«Условно» – за хищение миллионов

Свердловская область ставит рекорд по размеру наказания по ч. 4 ст. 159 УК РФ

Ни для кого не секрет, что коррупция проникла сегодня почти во все сферы нашей жизни, в том числе в правоохранительные и судебные органы. С этим злом не единожды требовал разобраться президент России Владимир Путин. И вроде бы «гнойник вскрыли», но вот «на местах» требование главы государства всерьез так и не воспринимают, а «фемиду» зачастую превращают в механизм достижения личных целей и выгоды. 

Свердловская область ставит рекорд по размеру наказания по ч. 4 ст. 159 УК РФ

«Серые» кредиты

История эта началась еще в 2009 году, когда в Нижнетагильском филиале одного уральского банка его управляющим, неким Павлом М., за короткое время фирмам-однодневкам была выдано большое количество денежных средств по кредитным договорам.

Схема была такая: у М. в Нижнем Тагиле были «близкие люди», среди которых не последнюю роль играли Вадим П. и Дмитрий К. Наблюдатели связывают выдачу кредитных денежных средств ООО «Марс НТ», ООО «Апрель», ООО «Уральский центр поставок» и другим юридическим лицам именно с целью «обналички», с которой правоохранители успешно борются, но неизменно проигрывают этот «неравный бой».

И когда всплыли все эти махинации, заместитель председателя правления этого уральского банка Валентина Александровская стала добиваться возбуждения уголовных дел против всех участников этой истории. Понятно, что инициаторы схемы надеялись на безнаказанность и, возможно, что махинаторам многое бы сошло с рук, но наша история с этого только начинается.

Проблемные векселя

Дальше разворачивается детективный сюжет, в котором присутствуют подписи прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил, начальника СУ ММУ МВД России «Нижнетагильское» и других правоохранителей на процессуальных документах. В редакцию нашего СМИ поступили увлекательные документы. Года четыре назад К., как рассказал следователям П., занял у него 4 миллиона рублей наличными. Долг К. вернул 4 векселями стоимостью по 1 миллиону, приобретенными в 2009 году через фирмы-однодневки за счёт денежных средств, незаконно выданных Мухачёвым. П. же по договору займа передал их руководителю предприятия «Купеческий» Сергею С.

Когда выяснилось, что векселя-то «проблемные», С. просто вернул их П., а тот без составления каких-либо бумаг возвратил их К. Спустя месяц, К. погашает долг через фирму, где заемщиками выступали его родственники. И хотя и тот, и другой – далеко не новички в вопросах хождения векселей, оба сочли за благо об этой истории забыть до поры до времени.

Между тем, Александровская всё это время не оставляла в покое ни П., ни К., ни Мухачёва, добиваясь возврата миллионных долгов и возбуждения против них уголовных дел за мошенничество. И вот тут П., спустя год, вспомнил о векселях и решил скомпрометировать сотрудницу банка, указав на неё как на лицо, якобы похитившее его векселя.

Беспредел в действии

В начале 2013 года П., предположительно при поддержке некоторых сотрудников прокуратуры Ленинского района Нижнего Тагила, добивается возбуждения уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Пока – в отношении неустановленных лиц. Заметим, что на протяжении нескольких лет К. говорил, что П. сам вернул ему векселя и он признаёт свой долг перед ним, подтверждая погашение долга его родственников указанными векселями. Об участии Александровской в погашении векселями долга нет ни слова.

И вот летом сего года Крылов «вспоминает», что да, он действительно обманул своего компаньона П., поскольку вдруг решил, что векселями тот завладел обманным путем. А сбила его с пути добрых, деловых отношений с П. никто иной, как Валентина Александровская.

Между тем, есть небезосновательное подозрение, что К. «в приватной обстановке» было обещано: если он всё возьмёт на себя и даст показания, порочащие Валентину Александровскую, – он не сядет, а все долги ему простят. Судите сами: 1 февраля 2013 года уголовное дело было принято к производству следователем Ю. Мерзляковой, а 22 июля было якобы установлено, что хищение принадлежащих П. средств было совершено К. по предварительному сговору с Александровской. 27 августа в отношении сотрудницы банка выделяется уголовное дело, а на следующий день избирается подписка о невыезде. Уголовное дело приостанавливается «в связи с не установлением местонахождения подозреваемой». При этом в процессуальных документах есть адрес проживания Александровской, место работы, но «суровые тагильские правоохранители» настолько «суровы», что не могут ее найти.

Судебный «театр абсурда»

Рассказывает адвокат Александровской Светлана Богданчикова:

– Я обратилась к судье Ленинского райсуда с ходатайством ознакомить меня с материалами, но мне было отказано с устной мотивировкой, что «Александровская по этому делу – никто». На суд я приехала в качестве рядового слушателя. Интересно, что поддержать гособвинение пришёл сам прокурор района Сергей Гармаш. Дело рассматривалось в особом порядке, поскольку К. свою вину признал.

К нашему сожалению, в редакцию предоставлена только аудиозапись оглашения приговора, так что мы пока не можем назвать фамилию столь узнаваемого в Нижнем Тагиле гражданина К.

Показательно, что сторону защиты на суде, «по иронии судьбы», представлял друг прокурора Гармаша адвокат Виктор Мастеренко.

– Но тут возникла «маленькая заминка»: никто из собравшихся не ожидал, что на суде будут присутствовать «посторонние», то есть я, – продолжает Богданчикова. – Вот только времени «переиграть» ситуацию ни у судьи, ни у прокурора, ни у всех остальных уже не было. Тем более все заметили, что я вела аудиозапись. Прокурор «вкратце» изложил суть обвинения, и «вдруг» Пидгородецкий встал и заявил, что… отказывается от взыскания с К. 4 миллионов рублей, поскольку его вина в совершении преступления «очень незначительна». Однако есть некие «третьи неустановленные лица», с которых он и хотел бы взыскать эту сумму, то есть деньги-то, конечно, нужны и ещё как, но… не с К.

«Рай» для мошенников

А уж когда сам районный прокурор Гармаш попросил для К. 1 год лишения свободы условно с отсрочкой исполнения на 1 год, всё стало ясно. Как будто получив «отмашку», К. начинает всё валить на Александровскую, которая «скромно» называется «...сотрудником банка…». Дескать, это она пригласила его на встречу и чуть ли не силой заставила разыграть мошенническую схему с векселями. Всё заседание шло 30 минут, а приговор вообще был написан за обеденный перерыв. Большая часть приговора была посвящена «неустановленному должностному лицу банка и его роли в хищении». Осталось только вписать фамилию Александровской.

Возникает вопрос: как становится возможным, что лица, в чьи обязанности входит контроль над возбуждением и расследованием уголовных дел, не замечают, что дела фабрикуются, а судебные процессы по сути становятся договорными, поскольку истину устанавливать никто не хочет.

Между тем, если исходить из мягкости наказания, это уже второй подобный приговор, вынесенный в Ленинском суде Нижнего Тагила. Напомним, до этого Мухачёву за хищение десятков миллионов дали 5 лет условно.

Получается, что всем потенциально осужденным мошенникам нужно хоть один преступный эпизод совершать в юрисдикции Ленинского районного суда г. Н. Тагил, так как для судебной системы РФ такое наказание – 1 год условно по ч. 4 ст. 159 УК РФ – является верхом миролюбия, толерантности и транспарентности.

– Простите, у нас люди получают реальный срок за то, что украли «мешок картошки». А здесь за хищение 4 миллионов рублей человек получает год условно! Парадокс, – недоумевает адвокат.

Как видим, цель, которую преследуют заинтересованные лица, – устранить финансиста как свидетеля, избежать уголовной ответственности и уклониться от возврата долгов. Возможно, добиться справедливости помогла бы передача уголовного дела в Екатеринбург. После вынесения условных сроков за многомиллионные хищения правоохранительной и судебной системе Нижнего Тагила у наблюдателей особой веры нет.

На заметку

Сегодня в производстве следователей находится ещё одно многоэпизодное уголовное дело, возбужденное по все той же статье – 159 ч. 4 УК РФ – в отношении Павла Мухачёва. Инициатором его возбуждения стала всё та же Валентина Александровская. И неудивительно, что Мухачёв, по аналогии с П., «отомстил и неожиданно вспомнил», что в 2009 году в Екатеринбурге он передал ей через своего адвоката Б. 2 миллиона рублей. Вроде как за то, чтобы она не стала возбуждать в отношении него уголовное дело по незаконно выпущенным векселям. И, что интересно, на основании только показаний Мухачёва, его адвоката, пары приближенных к нему лиц и опять же нашего уже осужденного К. без опроса финансиста, 2 сентября 2013 года в Нижнем Тагиле в отношении нее возбудили уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ. «И при чём здесь Нижний Тагил, если якобы преступление совершено в Екатеринбурге, – одному Богу известно!» 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру