Клоун с весной в сердце

9 апреля директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский отпраздновал свой 65-летний юбилей

Торжество прошло, конечно же, в цирковом манеже. Поприветствовать юбиляра приехали руководители цирков из многих российских городов – от Владивостока до Калининграда. Анатолия Павловича поздравили губернатор области, депутаты Заксобрания, глава города Екатеринбурга, депутаты городской Думы и другие высокопоставленные персоны. Но главными гостями, как всегда, стали обычные зрители, которые пришли на праздничное представление. 

9 апреля директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский отпраздновал свой 65-летний юбилей

В этот вечер на арену со своими номерами выходили как прославленные в России и мире артисты, так и начинающие. Своими репризами гостей радовали клоуны Хуш-ма-Хуш (Германия) и Дэвид Ларибль (Италия), известные российские клоунские дуэты: отец и сын Просвирнины, Мик и Мак (Николай Кормильцев и Андрей Шарнин), народный артист России Грант Ибрагимов со своими дрессированными медведями, акробаты на подкидных досках под руководством народного артиста – Вячеслава Черниевского, артисты детской студии воздушной гимнастики и акробатики. Сам Анатолий Павлович выступил вместе с молодежной танцевальной группой и прокатился по манежу на двухметровом моноцикле, еще раз доказав, что в свои 65 он не только руководитель, но и по-прежнему артист.

И это далеко не все о нем

Анатолий Марчевский руководит Екатеринбургским цирком более 19 лет. В 1994 году после назначения на эту должность ему нередко приходилось слышать шутки в свой адрес, связанные с тем, что по первой своей профессии он – клоун. В этом качестве к нему еще в 1970-е годы пришло международное признание. В Париже в 1976 году он первым из советских артистов получил медаль Сержа Вебера как лучший комический актер года во Франции – эту награду ему присудило журналистское сообщество, в Брюсселе ему был вручен цирковой «Оскар», а в Монте-Карло – приз Тристана Реми. Звания, медали, ордена, грамоты и другие награды, полученные в России Марчевским-артистом и Марчевским – руководителем цирка, составляют длинный список.

Став директором, на остроты в свой адрес он реагировал легко, без обид, нередко цитируя высказывание своего друга и учителя, великого клоуна и тоже руководителя цирка – Юрия Никулина: «Лучше клоун директор, чем директор – клоун».

За годы работы в Екатеринбургском цирке Анатолий Павлович создал более 120 программ как автор-сценарист и режиссер-постановщик в одном лице. Среди них – спектакли «Здравствуй, Клоун!», «Бенефис Рыжего Клоуна», «Сердце Клоуна», «Берегите клоунов», «Волшебный бал Золушки», спектакль «Салют Победы!», поставленный в честь 60-летия Победы, спектакль «Где живет Новый год?», «Новогодняя шкатулка» и другие.

По руководством Марчевского Екатеринбургский цирк стал лучшим цирком Российской государственной цирковой компании. Уже пятый год благодаря ему в Екатеринбурге проходит Всемирный фестиваль клоунов.

Кроме того, с 2000 года Анатолий Павлович является депутатом Законодательного Собрания Свердловской области, работая в комитете по социальной политике. В 2003 году по его настоятельной рекомендации при Заксобрании был создан и работает совет по охране здоровья, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Полдня не на манеже

Через день после праздничного выступления состоялась встреча юбиляра с журналистами. Но и здесь Анатолий Павлович не мог позволить себе быть скучным. Вместо того чтобы отвечать на заготовленные представителями СМИ вопросы, он полностью взял инициативу в свои руки и завладел вниманием публики. В результате мы услышали увлекательный рассказ уникального человека о его жизни, взглядах на развитие страны и цирка, рассказ иногда смешной, иногда исповедальный, иногда – весьма серьезный. Ниже мы приводим некоторые из его высказываний.

О кумирах

Моими главными кумирами в цирке были Леонид Енгибаров и Юрий Никулин. В кино – Луи де Фюнес, актер с цирковой эксцентрикой, с потрясающей органикой.

А вот кто такой Жерар Филипп, я в молодости не знал. По крайней мере на тот момент, когда после выступлений советского цирка в Париже французская пресса назвала меня «Жерар Филипп в манеже». Тогда за месяц в газетах вышло более 100 рецензий, в которых меня именовали то «наследником Чарли Чап-лина», то «русским клоуном-бомбой».

Я считаю себя в равной степени последователем Никулина и Енгибарова, хотя это два абсолютно разных направления клоунады. И с обоими у меня есть значительные различия. У Никулина была уникальная энергетика, которая заставляла смеяться, когда он просто выходил на манеж. В этом плане я не в такой степени одарен природой. А Енгибаров – клоун-философ, интеллектуал. Его пресса называла «клоуном с осенью в сердце». А меня – «клоуном с весной в сердце». Ведь все же мы с ним по-разному воспринимали мир.

О судьбе российского цирка

– Я рад, что к числу своих заслуг могу отнести то, что при моем участии российский цирк был спасен от приватизации. Известно, что цирк был включен в программу приватизации государственной собственности. А на одном из заседаний правительства тогдашний министр культуры даже утверждал, что «цирк нам не нужен».

С 2001-го по 2005 год я входил в совет по культуре при Президенте РФ. Мне тогда удалось донести до президента мысль, что приватизация обернется перепрофилированием недвижимости, принадлежащей российским циркам, и утратой наших достижений в области циркового искусства. Я предложил отнести цирк к категории детских театров, и президент эту идею поддержал. В итоге Владимир Владимирович Путин принял решение о недопустимости приватизации детских театров, а значит, и цирки остались государственными предприятиями. За весь постперестроечный период ни один из них не был приватизирован.

Культура должна быть доступной, и цены на билеты не должны быть высокими. Учреждения культуры, здравоохранение, образование – все эти сферы, должны финансироваться государством. Цирк – это наше национальное культурное достояние. Такого уровня развития циркового искусства нет нигде в мире. Не случайно во всемирно известном цирке «Дю Солей» две трети артистов – воспитанники российской цирковой школы.

Цирк должен быть государственным, отражать государственную политику в развитии культуры, воспитании детей.

Зачем нам нужен цирк

– В 70-е годы я работал в московском цирке на Вернадского и получал множество писем от зрителей. Одно из них пришло от студентки 3-го курса МГУ, – рассказал Анатолий Павлович. –

«Два года назад умерла моя мама, мой единственный близкий человек, – писала она, – и я осталась совсем одна. В течение двух лет мои друзья-однокурсники пытались вернуть мне интерес к жизни, водили в театры, на концерты, танцевальные вечера. Но меня ничто не трогало, просто не хотелось жить. Но однажды они меня едва ли не насильно привели в цирк, и я впервые за два года засмеялась. Пелена спала с глаз, и я снова увидела лица друзей, захотелось жить. Спасибо вам за ваше искусство!». Я до сих пор помню это письмо, и уверен, что это и есть смысл нашей работы – приносить утешение в трудные моменты, давать веру в жизнь, пробуждать лучшие человеческие качества.

– Я как личность и гражданин сформировался в советское время и ценю то лучшее, что было у нас, – вспоминает Марчевский. – Трудно спорить с тем, что морально-нравственный климат тогда был более благоприятным.

Сегодня происходит потеря нравственных ценностей. А истинная культура – это наше оружие против культурного «фаст-фуда», который нас окружает и дезориентирует наших детей. Они перестают понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Зато большие рейтинги имеют такие передачи, как «Дом-2», дети зомбированы телевизором, на экране которого море насилия. Мы должны что-то противопоставить этому влиянию.

Что делать в этой ситуации? Я всегда говорил и говорю: в России до сих пор отсутствует государственная политика в области культуры и, в частности в области развития циркового искусства. Это положение необходимо изменить. Необходимо, чтобы культура стала приоритетным национальным проектом.

Ради этого я работаю в Заксобрании, а не потому, что мне нужна власть как таковая. Надеюсь, что благодаря моим усилиям и поддержке моих единомышленников финансирование культуры в Свердловской области, которое сегодня составляет всего 1,1% бюджета, будет увеличено.

О поддержке цирка

– За 19 лет моего пребывания на посту директора я не получил ни рубля от государства. Наш цирк – единственный в системе Росгосцирк, который самостоятельно держится на плаву. Создавать новые дорогостоящие постановки, проводить фестивали нам удается за счет поддержки благотворителей, друзей нашего цирка. Но вообще-то привлечение спонсорских денег не входит в обязанности директора. Зрители в других городах имеют право видеть цирковые спектакли не ниже уровнем, чем в Екатеринбурге. Нижнетагильский цирк, например, не в состоянии изыскать такие же средства, как мы. Поэтому я считаю необходимым формирование государственного заказа. Отечественная литература предоставляет богатейший материал, на основе которого можно создавать постановки, воспитывающие наших детей. Хотелось бы, чтобы спектакли были с качественным светом и звуком, красивыми костюмами.

Наш последний спектакль «Новогодняя шкатулка» по мотивам уральских сказов показал, как зритель соскучился по спектаклям, где звучит русская музыка и все оформлено в русском народном стиле. Мы должны сохранять свою самобытность, свое лицо.

О репутации

Привлечение дополнительных средств было бы невозможно без той репутации, которая сложилась у Екатеринбургского цирка. А она такова, что представления даже не нуждаются в рекламе. Билеты на новогодние спектакли начинают спрашивать в октябре, не интересуясь при этом, какой именно спектакль готовится. И это доверие к нам хочется сохранить. Для этого я езжу по всей России, приглашая лучших артистов с лучшими номерами, сколько бы это ни стоило. Но непременное условие – их высокая культура, чистота, отсутствие пошлости. В их выступлениях должно быть нечто доброе, умное – то, чего сегодня так не хватает зрителю. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру