Иными словами, «потянут» ли УК новый перечень работ за старые деньги?».

Директор ООО УЖК «Наш дом» (г. Качканар) Виктор Мокеров отметил, что тариф на работы по содержанию и техническому обслуживанию общедомового имущества необходимо обосновать экономически. «Нужно просчитать реальную стоимость выполнения работ для каждой территории. Тогда предприятия и жители будут реально представлять, из чего сложилась цена. На сегодняшний день экономически обоснованный тариф в Качканаре составляет более 20 руб. за кв.м – только при таких условиях управляющие компании смогут обеспечивать выполнение работ и услуг, обозначенных в перечне».

Все участники видеоконференции поддержали предложение коллеги из Качканара. Директор ООО «УК «Дирекция единого заказчика» (г. Каменск-Уральский) Андрей Анчугов отметил, что необходимо согласовывать тарифы с органами местного самоуправлении для каждой территории индивидуально.

«Если государство взялось регулировать коммунальные услуги и их экономическую обоснованность необходимо доказывать в РЭКе, где очень внимательно изучают запросы, то необходимо ввести экономическое обоснование и для тарифов на обслуживание жилья. Коллеги должны подумать, каким должен быть тариф: 3 руб. или 30 руб.», – считает директор СРО Елена Гостинина.

Директор филиала Ассоциации по Тюменской области Владимир Васильев выступил с инициативой разделить расходы по двум частям: текущую и накопительную. «Ремонт зданий, инженерных коммуникаций сделать дешево не получится – это очень дорого». Предложение тюменского коллеги также было поддержано экспертами: разовыми платежами средства на ремонт фундамента или текущей кровли не собрать. Другим его предложением было стимулирование заинтересованности органов местного самоуправления в организации проведения капитальных ремонтов.

УК за оплату коммуналки не ответчик

Эксперты обратили внимание на еще один важный момент, который затрагивает Постановление № 290: теперь УК должны организовать сбор и начисление платы только за содержание жилых помещений и жилищные услуги. Плату за коммуналку УК взыскивать не должны. Как отметила директор Ассоциации Елена Гостинина, «таким решением Правительство узаконило прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов». По сути, это возврат к старой советской схеме, когда плату за коммунальные услуги собирал сам поставщик ресурса. В последнее время для управляющих компаний многих муниципальных образований этот вопрос действительно остро стоял из-за нежелания органов местного самоуправления идти на уступки. «Всех сегодня волнует, как будет выглядеть форма такого договора. Я знаю, что многие управляющие организации, которые из-за неплательщиков были буквально на грани банкротства, долго ждали такого правительственного решения», – сообщила Елена Гостинина.

Участники видеоконференции обсудили также новую форму договоров управления многоквартирным домом с учетом всех новых требований закона. Согласно постановлению № 290, чтобы минимальный перечень стал обязательным для исполнения УК, жителям придется провести общее собрание собственников и внести изменения в договор управления.

Жильцы не хотят, УК – не могут

Много вопросов вызывает и Постановление Правительства РФ № 344, определяющее процесс взимания платы за общедомовые нужды (ОДН). Для граждан, проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, установлен предельный размер оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды. Иными словами, будет установлена планка, выше которой не рекомендуется начислять плату за общедомовое использование коммунальных ресурсов. Разницу оплачивает исполнитель за счет собственных средств. По словам В. Макерова, «УК готовы выполнять это постановление, но жители не готовы к установке общедомовых приборов учета». Введение повышающих коэффициентов в случае отсутствия (при наличии технической возможности) общедомовых счетчиков вряд ли станет стимулом для населения на их установку. «Рост нормативов, который предусмотрен – 10% в год – не подвигнет граждан на установку счетчиков, если бы рост был на 100–200%, то побежали бы ставить», – считает директор ООО УЖК «Наш дом» (г. Качканар).

Между тем ситуация с установкой общедомовых приборов учета остается критической. Несмотря на то, что решение об установке счетчиков должны принимать жильцы, а контроль за этим процессом законом возложен на ресурсоснабжающие организации, за отсутствие приборов учета штрафуют УК. Пока это противоречие не будет урегулировано, вряд ли ситуация сдвинется с «мертвой» точки. «Постановление № 344 сложное, его исполнение мне, как эксперту, представляется весьма затруднительным. Поэтому мы готовим материалы, свои предложения, которые направим в виде резолюции в Фонд содействия реформированию ЖКХ», – отметила Елена Гостинина.

Все предложения и дополнения, выработанные экспертами СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» в ходе видеоконференции, уже в июне будут переданы Президенту НП «Национальное объединение управляющих недвижимостью» Андрею Широкову. Эксперты Ассоциации надеются, что их мнение будет учтено при реализации Постановлений. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру