Бесценныи берет

Бойцы ОМОНа сдали экзамен на право ношения черного берета

Девушки часто и много любят рассуждать на тему «Настоящий мужчина — какой он?». Наверно, для женщин любого возраста этот вопрос такой же риторический, как гамлетовский «Быть или не быть». Сколько женщин, столько и мнений. Настоящий мужчина может быть юным подростком или пожилым стариком. Он может быть толстым или худым. Высоким или низким. Он может работать продавцом в магазине электроники, а может быть успешным бизнесменом. Но как бы девушки ни спорили, все до одной приходят к выводу, что главные качества этого самого «настоящего мужчины» – смелость, решительность и сила. 

Бойцы ОМОНа сдали экзамен на право ношения черного берета

Сфера деятельности или внешний вид никогда не являются показателем этой самой «настоящести». Ну, или почти никогда. Существует ряд профессий, в представители которых «ненастоящих» не берут. Ведь и отвага, и решительность, и сила – это не только признаки «настоящести», это еще и в некоторых случаях профессиональные качества. Когда мужчина служит в полиции, он просто не может ими не обладать. А полицейским, проходящим службу в ОМОНе, приходится эти самые качества постоянно доказывать.

Мне посчастливилось убедиться в этом лично. Мы оказались на базе ОМОН ГУ МВД России по Свердловской области в день сдачи финального экзамена на право ношения черного берета. Этот головной убор для бойца ОМОНа – символ достоинства, отваги, чести. Я часто слышала о черном берете, но даже и представить не могла, каким адским трудом ребята завоевывают право ношения этого головного убора. Да-да, именно завоевывают. Ведь квалификационные испытания – это война. Война с самим собой. Война сильной стороны со слабой. Война, побеждают в которой выносливость, решительность и воля.

В день экзамена погода была явно не на стороне бойцов: сыро и грязно. Перед началом испытаний старший инструктор по боевой и физической подготовке Станислав Николаев внимательно проверил обмундирование претендентов на черные береты. Затем ребята почтили минутой памяти погибших коллег, преклонив колено перед мемориальной доской возле часовни.

Мы сели в «батон» (так сопровождающие нас ребята называют старый добрый УАЗ-452). Впереди ехал БТР, а сзади – бронированный «тигр» (ГАЗ-2330). За рулем автомобилей сидели сотрудники полиции, которые уже получили свой бесценный черный берет. Из рассказа полицейских мы узнали, что дистанция по лесополосе составляет восемь километров, и пройти – точнее пробежать – ее необходимо в экипировке, которая весит аж четырнадцать килограммов.

На первом этапе дистанции отряду претендентов на черные береты пришлось отжаться и пропустить над своей головой БТР. Скажем прямо, зрелище не для слабонервных. Даже когда находишься в нескольких метрах от бронетранспортера, чувствуешь тяжесть этой двадцатитонной машины. Чуть позже один из проходящих дистанцию бойцов Богдан Штефан скажет, что самое главное, когда ты находишься под БТР, – правильное выполнение действий; здесь нет места ошибкам, а значит, и страху, нужно быть уверенным в том, что ты делаешь.

На следующем испытании бойцы прошли по болоту, где самое главное – сохранить оружие в боевом состоянии. Как нам рассказали полицейские ОМОНа, уже получившие черные береты, экзамен считается пройденным только в том случае, если на финальном этапе из автомата будет произведен выстрел. АК-74 заряжен одним-единственным патроном. Бывали случаи, когда ребята доходили до конца дистанции, но выстрела не происходило. Кто-то, например, терял магазин в дороге, кто-то допускал попадание грязи в механизм автомата. Правила таковы, что собрать-разобрать «калаш» уже нельзя – боец должен дойти до конца с одним патроном в магазине и совершить выстрел – символ победы над собой.

После болота моросящий дождь уже не ощущается. Даже я прочувствовала победу характера над погодой. Конечно, мои условия прохождения дистанции были гораздо комфортнее, чем у бойцов – они промокли до нитки, грязь стекала с их и без того тяжелой экипировки, но поверьте, осень в лесу – тяжелое испытание для журналиста. Только мы-то садимся в «батон» и едем на следующий этап, а будущие «черные береты» продолжают движение на собственных ногах.

На следующей точке испытания снова начинаются с отжиманий. «Сначала бойцы отжимаются столько, сколько могут, а потом столько, сколько нужно», – пояснил один из сопровождающих нас полицейских. В этой фразе вся суть характера сотрудников ОМОНа: даже если сил уже нет, ты все равно должен сделать то, что должен. Здесь же бойцам предстоит пройти гуськом с поднятым над головой оружием, проползти по земле под взрывы гранат и залп автоматной очереди, встать и снова продолжить бег.

Четыре километра пройдено. Ровно половина. Еще столько же – и черный берет в руках. Я представляю, о чем могут думать бойцы, представляю, что может происходить у них в голове, и даже начинаю переживать за каждого из них – так хочется, чтобы эти ребята справились с поставленной целью, чтобы каждый совершил свой заветный выстрел. Но впереди еще несколько испытаний, и главное – быть собранным. Когда силы на исходе, очень важна поддержка сослуживцев и старших товарищей. Старший инструктор по боевой и физической подготовке Станислав Николаев подбадривает ребят то добрым, то «крепким» словом. Краповый берет на его голове – символ того, что нет предела человеческим возможностям.

А значит, и сегодняшние претенденты на бесценный берет смогут дойти до конца.

На следующем этапе полицейским предстоит сначала проползти между горящими шинами, а затем – прямо под колесами бронетранспортера. Всех журналистов провели по краю дороги на безопасном расстоянии от огня. Однако мой меховой жилет все равно пропах гарью, а глаза слезились от дыма. Но у бойцов нет возможности подумать о слезящихся глазах или неприятном запахе. И, справившись с заданием, омоновцы продолжают бежать по дистанции.

Когда мы добрались до следующей точки, водители автомобилей разложили на земле тряпичные сумки цвета хаки. Позже выяснилось, что в них противогазы. Отряд подбежал к нашим машинам, выстроился, буквально за несколько секунд надел на себя противогазы и побежал через задымленную территорию. Мы отправились следом. Наш «батон» проехал приличное расстояние, прежде чем видимость возобновилась. Я даже не заметила, как омоновцы сняли с себя противогазы – зато заметил водитель: он остановился, вышел и собрал оставленные на участке средства защиты. Замечу, что один противогаз мы никак не могли найти. Как оказалось, неизвестному бережливому бойцу совесть не позволила оставить посреди дороги госимущество, и он продолжал бежать с лишним килограммом в руках.

Лесная зона подошла к концу. Теперь бойцам предстояло пройти полосу препятствий, заранее подготовленную сотрудниками ОМОНа. На этой полосе предусмотрено множество конструкций: тут и лестница из шин, и бетонные трубы, и забор из колючей проволоки. Финальной точкой полосы препятствий оказался тир. В нем омоновцы проверяли свою меткость. Стреляли из пистолета Макарова.

До заветного берета осталось совсем немного. Предстоит пройти самый зрелищный этап – спарринг по рукопашному бою. К огороженной территории подтянулись сотрудники ОМОНа, желающие поддержать своих коллег.

Несколько бойцов, уже имеющих черный берет, надели боксерские перчатки и вышли на импровизированный ринг. У омоновцев, сдающих сегодня экзамен, есть всего минута отдыха. И то за эти шестьдесят секунд бойцам необходимо надеть на форму красный халат, подпоясаться, встать напротив соперника и занять боевую стойку. Инструктор дает команду. Бой начался. В первом раунде сегодняшние претенденты на черные береты боролись друг с другом. Во втором – с сослуживцами, уже получившими заветный головной убор. Признаюсь, я пару раз закрывала глаза – не могла смотреть, как бежит кровь из носа изможденных омоновцев. Когда закончились оба раунда, я подумала, что это были самые долгие шесть минут в моей жизни. Сложно представить, насколько долгим показалось это время для измотанных дистанцией бойцов.

Пришел черед последнего испытания. Марш-бросок, полоса препятствий, рукопашный бой – все позади. Осталось только выстрелить из автомата. Нервы натянуты до предела. Бойцы выстроились в ровную линию. Вокруг воцарилась тишина. Сотрудники ОМОНа, которые пришли поболеть за своих товарищей, затаили дыхание в ожидании выстрела. Вот он – решающий момент. Полицейские по очереди называют свои фамилии, передергивают затвор автомата и стреляют. К счастью, автоматы сегодня выстрелили у всех. Раздались громкие аплодисменты. Ребята начали поздравлять друг друга и пожимать руки.

Долгожданный момент настал. Командир ОМОН ГУ МВД России по Свердловской области Юрий Коржанов поздравляет бойцов с получением права на ношение черного берета. Полицейские по очереди подходят за своим заслуженным головным убором. Произнеся клятву: «Служу Российской Федерации, служу ОМОНу!» – встают на колено и целуют только что отвоеванную у самого себя награду – бесценный черный берет. 

Станислав Николаев, старший инструктор по боевой и физической подготовке ОМОН ГУ МВД России по Свердловской области:

– Черный берет является символом доблести и чести наших сотрудников.

В этот раз к финальному этапу из девяти человек дошли семь. В ходе совершения марш-броска отрабатывались различные тактические элементы. Упражнения физической подготовки направлены на то, чтобы измотать бойцов до предела. После прохождения изнуряющей полосы препятствий бойцы стреляли в тире из пистолета Макарова на «поражение» в условного вооруженного преступника. После происходит проверка автомата.

У нас для прохождения марш-броска выдается один боеприпас. Бойцы проходят испытания с заряженным оружием. Если после прохождения дистанции у кого-то из бойцов оружие не выстрелило – он не проходит дальше. Сегодня оружие у всех бойцов было сохранено. Заключительным этапом являются рукопашные поединки. Сегодняшний день – это финальная часть всех квалификационных испытаний. Сами испытания начались неделю назад: кандидаты сдавали физическую и морально-психологическую подготовку, нормативную базу по топографии, минно-подрывное дело, знания законов, горную подготовку, выезжали на тактические здания, осуществляли штурм здания через оконные проемы. Все эти испытания – отправная точка для дальнейшей службы, которая будет связана с риском для жизни и здоровья.

Богдан Штефан, сержант ОМОНа, получивший право на ношение черного берета:

– Физически тяжело было на каждом этапе. Самое главное – перебороть себя морально, перепрыгнуть через все пределы человеческого тела. Такие испытания позволяют показать себя в экстремальной ситуации, только в таких условиях человек может раскрыться, проявить себя. Все мы знаем, как иногда случается в жизни – бывают люди, которые кричат везде и всюду о своей силе и храбрости, а в нужный момент прыгают в кусты. Но когда ты служишь в боевом подразделении, ты должен быть готов ко всему, ты должен быть готов помочь товарищу, стоять друг за друга горой. Поэтому у нас очень серьезно относятся к морально-психологической подготовке каждого бойца. В нашей службе нет места ошибкам, когда мы едем на операции – мы должны быть уверены друг в друге. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру