– Виктор Владимирович, во многих свердловских муниципалитетах с двуглавой системой управления мэры и сити-менеджеры если не конфликтуют в открытую, то ведут активную «подковерную» войну. Тавда действительно счастливое исключение?
– В нашем городском округе двуглавая система успешно работает. Ее история в Тавде началась в марте 2011 года, когда на должность сити-менеджера Дума своим решением утвердила Константина Баранова, до этого три года проработавшего заместителем главы администрации по вопросам ЖКХ. В марте 2013-го с Константином Григорьевичем был повторно подписан контракт, потому что в первый свой срок ему удалось сделать многое. Под его руководством команда администрации четко выполняет все задачи, которые ставятся Думой городского округа, населением. Между главой и сити-менеджером никогда «черные кошки» не пробегали. Власть не делим, а совместно работаем на благо жителей.
– Какие задачи вы считали приоритетными и первоочередными, став главой городского округа, и какие из них уже решены?
– Прежде всего, была крайне необходима реконструкция детской городской больницы, которая с 1980 года не видела ни одного капитального ремонта. Вместе с главврачом – почетным гражданином города Василием Будлянским, и благодаря поддержке министра здравоохранения области Аркадия Белявского нам удалось получить из областного бюджета 13 миллионов рублей и отремонтировать детский больничный городок. А на сэкономленные деньги смогли отремонтировать женскую консультацию – там с 70-х годов никто ни гвоздя не забивал. Наполнили эти здания современным оборудованием. Все бы хорошо, если бы не проблема дефицита врачебных кадров. Многих специалистов смущает отсутствие нормального жилья. Это беда, типичная для всех территорий области. Но мы стараемся ее решать. В следующем году планируем отремонтировать шестиквартирный дом и заселить туда медицинских работников.
– Одной из проблем Тавдинского городского округа долгое время был школьный долгострой в поселке Азанка. Дети учились в бывших казармах НКВД, и это были ужасные условия. Известно, что в 2012 году школу удалось достроить и открыть. Это тоже была одна из ваших первоочередных задач на посту мэра?
– Безусловно. Решить ее удалось при помощи правительства области за два года – с 2010 по 2012. Кстати, в том же здании нашлось место и для нескольких детсадовских групп. Не менее острая проблема была со школой в Карабашке – самом отдаленном поселке, находящемся в 90 км от райцентра. Там 10 лет назад школьное здание сгорело, и после пожара дети занимались в помещении конторы леспромхоза. Благодаря областной программе в суперкороткий срок в этом поселке выросла новая современная школа-детсад на 100 мест (60 учеников и 40 дошколят) с футбольным полем, со своей системой водоподготовки и водоочистки и собственной котельной. Также проводится масштабная работа по капитальному ремонту школ и детских садов. За четыре года на эти цели было выделено 120 миллионов рублей из местного бюджета и 40 миллионов – из областного.
– Вы сказали, что и в Азанке, и в Карабашке построили не просто школы, а школы-детсады. Насколько это позволило сократить очередь в детские дошкольные учреждения?
– А у нас и нет очереди! Хотя еще недавно в ней стояло столько же детей, сколько и посещало детские сады. За четыре года в городском округе были построены два детских сада: один на 135 мест, второй на 120. Построены две школы-детсада, введены дополнительные места в действующих дошкольных учреждениях. Всего получается более 540 мест, таким образом, мы выполнили указ Президента о ликвидации очереди для детей от трех до семи лет намного раньше установленного срока. Более того, у нас организованы ясельные группы для малышей от полутора лет. Также при поддержке областного министра образования Юрия Биктуганова мы создали две группы для детей-инвалидов: с заболеваниями легких и с психическими заболеваниями. Вторая группа особенно сложная, там практически у каждого ребенка отдельный воспитатель.
– Очевидно, не так хорошо обстоят дела с физкультурно-оздоровительным комплексом, который планировалось построить в Тавде еще несколько лет назад?
– ФОК хотели включить в план строительства на 2014 год. Но не получилось. Год назад, во время своего визита в наш город, министр физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Леонид Рапопорт пояснил, что из-за непростой экономической ситуации были внесены коррективы в строительство соцобъектов. Зато в следующем году сделаем полностью оснащенную лыжную базу и хоккейный корт. Эти знаковые для города объекты будем строить на условиях софинансирования с областью благодаря тому, что нам удалось выиграть право на участие в соответствующей программе. А ФОК… Для Тавды содержать такой объект пока, к сожалению, не под силу.
– Промышленных предприятий – крупных налогоплательщиков – в Тавде не прибавилось?
– Пока нет. Градообразующее предприятие у нас уже несколько лет одно – Тавдинский фанерный комбинат. Но и там серьезные сложности. Сырьевая база удалена, оборудование изношенное. Радует, что производство продолжает действовать. Механический завод давно остановился, другие промышленные предприятия тоже ликвидировались.
К сожалению, их владельцы и руководители не смогли работать в современных экономических условиях. Малый и средний бизнес, особенно торговый, наоборот, развивается нормально. Объем инвестиций в эту сферу за год составил около 200 миллионов рублей. В прошлом году введены в эксплуатацию два торговых центра, сейчас строятся еще три.
– Это впечатляет…
– Согласен, но это не создает в достаточном количестве рабочие места. Мы ищем инвесторов, которые бы реализовывали в нашем районе проекты в сфере промышленного производства и сельского хозяйства. Есть земли, есть хорошие площадки с развитой инфраструктурой – с водой, с канализацией. Предложения для инвесторов размещены на сайте муниципалитета. Ресурсы наши хорошо известны. Во-первых, это торф: на территории округа зарегистрировано 26 торфяных месторождений. Во-вторых, глина для производства кирпича и керамических изделий. Также не стоит забывать про наши термальные источники и минеральную воду, которую по целебным свойствам приравнивают к «Боржоми».
– Вы назвали задачу по созданию рабочих мест одной из приоритетных. А каковы другие проблемы, которые нужно решать в ближайшее время?
– Практически все они лежат в сфере ЖКХ. Хотя все четыре года отопительный сезон в нашем городском округе начинался вовремя. Зимой, конечно, случаются аварии и отключения, но ремонты проводятся достаточно оперативно. Другая болевая точка – это долги.
В первую очередь перед МРСК Урала – за электроэнергию. Да и как не быть долгам, когда износ коммунальных сетей 80%, а тарифы сдерживаются различными способами и много лет не поднимаются? Вода для населения сегодня стоит чуть больше 12 рублей за кубометр при себестоимости в среднем 35 рублей. Долго ли с такой ценовой политикой проработаешь? Водоснабжение для жителей трехкомнатной квартиры стоит 60-70 рублей в месяц, а в магазине 5 литров воды – 56 рублей. Существующие тарифы не позволяют предприятиям ЖКХ устойчиво работать. Они несут убытки по году порядка 60-100 миллионов рублей и в итоге банкротятся. Таково у нас коммунальное законодательство, и исправить ситуацию муниципальное руководство не в силах. У коммунальщиков постоянно не хватает денег даже на зарплату. Администрация старается помогать, хотя по закону не обязана поддерживать муниципальные предприятия, включая угольные и дровяные котельные на селе.
– Угольные котельные, дровяные… А как же газовые? И вообще, как обстоят дела в районе с газификацией?
– У нас семь газовых котельных, они обслуживают большую часть города. Последняя была построена в микрорайоне Комсомольский, где вечно были перебои с теплом и водой, а в школе №7 со дня ее основания дети учились в валенках. В постройку этой котельной газовики и правительство области вложили 37 миллионов рублей. В этом году провели новую трассу протяженностью около километра и ликвидировали проблемную угольную котельную в так называемом микрорайоне Чекистов. Во время отопительного сезона перебоев с теплом и водой теперь нет. Но летом с горячим водоснабжением проблема. Если запускать газовую котельную на полную мощность в летние месяцы, когда отопление не требуется, и брать с населения плату только за горячую воду, то собранных денег будет слишком мало, чтобы оплатить работу котельной и потребляемый ею газ. Долг начнет быстро расти. А у нас долгов и так хватает.
– В частном секторе газификация идет успешно?
– Да, сегодня более 500 домохозяйств имеют возможность подключить газ. Центральная труба проведена, а завести к себе в дом можно за 30-40 тысяч рублей. Люди согласны вкладывать свои деньги, газ для них – большое благо.
– Какими темпами идет жилищное строительство?
– Люди хорошо строятся, охотно возводят индивидуальные дома. Сегодня мы выделяем 20 га земли под малоэтажное строительство, публичные слушания по этому поводу уже проведены. На землю образовалась очередь: участков недостаточно, а нам их только для многодетных семей надо дать две сотни. И многоквартирники строим. Три дома для сирот – в целом 90 квартир – уже сданы. До конца года сдадим еще два дома. И в заделе у нас четыре дома для различных категорий льготников – сирот, участников боевых действий, инвалидов, многодетных семей.
– В любом муниципалитете всегда находятся люди, недовольные жизнью и местной властью. Что руководство Тавды противопоставляет критике со стороны недовольных?
– Нашу работу. Мы делаем все, что можем, чтобы Тавдинский округ динамично развивался. За четыре года городом приобретено достаточное количество коммунальной спецтехники. Крупные суммы мэрия вкладывает в благоустройство, в год 14-16 миллионов рублей. Итог – город стал чище, красивее и даже светлей: мы полностью заменили 1100 светильников в самой Тавде и установили более 250 – в сельских территориях. Некоторые улицы десятилетиями не освещались, а теперь там горят современные энергосберегающие светильники. Ежегодно в ремонты и содержание дорог мы вкладываем более 35 миллионов рублей, а ведь несколько лет назад дорожный фонд составлял всего 6-8 миллионов.
Ведем реконструкцию системы центрального водоснабжения. Хотим полностью отказаться от колонок, за которые плату собрать весьма проблематично. Старые сети стараемся чинить. Так, с помощью резервного фонда и при личном участии премьер-министра Дениса Паслера был решен вопрос с капремонтом трассы аварийного водовода 1963 года постройки. Он питает водой весь город. В последнее время там были многочисленные утечки, из-за которых образовалось настоящее болото. Нам было выделено 26 миллионов рублей. Мы заменили трассу и ликвидировали утечки. Сэкономленные деньги после проведения торгов и согласования с правительством мы направили на капитальный ремонт понтонов водозабора.
– Видно, что сделано многое. Почему же тогда часть жителей города в свое время хотели отсоединить Тавду от Свердловской области и ввести в состав Тюменской …
– Глупости все это! Подобной демагогией у нас занимается небольшая группа вечно недовольных жителей. Эти люди пытаются убедить всех, что правительство Свердловской области на Тавду не обращает внимания. Однако цифры говорят об обратном. Школа в Азанке – 110 миллионов рублей, школа в Карабашке – 160 миллионов. Два детских сада сдали – 260 миллионов рублей. Капитальный ремонт поликлиники – более 8 миллионов. Ежегодно 60-90 миллионов рублей вкладывается областью в строительство жилья в Тавде для различных категорий льготников. В центральной районной больнице сейчас идет ремонт роддома – 4 миллиона рублей также выделено областью. Это разве не помощь? А роддом Тавде нужен. Жизнь у нас продолжается.