Жить и умереть в Камышлове

В некоторых городах бесполезно кричать «Полиция!»

Камышлов — один из немногих свердловских городов, где криминалитет чувствует себя «как дома». Обычные граждане, живущие здесь, сталкиваясь с угрозами преступников, вряд ли могут всерьез рассчитывать на помощь полиции. Известно, что местные уголовники и полицейские находятся в «приятельских» связях. Простые жители уже знают, что на крик «Убивают!» правоохранители в Камышлове отвечают «сальными шутками», а заставить их возбудить уголовное дело порой может только смерть. В этом самом городе живет и властвует полицейский «босс» – начальник Камышловского отдела полиции полковник Шкаев. 

В некоторых городах бесполезно кричать «Полиция!»

Межмуниципальный отдел МВД РФ «Камышловский» по-прежнему якобы работает в городе. А руководителем этого отдела до сих пор является уже не раз оскандалившийся полковник Владимир Шкаев. Ни публикации СМИ, ни многочисленные проверки вышестоящих органов Шкаева, похоже, не смущают. Кажется, что его отдел полиции просто живет в свое удовольствие. А в это время люди вокруг умирают.

Весна оказалась для Камышлова «кровавой». Впрочем, как и остальные времена года. Сегодня мы расскажем о наиболее страшных преступлениях, произошедших в городе за последние недели. Вопрос «Куда смотрит полиция?» задавать не будем.

В случае с Камышловом ответ уже известен. Гораздо важнее знать, куда смотрят органы, контролирующие работу полиции.

Убийство с попустительства

Гибель 27-летней жительницы Камышлова Дарьи Полуяхтовой можно было предотвратить. Если бы у камышловской полиции было желание и способности выполнять работу по защите граждан.

Дарья жила в своей квартире с сожителем – 21-летним Виктором Леонтьевым. Зимой 2014 года, устав от пьянок и побоев, она заявила Виктору, что нужно расстаться. По словам Татьяны, сводной сестры Дарьи, в ответ сожитель заявил, что скорее убьет ее, чем отпустит. В середине марта он сильно избил Дарью.

Дарья и Татьяна в этот же день написали заявление в полицию и потребовали, чтобы правоохранители призвали Леонтьева к порядку. Сначала полиция, пообещав «принять меры», пыталась отложить решение проблемы на некое ближайшее время. И только настойчивое заявление Дарьи о том, что она опасается за свою жизнь не в будущем, а уже сегодня вечером, заставило подчиненных Владимира Шкаева начать работу.

– Мы поехали в квартиру Даши вместе с полицейскими, – вспоминает Татьяна. – По дороге они говорили, что им уже надоели семейные разборки и легче убить скандалиста и в Пышму (река, протекающая в Камышлове. – Прим.) скинуть, чем контролировать.

Хоть и с неохотой, но полиция поначалу все-таки оказала воздействие на Виктора Леонтьева. Участковый Ведерников проконтролировал, чтобы Леонтьев забрал все свои вещи из квартиры Татьяны, и предупредил его о запрете посещать эту квартиру. Правда, никакого решения суда на эту тему не было. По словам Татьяны, полицейский просто взял с задержанного расписку. Минут через 15 после общения с полицейским задержанного отпустили.

С этого дня Виктор Леонтьев стал следить за Дарьей. Он караулил бывшую подругу во дворе и даже спал в ее подъезде у батареи. Один раз, по словам Татьяны, Виктор появился около магазина, в котором работали сводные сестры, с ножом. Татьяна позвонила в полицию, но там ответили, что на вызов не приедут, потому что злоумышленник может спокойно выбросить нож. Были и прямые угрозы убийством, вспоминает Татьяна:

– Он моей маме писал смс-ки: «Извините, Даша возле меня мертвая валяется…».

Сестры просили полицию принять меры для обеспечения безопасности Дарьи, но полиция отвечала отказом.

– Их логика была такой: «Будет труп – будем работать», – вспоминает Татьяна. – Но ведь полиция – это не Следственный комитет, чтобы расследовать уже свершившиеся тяжкие преступления, она должна обеспечивать общественную безопасность граждан!

«Будет труп – будет дело»

До убийства дело могло дойти уже в конце марта. Однажды Леонтьеву удалось подкараулить Дарью с утра. Он вытащил девушку из такси, уволок в подъезд и закрыл в квартире. Татьяна, не дождавшись Дарьи на работе, встревожилась и поехала к ней домой. Из-за двери Дашиной квартиры слышался приглушенный голос: «Помогите!».

После приезда полиции выяснилось, что Леонтьев душил Дарью подушкой и угрожал: «Если откроешь дверь – убью!». Несмотря на заявление, подписанное Дарьей и Татьяной, и явные признаки криминала (незаконное проникновение в жилище, похищение человека, угроза убийством, пытки и т.п.), в тот же день полиция вновь отпустила злоумышленника на свободу. После этого он не переставал преследовать Дарью и звонить с угрозами убийством.

Третье заявление на действия Леонтьева сводным сестрам пришлось писать через неделю. 3 апреля Дарья поехала к маме Татьяны, с планами остаться в ее доме на ночь. Леонтьева это встревожило, и он принялся посылать смс-ки с угрозами. А ночью с помощью ключа, который своровал во время предыдущего «визита», забрался в квартиру Дарьи и спрятался под диваном. Ночью он позвонил Дарье и необычно тихим голосом сказал: «Приезжай домой, тебя ждет сюрприз».

Когда встревоженная Дарья приехала домой, оказалось, что Виктор ограбил ее квартиру, забрав все золотые украшения и деньги. А когда она обнаружила под диваном лежанку Леонтьева, поняла, что в эту ночь он планировал ее убийство, но потом передумал и решил для начала обокрасть. Сестры сразу написали заявление в полицию. Теперь к списку преступлений Леонтьева добавилась кража. Но полицейские не поспешили заняться поисками подозреваемого.

Несмотря на мольбы девушек и заверения, что потенциальный убийца скоро вернется, отдел Шкаева не выделил сотрудника для охраны Дарьи. В результате уже в 10:45 Леонтьев появился снова. Он отключил свет в подъезде и поджидал Дарью. Но когда по требованию девушек к дому соизволила приехать полиция, злоумышленник скрылся, почему-то оставив ключ за щитком счетчика. Дарья и Татьяна вновь попросили полицейских подежурить у дома. Но вновь получили отказ. Вечером этого же дня Дарья была убита.

Около 22:00 4 апреля Дарья возвращалась домой с подругой. Чтобы было безопаснее, подруга проводила Дарью до квартиры. Там ее уже поджидал Леонтьев. Он заявил, что уйдет, только если Дарья позволит забрать из квартиры столярные инструменты. Чтобы отвязаться от преследователя, девушки решили пойти на уступку и отдать ему коробку с инструментами. «Мне нужна только одна вещь», – заявил Леонтьев. Взял из коробки отвертку и воткнул ее Дарье в сердце.

Преступника ищет потерпевший

После нанесенного Дарье смертельного ранения Виктор Леонтьев сбежал. Дарью положили в реанимацию, но усилия докторов не помогли. Девушка скончалась.

Татьяна узнала о смерти сестры в семь утра 5 апреля. После больницы она сразу поехала в полицию, чтобы потребовать поисков убийцы в деревне Русакова Пышминского района. Татьяна была уверена, что именно туда, к своему отцу, уехал преступник.

В Камышловском отделе ее встретил беспечный следователь, который, по словам Татьяны, заявил: «А что нам его искать? Он ведь никого не убил».

– Я сказала полицейскому, что Даша умерла. А он: «Как умерла? Я сейчас поеду брать у нее показания»… А когда понял, что я не шучу, сказал: «Ой! А у меня только смена началась», – говорит Татьяна. – Полиция не только не искала подозреваемого, она даже не знала о смерти потерпевшей!

Понимая, что больше надеяться на отдел Шкаева, из-за безалаберности которого погибла ее сестра, смысла нет, Татьяна была вынуждена, по сути, взять расследование убийства в свои руки. Она попросила своего знакомого съездить в деревню Русакова и проверить, там ли Леонтьев. Вскоре «разведчик» позвонил ей и подтвердил, что пьяный убийца сидит в доме у своего отца.

Только когда Татьяна позвонила в ММО МВД РФ «Камышловский» и сдала полиции преступника, подчиненные Шкаева зашевелились. Но фактически задержание они так и не провели. За них это сделал простой деревенский участковый. Может быть, камышловские «правоохранители» не только ленивые, но еще и трусы?

Следствие ведет отец погибшего

В марте в Камышлове от закрытой черепно-мозговой травмы погиб 27-летний Дмитрий Прозоров. И вновь халатная работа камышловской полиции вынудила потерпевшего – отца Дмитрия – вести расследование своими силами.

12 марта около 20:00 трое ранее судимых граждан нанесли смертельные побои ранее несудимому Дмитрию Прозорову. Подозреваемых задержали. Но вскоре двоих отпустили. Как оказалось, с одобрения полиции, всю вину взял на себя один из подозреваемых, которому вскоре все равно пришлось бы сидеть (17 марта его ждал суд по «наркотической» 228-й статье).

– Эта сделка с полицией оказалась выгодна всем, – рассуждает отец погибшего Юрий Прозоров. – Полиции меньше работать. Двое преступников на свободе.

А третьему не привыкать. Во-первых, ему все равно сидеть за наркотики, во-вторых, он уже отсидел за убийство.

К тому же теперь он уже идет не как участник группы и может рассчитывать на уменьшение срока примерно на треть – за «явку с повинной». Но о какой явке с повинной может идти речь, если подозреваемый скрывался от следствия и был задержан?

Интересно, что полицейские Шкаева проводили допросы задержанных и свидетелей так «умело», что умудрились пропустить еще одно преступление убийц Дмитрия Прозорова. В роковой вечер 12 марта, расправившись с Дмитрием, эта троица вышла на улицу и во дворе избила прохожего. После расправы мужчина появился на работе только через три дня – со следами побоев на лице и теле.

Юрий Прозоров, узнав об этом избиении, рассказал пострадавшему, кем были его обидчики. В результате этот мужчина подал заявление в полицию. Получается, что не полиция, а родственник убитого самостоятельно провел следственные действия и вскрыл преступление!

По логике полиции получается, что в квартире, без посторонних глаз, Дмитрия убивал один, а двое стояли в сторонке. Но через несколько минут после убийства, уже на улице, они накинулись на прохожего втроем (поскольку пострадавший остался жив, этот факт подтверждается легко). Заявление избитого гражданина могло серьезно изменить ход дела. При честном и ответственном подходе к делу, разумеется.

– Один взял все на себя, а двоих отпустили. Надо было на какой-то период задержать их и расследовать дело, – говорит отец Дмитрия.

– О каком случайном убийстве и одном обвиняемом можно говорить, если даже по состоянию квартиры, в которой все перевернуто, понятно, что там просто бойня шла!

Анализ всех обстоятельств мог заставить полицию и следователей обратить внимание на участие в обоих преступлениях всей троицы подозреваемых. Причины, по которым этого сделано не было, на наш взгляд, могут стать основанием для возбуждения еще одного дела – уже против «правоохранителей».

Оценка деятельности территориальных органов МВД России по муниципальным образованиям Свердловской области (статистические показатели) февраль 2014 г.

Но вряд ли камышловские полицейские понесут наказание. Так «совпало», что дело об убийстве Дмитрия Прозорова ведет старший следователь Камышловского межрайонного следственного отдела Петькова М.В. Та самая, что уже неоднократно писала отказы в возбуждении уголовных дел против Владимира Шкаева и его подчиненных (мы рассказывали об этом в предыдущих публикациях).

– Следователь ничего объяснить пока не может, – говорит Юрий Прозоров. – Она еще ни разу меня не вызывала. Я только сходил, подписал бумаги, что я потерпевший как отец. Петькова сказала, что будет много экспертиз, когда их проведут, меня вызовут и познакомят с заключениями и материалами дела. Уже второй месяц, и никто меня не вызывает.

И это еще не все. Когда за дело берутся камышловские правоохранители, преступник может не только уйти от ответственности, но и стать обвинителем. По словам отца погибшего, оказавшись на свободе, предполагаемые убийцы вошли в такие доверительные отношения с местной полицией, что уже сами жалуются.

– Они говорят следователю, что я хочу их убить! Говорят, что я охотник, у меня есть ружья и я могу застрелить, – рассказывает Юрий Прозоров. – Представляете?! Такими темпами скоро на меня дело заведут!

Убийственный город

В марте в Камышлове произошла еще одна жестокая криминальная разборка.

В центре города, на улице Карла Либкнехта, стреляли в так называемого коллектора (сборщика долгов), известного по кличке «Чернобыль». Приехав по адресу должника, «Чернобыль» в свойственной ему напористой манере стал требовать денег. Между должником и коллектором возникла ссора, в результате которой первый выстрелил «Чернобылю» в лицо из обреза охотничьего ружья. Сразу причинить серьезные увечья коллектору не удалось, поэтому должник догнал его и выстрелил повторно.

Должник-преступник подался в бега. Наверняка, его можно было поймать по горячим следам. Если бы дело не происходило в Камышлове… Вероятно, преступление даже можно было предотвратить, ведь на методы работы пострадавшего коллектора давно жаловались горожане. Тем более что функции полиции во многом и заключаются в профилактике подобных случаев. Но это, похоже, где-то в других краях. Не в Камышлове.

Преступления замалчиваются!

Не много ли убийств произошло в Камышлове только за последние недели? А сколько их было за год? Наверняка, очень много. Только информация об этом почему-то недоступна.

Новости Яндекса, главного российского ресурса по поиску в Интернете, по запросу «Камышлов убийства» за этот год показывают только публикации «МК-Урал» (неужели о беззаконии в этом городе пишем только мы?).

О других убийствах в Камышлове за целый год в Интернете – ни строчки! Даже страшно становится при мысли о поездке в этот город. Убьют, и никто не узнает…

В 2014 году количество тяжких и особо тяжких преступлений в Камышлове серьезно возросло. Это подтверждается в отчете об итогах работы за первый квартал за подписью самого полковника Шкаева. Всего в городе за первый квартал зарегистрировано на 18,9% преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года.

И пока в подведомственном городе «льется кровь», высокопоставленные полицейские из ММО МВД РФ «Камышловский» продолжают занимать насиженные места и даже иногда получают награды. «МК-Урал» уже писал, что полковника Шкаева и его подчиненных не так-то просто привлечь к ответственности за многочисленные нарушения, приводящие к гибели граждан. Слишком тесно связаны друг с другом разные силовые структуры в Камышлове и в обиду друг друга не дают. Только вот с ФСБ шутки плохи.

Как сообщают свердловские СМИ, начальником ММО МВД РФ «Камышловский» Владимиром Шкаевым и статьями «МК-Урал» о его деятельности заинтересовались в Федеральной службе безопасности РФ. Говорят, что кроме материалов СМИ изучению подвергнется компромат, добытый в отношении Шкаева самими сотрудниками спецслужб. Также возможно, что для усиления контроля над работой Шкаева заменят оперуполномоченного Управления ФСБ по Свердловской области, курирующего работу полиции Камышловского района.

Поиски справедливости продолжаются

Похоже, что на сегодняшний день о противоправной деятельности Шкаева уже знают во всех компетентных органах. В том числе – в администрации Президента Российской Федерации.

В январе 2014 года коллективное письмо на имя Владимира Путина по фактам противоправной деятельности руководителей ММО МВД РФ «Камышловский» направили два жителя Камышлова: Михаил Сидоров – отец погибшей весной 2012 года Любови Хвостовой, и Павел Грибков – местный предприниматель, заявляющий о давлении на бизнес со стороны полиции Камышлова.

Как уже сообщал «МК-Урал», Михаил Сидоров просит дать оценку действиям полицейских во главе со Шкаевым, состоящих в дружеских отношениях с уголовником, замешанным в убийстве его дочери.

Благодаря этим отношениям криминалитет длительное время препятствовал раскрытию преступления, оказывалось незаконное воздействие на свидетелей и т.п. Позже Владимир Шкаев и его подчиненные заявили, что в преступных связях не состоят, умысла развалить дело не имели, друзей-бандитов не выгораживали.

Не удивляет, что старший следователь Мария Петькова, также ведущая дело об убийстве Дмитрия Прозорова, полицейским поверила. Но не поверил отец погибшей – Михаил Сидоров. Поэтому и появилось письмо на имя Президента РФ.

Павел Грибков, руководитель компании «Азурит», в письме к Владимиру Путину рассказывает о давлении на его бизнес. По словам Грибкова, отдел Шкаева почти парализовал работу компании проверками, штрафами, другими силовыми действиями. А потом Грибкову пришлось бесплатно работать на дачных участках двух боссов – Владимира Шкаева и начальника ГИБДД Камышлова Александра Кренина – в обмен на «общее покровительство».

В результате ООО «Азурит» понесло убытки на сотни тысяч рублей.

Оперативно-розыскная часть собственной безопасности ГУ МВД России по Свердловской области сообщила, что изложенные Грибковым факты в ходе проверок подтвердились. Однако в Камышловском межрайонном следственном отделе поверили, что Шкаев и его подчиненный не имели преступного умысла и отказали в возбуждении уголовного дела. Как вы думаете, кто писал этот отказ? Правильно, уже знакомая нам Петькова М.В.

Убедившись, что в Камышлове искать справедливость бесполезно, Павел Грибков, как и Михаил Сидоров, решил отправить письмо Путину.

Как выяснил «МК-Урал», дело по этому письму движется. В феврале пришел документ из Главного управления собственной безопасности МВД России, в котором сказано, что обращение для проверки направлено в свердловский полицейский главк. При этом ГУ СБ МВД России взяло на федеральный контроль проведение данной проверки.

Уже в начале апреля пришло сообщение от ОРЧ СБ ГУ МВД РФ по Свердловской области:

«По Вашему обращению на имя Президента РФ о противоправной деятельности руководителей межмуниципального отдела МВД России «Камышловский» проведена проверка. По изложенным фактам сотрудниками подразделения ранее проводились проверки, информация нашла свое подтверждение.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ материалы проверок по фактам противоправной деятельности руководителей межмуниципального отдела МВД России «Камышловский» направлены для принятия решения в Следственное управление Следственного комитета России по Свердловской области».

Таким образом, представители областного полицейского главка еще раз подтвердили факты нарушения со стороны Шкаева и его отдела. Сможет ли старший следователь Петькова из Камышлова и на этот раз отказать в возбуждении уголовного дела? Или авторитет управления собственной безопасности регионального полицейского главка для нее все-таки что-то значит?

Параллельно с подразделением Следственного комитета факты противоправных действий Шкаева проверяет Камышловская межрайонная прокуратура. В недавнем письме она сообщает, что срок проверки продлен с 9 до 24 апреля. Это вызвано необходимостью «истребования и изучения материала служебной проверки, проведенной ГУ МВД РФ по Свердловской области по факту бездействия должностных лиц МВД, материала доследственной проверки, а также опроса Грибкова». Продление проверки на 15 суток, которые скоро истекают, не проблема. Главное, что на этот раз прокуратура, похоже, взялась за Шкаева серьезно. Впрочем, делать выводы пока рано. Нужно дождаться официального отчета об итогах проверки.

За многочисленные нарушения в ММО МВД РФ «Камышловский» полковник Шкаев уже получил представление о неполном служебном соответствии. Вероятно, возбужденное уголовное дело поможет ему наконец покинуть насиженное место.

Конечно, не всем в Камышлове это понравится. Коррупционеры из других правоохранительных структур и бандиты будут недовольны. Зато законопослушные граждане точно останутся в выигрыше. Наверняка человек, который придет на место Шкаева, сможет вернуть почти утраченное доверие к полицейским. Сделать это, в общем, не сложно. Надо просто меньше дружить с криминальными авторитетами и больше работать. И если кричат: «Убивают!», полицейский должен понимать это буквально. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру