Александр Новиков: «Я не стал бы ничего менять»

Знаменитый певец в интервью телеканалу ОТВ – о своем юбилее, музыке, театре и настоящем гимне Екатеринбурга

Александр Новиков отмечает шестидесятилетие. В честь этого события он уже провел концерт в Екатеринбурге и готовит большой праздник в Кремле. Интервью, которое Александр Васильевич дал ведущей телекомпании ОТВ Ксении Телешовой, также получилось «юбилейным». В ходе беседы Новиков не только сообщил о новых событиях в своей биографии, связанных с Театром Эстрады, но и поделился воспоминаниями. Певец рассказал о ранних занятиях рок-музыкой, о советской «экспертизе» его песен и последовавших тюремных репрессиях, вспомнил о временах создания песни «Город древний, город длинный» и о создании стиля «русский шансон». 

Знаменитый певец в интервью телеканалу ОТВ – о своем юбилее, музыке, театре и настоящем гимне Екатеринбурга

Ксения Телешова: Сегодняшнего гостя представлять, безусловно, не нужно. Это Александр Новиков, певец, композитор, руководитель Театра Эстрады и, конечно, наш любимый поэт. Здравствуйте, Александр Васильевич.

Александр Новиков: Здравствуйте, Ксения.

– Итак, 60 лет. Концерт в Кремле, который уже заявляется как бомба. Таким он и будет, поскольку накануне прошел потрясающий концерт в «Космосе», где ваши фанаты, почитатели вашей музыки, могли насладиться вашим творчеством. Еще одна бомба – у нас на столе, это новый альбом, который тоже вышел буквально неделю назад, как из печи пирог, – подарок всем нам от вас, Александра Новикова. Какое настроение?

– Если в паспорт не заглядывать и не читать, что мне 60 лет, то настроение по возрасту гораздо моложе. Я себя не чувствую абсолютно на этот возраст…

– И не выглядите.

– Спасибо, мне кажется, что да. Внешность человека – сколько ее ни холить, ни лелеять, если в душе человек не молод, то внешностью очень трудно эту молодость выставить напоказ. Концерт кремлевский – традиционный концерт в день рождения. Почему в день рождения – сразу скажу, – чтобы было чем заняться и не устраивать дурацких банкетов. Чтобы не сидеть и не слушать нудные и долгие речи в свой адрес, которые из года в год одни и те же и с каждым годом могут быть только глупее. Я не помпезный человек и не люблю никаких салютов, никаких долгих речей – просто концерт в Кремле.

– Просто скромный концерт в Кремле.

– Это работа. Ну, после концерта – да, фуршет для узкого круга моих близких друзей. А так – никаких особенных торжеств я не намечаю. Этот концерт, который мы сыграли здесь, в «Космосе», мы сыграем и в Кремле. Это такая традиция – все, что я делаю на сцене, я сначала показываю в нашем городе, а потом уже где Бог пошлет.

– На родине, хоть и не исторической.

– Это не важно. Я прожил в этом городе сорок лет, и можно считать, что это моя историческая родина. Мне приятнее здесь начинать.

– Можно сказать, что здесь вы как звезда, как талант формировались, верно? Начинали как рок-музыкант, перешли в другой жанр… Почему так произошло?

– Рок – это возрастная музыка.

– «Ты помнишь, как все начиналось»?

– Нет ничего смешнее седого, еле ползающего, с козлиной бородой дедушки-рокера, который нюхает тибетские фимиамы и живет какими-то кармическими фантазиями. Я думаю, что рок – это музыка молодых. Это революция. Я и по характеру тоже революционер, так что она не могла мимо меня пройти. Кроме того, в то время, когда я занимался рок-музыкой, было повальное движение, эта волна была по всей стране. Рок-группы плодились и были в каждом клубе, в каждом дворе, в каждом ДК, где угодно…

– Но настолько ли важен формат, если есть талант? Как менялся Александр Новиков от «Извозчика» до нового альбома, который еще пока никто не слышал, только самые близкие?

– Ну как – менялся…

У меня вообще нет двух похожих песен, у меня настолько разные альбомы, я не могу привести аналогов в российском шоу-бизнесе и в музыке, у кого бы все альбомы так отличались один от другого. Меняется время, меняются темы, меняются даже музыканты, с которыми я работаю, но я никогда не задумывался о том, в каком формате надо работать, не подгонял себя под формат. Более того, скажу вам, что я и есть формат, мое творчество и есть формат.

Если бы не было моих песен и песен еще нескольких значимых авторов в этой стране, в этом жанре, который мы условно называем «русский шансон», я думаю, что и радиостанций, вещающих в этом формате, тоже бы не было. Радио «Шансон» не на чем бы было начинаться. Это как курица и яйцо – что вперед? Так вот, не радиостанция «Шансон», а сначала были мы.

– Что является для вас вдохновением? Люди, события, собственное настроение?

– Ну, в первую очередь, если таланта нет, то рожать на белый свет будешь то, чего многим и смотреть-то не захочется. Безусловно, талант в первую очередь (я говорю про себя в данном случае), во вторую очередь – работоспособность. Ждать вдохновения – это для ленивых, которые ждут музу, которая может никогда не прилететь. Я человек работоспособный, рабочий. Я очень много работаю.

Я знаю, что надо делать – беру и делаю. Никогда не жду, что свалится откуда-то, придет ко мне или наградой какой-то будет послано. Я, засучив рукава, начинаю с ноля всегда. Получается или не получается – это другой вопрос.

– Параллельно с творческой жизнью вы ведете еще несколько очень важных аспектов. У вас есть общественная деятельность – вы возглавили фонд 400-летия Дома Романовых. Вы являетесь руководителем Театра Эстрады. Как все это вписывается в вашу жизнь?

– Как оно вписывается, мне самому непонятно до сих пор. Я очень много работаю. Я мало сплю, может быть, я поэтому выгляжу моложе своих лет? Я не успел еще осознать, что мне столько лет. Конечно, отнимает много времени все, если заниматься прилежно всем. Фонд 400-летия Дома Романовых – это мое добровольное [решение], я его основал, это моя добрая воля.

– Что подтолкнуло?

– В Екатеринбурге начали строить храм на месте расстрела семьи Романовых – низкий поклон Эдуарду Эргартовичу Росселю, он это сделал волевым решением, несмотря на все противостояния городских властей. Он сделал это волевым решением и не за бюджетные деньги. И я посчитал своим долгом ему помогать в этом. И помогал. Я создал этот фонд, чтобы привлекать средства, чтобы обратить внимание на это, чтобы бороться с противостоянием этому событию. И храм мы построили. И все колокола, которые воздвигнуты на звоннице этого храма – отлиты мной.

– А в Театр Эстрады – можно ли сказать, что вас направили как антикризисного управляющего?

– Нет. Направляли меня в другое место, на шесть лет, знаете… А в Театр Эстрады меня пригласил работать Александр Сергеевич Мишарин. Потому что Театр Эстрады был доведен до крайнего состояния… Прошло время, и сегодня это лучший театр эстрады страны. Их всего в стране три: московский, санкт-петербургский и наш Уральский государственный. В московском никакой эстрадой и не пахнет, никаким творчеством там не пахнет, там сидит – даже коллегой я как-то затрудняюсь его своим назвать – по части эстрады там руководит Геннадий Хазанов, который превратил этот театр просто в арендную площадку, в унылом совершенно состоянии. Театр Гальцева – замечательный театр, бывший театр Райкина, он имеет несколько другое творческое направление. Они поддерживают традиции, которые заложены великим Аркадием Райкиным, и это театр успешный, Юрий Гальцев вкладывает в это очень много труда, много идей. И театр развивается. Мы дружим с этим театром.

Наш театр является единственным театром эстрады в стране. Именно эстрады.

У нас самый большой коллектив в стране из всех этих театров – у нас работают больше трехсот человек. Постановки спектаклей в нашем театре идут с такими аншлагами, которые можно пожелать любому артисту. У нас за две недели [до спектакля] ни одного билета нет, все продано всегда.

– Александр Васильевич, у вас была песня про Екатеринбург. У Екатеринбурга нет гимна, у Свердловской области до сих пор нет гимна. Есть новый альбом, так может, сесть Новикову и записать гимн?

– Когда я записал песню «Город древний, город длинный», никогда не думал, что она будет настолько популярной, насколько она сегодня популярна. Она популярна не только в нашем городе, но и в любом – ее просят спеть в любом городе, что удивительно. Но я никогда не претендовал, чтобы эта песня была гимном города. Я написал несколько песен о городе – «Екатеринблюз», «Город древний», «В Екатеринбурге», «Улица Восточная». Но сколько лет ни проводят конкурсы на лучшую песню о нашем городе – лучше всех сказал Алексей Хоменко, директор студии моей, играет на клавишных, мы с ним работаем уже больше двадцати пяти лет. Так вот, когда ему в студию позвонили и спросили у него: «Ваша студия участвует в написании песни на соискание гимна города?», Хоменко ответил: «А зачем? Она уже давно написана». И сколько ни пишут, и сколько б ни писали – эту песню невозможно превозмочь. Она останется, это настоящий гимн города.

– Что вас как человека в этой жизни больше всего закалило и заточило как мужчину?

– Я по характеру очень прямой человек. Я не трусливый. Я авантюрист – в хорошем смысле этого слова. Я не трус, не лентяй – но «не лентяй» здесь даже не имеет такого значения. Те качества, которые я перечислил, естественно, предполагали мой поведенческий образ в жизни. Естественно, с такими задатками, с такими качествами в анамнезе будет куча оплеух и ссадин по жизни в диагнозе. Я сам так устроен, так живу, что моя жизнь не предполагает гладких и ровных дорог, я всегда в какие-то тернии старался… По ровным дорогам бесполезно ходить, там уже все вытоптано. А вот в тернии – там можно глаз выколоть, но там и найти что-то можно. Поэтому я всегда старался туда, в тернии – отсюда и вся моя биография. Ну, такой уж уродился. Но я не скажу, что это плохо. Если бы меня спросили, стал бы я в жизни что-то менять – я не стал бы ничего менять. И тюрьму ту, шесть лет, которые мне выпали безвинно, я тоже не стал бы менять.

– Кстати, что вы почувствовали, когда увидели на бумаге: «Нет состава преступления»? Было возмущение? Или вы понимали, что это вам тоже для чего-то надо?

– Да нет, возмущение было вначале, когда меня арестовали, когда предъявили в первый же день здесь, на Ленина, 17, документ такой – «Экспертиза по песням Александра Новикова», там перечислены все песни из альбома «Вези меня, извозчик» и в оскорбительно-пасквильном тоне рецензия по каждой и отдельная рецензия по всему творчеству. Когда я прочитал эту окончательную рецензию – она дословно звучала так: «Автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка» – я понял, что меня ждет. Вот вначале было возмущение, а потом было состояние досады. Я понимал, что сделать ничего невозможно, и у меня внутри было одно убеждение, одно желание: держаться достойно. Я держался.

– Всю жизнь, мне кажется. За это вас и любят.

– Ну, старался.

– Последний вопрос – кого пригласили на концерт в Кремль отсюда, или все сами приедут и никаких специальных приглашений не нужно?

– Если я буду перечислять всех, кого я пригласил, это будет очень долго. Если буду перечислять титулы и звания людей, которых я пригласил, – будет очень хвастливо, очень помпезно. Но я пригласил туда людей вне зависимости от званий. Есть люди, которые занимают очень высокие должности и огромные звания…

– Например, ваш сосед и, как говорят, друг – губернатор…

– Губернатор – да. Он, естественно, как первое лицо – но не потому, что губернатор, а потому, что сосед. Мы с ним дружим, но он, к сожалению, на концерте не будет – он в отпуске. И он просто мне говорит: «Василич, прости, но на концерте я быть не смогу. Я больше никогда не смогу отдохнуть, мне вот дали десять дней»… Ну, он действительно очень устал, была тяжелая выборная кампания, много фарисейства вокруг него, и я не хочу тратить наше время на пересказ всего этого. Он действительно держался очень мужественно, и в силу того, что он человек очень порядочный, очень обязательный – он устал. Он работал с утра до ночи.

– Но поздравит, безусловно, как и поздравят все, кто захочет?

– Да. Он еще чем отличается – он всегда все мне дарит. Часы, по-моему, он мне уже все передарил, ручки все.

– Но у вас есть достойный ответ, да?

– Ну, первую пластинку я подарил ему – как раз перед отпуском зашел к нему домой, он собирался, машина уже его ждала, я подарил пластинку, он уехал, а я поехал по своим делам.

Я пригласил много людей на концерт. Будет полный зал. Проданы все билеты, как и здесь – ни одного билета, переполнен был зал. Но это не имеет значения. У меня в зале все зрители одинаковы, и даже если придет Президент, он будет точно такой же зритель, программа не поменяется, и я не буду говорить специальные здравицы и специально отмечать: «Сегодня на концерт пришел Президент Российской Федерации». Нет, это точно такой же зритель.

Я их пригласил не для этого. Я пригласил, потому что хотел, это мой праздник, у меня день рождения. Я их приглашаю как на свой день рождения. Просто у меня он так устроен, что я на сцене, вот и все.

– Спасибо и с наступающим! Здоровья, творческого долголетия и чтобы глаза всегда так же молодо горели!

– Спасибо! Разрешите подвергнуть вас подарку. Это очень хороший, сатирический, ернический альбом.

– Спасибо, Александр Васильевич. У нас в гостях был Александр Новиков, нам несказанно повезло. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру