Патриотизм деньгами не измеряется

Герой Советского Союза рассказал школьникам Верхней Пышмы о буднях войны

22 апреля руководство музея военной техники УГМК организовало для учащихся трех школ города встречу с последним из ныне живущих на Среднем Урале Героев Советского Союза Николаем Михайловичем Григорьевым. Ветеран рассказал детям, как он заслужил звание Героя, о легендарных героях войны и о том, что такое – патриотизм. 

Герой Советского Союза рассказал школьникам Верхней Пышмы о буднях войны

Вообще, мероприятия формата «встреча с ветераном» тридцатилетним, к примеру, знакомы только по младшим классам.

В 90-е тема патриотического воспитания отступила на задний план и на классные часы больше не приходили седые мужчины в увешанных медалями военных кителях. Поэтому, не знаю уж, как коллеги, а я испытал чувство легкой ностальгии, глядя, как Николай Михайлович усаживается в кресло перед аудиторией, полной школьников.

– В армии я служил с 17 лет, с 1943 года. Прошел две войны, дважды был ранен: в грудь и в левую ногу. Учился в двух училищах, вначале в пехотном, затем в высшем общевойсковом, – в помещении мгновенно воцарилась тишина, слышен был лишь тихий, но твердый голос ветерана.

Призван Николай Григорьев был в пулеметчики, однако скоро был переведен в разведвзвод и всю Великую Отечественную войну прослужил в разведке 354-й стрелковой дивизии 65-й армии ВС СССР.

– Прошел Украину, мы освободили Черниговскую область, Сумскую, и при взятии Конотопа я был ранен в грудь. После Украины выдвинулись в Белоруссию, наша дивизия участвовала в операции «Багратион» (одна из крупнейших советских наступательных операций Советской армии. – Прим ред.). Под Бобруйском наши войска окружили порядка 40 тысяч немцев, но взять сразу мы их не могли – немцы хорошо окопались, у них было много техники и оружия. Разведроте поступило задание: берите «языков». Вы, ребята, хоть знаете, кто такие «языки»? – обратился Николай Михайлович к залу.

Пленных они отпускали обратно, те должны были сообщить товарищам время и место «открытых» участков фронта, где можно сдаться в плен. Однако те голосу разума не вняли и закончить войну без лишней крови не захотели. Поэтому разведчики получили новый приказ: зайти в тыл окруженной группировки, перерезать связь, посеять среди врагов панику и подать своим товарищам сигнал к наступлению. «Все 40 тысяч были ликвидированы», – лаконично заканчивает эту историю ветеран.

Далее часть, где служил Григорьев, двинулась на запад, форсировать белорусские болота. Оборона у немцев на этом направлении была слабая – лишь кое-где они отсыпали грунт, клали настил и устраивали там пулеметную точку. Местные подсказали разведчикам – нужно сделать «мокроступы» – специальные широкие лапти для ходьбы по болотам. Легкую артиллерию перетаскивали по «гатям», настилам из бревен и коры.

Звезда Героя

Вскоре часть Николая Григорьева перешла границу СССР и вошла в Польшу. Именно здесь, под Пултуском (город севернее Варшавы), Николай Михайлович в жестоком самоубийственном бою и заслужил звание Героя Советского Союза.

– На нашем пути оказалось две реки: Висла и Нарев (ее приток. – Прим. ред.). Форсировать реки было опасно, очень многие гибли: ранили человека, он и утонул. И стрелять на плотах невозможно, – продолжает он.

Вскоре разведка получила новый приказ: форсировать реку и разведать оборону. 15 разведчиков бесшумно переплыли реку, прошли колючую проволоку, которую нужно очень вначале аккуратно разрезать – иначе взорвутся прикрепленные к ней гранаты, минное поле, спираль Бруно («если у вас есть домашнее одеяло, накидываете и перелезаете, но мы шинели перекидывали»), противотанковое минное поле («здесь уже было легко, танковые мины взрываются только при усилии в 500 кг»), и вот – показались вражеские траншеи.

– Немцы не ожидали нас увидеть, забегали, началась рукопашная, мы начали стрелять, бросать гранаты, – рассказывает Николай Михайлович. – В итоге мы заняли участок берега 200 на 300 метров. Наступило утро, немцы решили отбить плацдарм, кинулись в бой, весь день нас атаковали. К вечеру нас осталось в живых трое. Мы посовещались, что делать дальше… Прыгать в реку? Отступать нельзя. Решили держать оборону до последнего. Ночью наши начали форсировать реку на этом участке. Благодаря тому, что берег был освобожден от врага, при переправе погибло гораздо меньше людей. К приходу наших двое моих товарищей были ранены, а я контужен. Нас всех отправили в госпиталь.

За взятие стратегически важного для наступления плацдарма командование отправило в октябре 1944 года документы на присвоение Николаю Михайловичу звания Героя Советского Союза.

Вторая война

Правда, свою награду он получил только в 1947 году, штабисты никак не могли «угнаться» за Григорьевым (орден Красной Звезды ему был вручен еще позднее, в 1956 году). Из подмосковного госпиталя через полгода его направили в батальон выздоровления (где Николай Михайлович и встретил Победу), затем в эшелон – и на восток, сражаться с японцами.

Складывалось ощущение, что гость рассказывает о войне нарочито безэмоционально. Про жаркие степи Манчжурии, которые советские войска пересекали пешком, и воды было – один котелок на 50 километров пути. Про охоту на остатки японских войск, в которой принимало участие все население оккупированных китайских территорий. Про то, что никто из его разведвзвода не воспользовался предложением командования поехать домой – все хотели дойти до Порт-Артура.

– Вы часто вспоминали войну? – задал один из детей вопрос уже после встречи.

– Постоянно вспоминаю. Часто снится, – ответил Николай Михайлович.

– А Вы много «языков» поймали? – спросил другой школьник.

– Я и не помню, иной раз несколько десятков мы приводили. Помню, многие плакали, мол, я пекарь, а я ткач, мы, мол, не виноваты, нас заставили воевать… Один раз власовца поймали.

Патриотизм

– Дети, как вы думаете, почему Советская армия всегда выходила победителем в войнах? Ведь был и Халхин-Гол, и другие войны, – обратился Николай Михайлович к слушателям. – Был советский патриотизм, главный козырь, который воодушевлял солдат и мирное население. Героизм проявляли не только одиночки, но и целые подразделения!

– А нужно ли сейчас развивать патриотизм? – спросил Данил из школы №1.

– Обязательно. Ведь патриотизм – это движение к хорошему.

Николай Михайлович уже редко выбирается из дома – в силу возраста (ему уже 90 лет), да и ранение ноги дает о себе знать. Поэтому состоявшаяся встреча по-своему уникальна: ветеран уже практически не проводит подобные встречи вне квартиры, но в этот раз он решил совместить «приятное с полезным». После встречи с подрастающим поколением Николай Михайлович ознакомился с экспозицией выставочного центра. Экскурсию провели представители компаний УГМК и «Уралэлектромедь» (последняя как раз и курирует центр). Попутно ветеран комментировал экспонаты, узнавая «старых знакомых» среди вооружения.

– Дорого, наверное, было все это оборудовать? – напоследок спросил гость.

– Патриотизм деньгами не измеряется, – ответил экскурсовод. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру