Это удивительно, но в Полевском, может быть, единственном городе на карте Свердловской области, конкурсы на обслуживание общественных маршрутов до сих пор не закончились. Мэрия еще с весны прошлого года не может определить перевозчиков, не потому что их нет и не из-за их административной и ресурсной неготовности, а по причине многомесячных тяжб в судах и областном Управлении федеральной антимонопольной службы.
Затяжные разбирательства инициируют два перевозчика – ИП Вотинцев и ИП Шахмина. Первое предприятие принадлежит депутату гордумы Сергею Вотинцеву, второе – его жене Асме Шахминой. По итогам аукционов 2009 года в руках этих супругов оказалась большая часть городских маршрутов. Но, похоже, на этот раз чета решила захватить весь рынок.
Действуя через своего юриста по фамилии Засыпкин, Вотинцев и Шахмина оспаривают все результаты конкурса, если они не в их пользу. «Я любой конкурс развалю, потому что придраться к мелочи можно всегда», – передают слова г-на Засыпкина собеседники нашего издания, пожелавшие остаться неизвестными.
Однако тянуть бюрократическую резину с помощью только юриста у Вотинцева, конечно, так долго не получилось бы, если бы ему не покровительствовал первый вице-мэр Полевского Александр Ковалев, который на данный момент возглавляет конкурсную комиссию по организации транспортных перевозок.
По словам наших источников в городской администрации, заинтересованность Ковалева в исходе конкурса по каждому лоту не заметит разве что слепой. «Когда звучат фамилии других перевозчиков, которые допущены или победили, Ковалев голосует против них или воздерживается. Но за Вотинцева и Шахмину он голосует всегда».
В настоящее время в арбитраже и ФАСе рассматривается несколько жалоб от Вотинцева и Шахминой. Полевские перевозчики уверены, что, как и ранее, юрист с говорящей фамилией Засыпкин сумеет завалить результаты очередного конкурса. И все начнется заново.
В качестве примера можно привести мартовское заседание антимонопольной комиссии, по результатам которого депутату и его супруге удалось оспорить решение конкурса от декабря 2012 года по всем девяти лотам (http://sverdlovsk.fas.gov.ru/solution/7388). Материалы дела занимают несколько страниц, пестрящих ссылками на законы, пункты и подпункты. Законодательные зацепки юриста настолько изощрены и незначительны, что на практике ими пренебрегают. Однако сотрудники УФАС вынуждены признать их наличие, в очередной раз отменяя результаты конкурса в Полевском. Таким образом, антимонопольщики вынуждено способствуют монополизации рынка в отдельно взятом муниципалитете.
– В ФАСе и судах Вотинцев и Шахмина все выворачивают наизнанку. В результате получается, что одним перевозчикам предъявляются одни требования, а к ним – другие, – рассказал «МК-Урал» руководитель еще одной транспортной компании (ИП Краснов В.А.), депутат гордумы Владимир Краснов.
При этом ФАС защищает права перевозчика, законное участие которого в конкурсах весьма сомнительно.
Как удалось выяснить корреспонденту «МК-Урал», автопарки ИП Вотинцев и ИП Шахмина не обновлялись уже 4 года – со времен первого аукциона. Техническим требованиям этого конкурса автобусы предприятия соответствуют, но на сегодняшний день они сильно изношены. Однако предприимчивые супруги нашли выход из положения. Конкурсной комиссии они предъявили договоры с неким ООО «Альфа Авто» о намерении покупки новых автобусов. Превратятся ли эти бумажки в реальные автобусы для полевчан – вопрос весьма спорный, однако на основании их Сергей Вотинцев и его супруга с молчаливого согласия вице-мэра отвоевывают новые выгодные маршруты.
Нужно отметить, что конкурсная комиссия во главе с Александром Ковалевым, вопреки закону, ни разу не поставила под сомнение правомерность предоставления Вотинцевым подобных бумажек. Но больше всего в этой ситуации удивляет даже не бюрократическая «забывчивость» вице-мэра, а то, что других перевозчиков, к которым чиновник питает менее теплые чувства, не пропускают по конкурсу при наличии нового автопарка.
Так местный бизнесмен Сергей Домрачев, зная о технических требованиях конкурса, еще в начале 2012 года купил новые автобусы, потратив более 17 млн рублей. Однако больше года автопарк этого перевозчика простаивает, так как предприниматель из-за сомнительных действий Ковалева, Вотинцева и Шахминой, не может выиграть ни одного маршрута.
В настоящее время из 15 постоянных автобусных маршрутов в Полевском ИП Вотинцев и ИП Шахмина обслуживают 10. При этом по итогам первого аукциона в 2009 году за ними числилось 12 маршрутов, однако в скором времени супруги отказались от двух по причине их нерентабельности. По настоятельной просьбе горадминистрации их обслуживанием занялся ИП Краснов.
– Попросили городу помочь – мы и взяли, – рассказал «МК-Урал» Владимир Краснов. – А сколько можно только помогать, мы тоже хотим работать.
В свою очередь МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» обслуживает два пригородных маршрута, в том числе и «Полевской – Екатеринбург», а также два летних – в сады.
Помимо того, что Сергею Вотинцеву и Асме Шахминой достались самые рентабельные городские маршруты, не так давно они получили дополнительный 122-й маршрут в Екатеринбург, победив на межмуниципальном конкурсе, объявленном Минтрансом. Перевозки в Екатеринбург по многим причинам являются прибыльными, поэтому совершенно естественно, что Вотинцев решил захватить и этот сегмент рынка. Новый маршрут оформили как экспресс.
Но экспрессом он числится только на бумаге. Водители депутатского предприятия работают так же, как и водители ПАТП, останавливаясь на остановках и в городе, и в пригороде. Из-за нечестной конкуренции городской автопарк в очередной раз теряет выручку. При этом Вотинцев, понимая, что нарушает закон, решил прикрыться горожанами. Сегодня он активно собирает подписи на автовокзале за то, чтобы его автобусам предоставили остановку в Зеленом бору. Если его замысел удастся, то принадлежащие ему и его супруге предприятия снова обогатятся за счет муниципального перевозчика.
Это далеко не единственная вольность, допущенная предприятием Вотинцева. Так бизнесмен принципиально отказывается платить за использование автостанции и Северского автовокзала. Это требование является обязательным для всех перевозчиков Полевского (постановление думы ПГО №101). Сколько депутат и его супруга недоплатили в бюджет АТП за все время работы на рынке, остается только догадываться.
Судя по статистике, маршруты между городскими перевозчиками разделены неравнозначно. Но не исключено, что итоги нынешнего затянувшегося конкурса намного ухудшат ситуацию в Полевском.
Как говорят в городе, на первом аукционе (2009) Вотинцеву удалось прибрать большую часть маршрутов также не без помощи Ковалева. Тогда первый вице-мэр был председателем гордумы. А лобби в мэрии его бизнесу обеспечивал заместитель прежнего главы Роман Бушин, который курировал пассажирские перевозки.
– Бушин разрабатывал техническую документацию в пользу Вотинцева, а Ковалев ее принимал на думе, – рассказывает наш источник в администрации города.
Примерно в это же время силами администрации ПГО Вотинцеву «отдали» ПАТП. Буквально за месяц все руководящие посты в муниципальном предприятии заняли его люди, в том числе директором АТП был назначен племянник Шахминой. Сам Вотинцев занял должность коммерческого директора ПАТП, должность, которой ранее в кадровой структуре МУПа не существовало. С этого момента в его руках фактически оказался весь рынок пассажирских автоперевозок в Полевском. Например, автобусы его частного предприятия обслуживались, а то и заправлялись за счет муниципального предприятия.
За это время муниципальный автопарк фактически развалился. Начались сокращения сотрудников, которых не устроили условия работы при новом руководстве. При этом у ПАТП начали копиться долги по зарплате и перед ресурсо-снабжающими компаниями. А в самый пик разрухи Вотинцев лично обратился в администрацию города с просьбой отдать ему ПАТП в аренду.
В Полевском не исключают, что Вотинцев и его команда намеренно разваливали МУП. Говоря об этом, наши собеседники подчеркивают, что у этого депутата-бизнесмена уже есть опыт разбазаривания чужого имущества. По словам наших источников, в 1995 году на него было заведено уголовное дело за махинации с бензином.
В начале 2010 года, когда чаша терпения людей переполнилась, они написали коллективное обращение к новому главе Полевского Дмитрию Филиппову с просьбой отстранить Вотинцева от управления муниципальном автопарком. «Люди писали, что предприятие разваливается, потому что Вотинцев постоянно гребет под себя. Автобусы свои ремонтировал, а муниципальные – нет. Филиппов выехал на общее собрание сотрудников АТП, увидел обстановку и убрал Вотинцева», – рассказывает наш источник.
В наследство с ПАТП новому руководству досталось 3,2 млн рублей долга за тепло. К слову, за неделю до смены руководства администрация ПГО погасила задолженность в размере 3,5 млн за ГСМ, накопленную в период работы команды Вотинцева.
Больше всего на предприятии опасаются, что грядущие в сентябре мэрские выборы выиграет Александр Ковалев.
Судя по всему, одной из причин затягивания конкурсов на обслуживание общественного транспорта может быть именно ожидание выборов. В администрации рассказывают об уверенности первого вице-мэра в своей победе. Якобы на волне своего политического оптимизма чиновник щедро раздавал обещания, в частности устроить так, чтобы все маршруты в конце концов достались Вотинцеву и Шахминой. Недавно появилась информация, что Ковалев намеревается отдать старому приятелю и ПАТП. И вот тогда-то бизнесмен-депутат, когда-то попавшийся на воровстве ГСМ, точно доведет начатое четыре года назад дело до конца.