Автобусная мафия пытается навязать жителям города свои условия перевозок

Истории 90-х годов, когда «братки» наводили ужас на граждан, а силовики и власть не могли совладать с криминалом, остались в прошлом. Но не для жителей Качканара – они, как и прежде, ощущают себя актерами второго плана в бандитских фильмах и сериалах вроде «Жмурки» и «Бригада». В 45-тысячном муниципалитете уже не удивляются, что аффилированные с криминалом бизнесмены успешно противостоят правоохранительным органам и чиновникам, ставя под угрозу транспортную бе­зопасность населения. 

Автобусная мафия пытается навязать жителям города свои условия перевозок
Рядом с автовокзалом Леонид Пантелеев открыл свои кассы. На переднем плане один из беспредельщиков олигарха, участвующий в запугивании пассажиров

МУП «Качканарский автовокзал» – лакомый кусок городского хозяйства, при должном управлении способный приносить в бюджет солидную прибыль. Если в большинстве других свердловских городов автостанции и автовокзалы были попросту разграблены, обанкрочены и несут убыток, то качканарским властям удалось сохранить предприятие, несущее социальную нагрузку. В городе, несмотря на наличие промышленных предприятий, ощущается нехватка рабочих мест, поэтому часть жителей ездят на работу в близлежащие города, а молодежь предпочитает ездить на учебу в уральскую столицу. Эти обстоятельства вынуждают горожан пользоваться услугами автовокзала и перевозчиков, самым крупным из которых является ИП Вагнер С.А., работающий под торговой маркой «Уралэкспресс».

Компания «Уралэкс­пресс» работает на рынке пассажирских перевозок Свердловской области с 2000-х годов. Автобусы под данным фирменным знаком курсируют из Екатеринбурга в Качканар, а также в Тюмень, Нижнюю Туру, Лесной и другие муниципалитеты. На некоторых направлениях доля перевозок компании составляет 90%. При такой монополизации рынка у данного перевозчика есть возможность не заботиться о безопасности и качестве предоставляемых услуг.

В Качканаре «Уралэкс­пресс» связывают с именем предпринимателя Леонида Пантелеева, который вмес­те со своими сыновьями контролирует семейную бизнес-империю. Предпринимателю также принадлежат несколько автозаправочных станций, придорожных кафе и остановочные комплексы, словом, это олигарх местного масштаба.

Транспортная компания до декабря 2014 года работала в тесном взаимодействии с администрацией Качканара и пользовалась услугами муниципального автовокзала, которым руководил Анатолий Пантелеев – сын Леонида Пантелеева. Контроль над рынком внутригородских и междугородных перевозок, а также управление транспортным узлом позволяло семье Пантелеева не обращать внимания на конкурентов, которых можно было выжить в любой момент. Единственной препоной для семейного бизнеса оставалась муниципальная форма собственнос­ти автовокзала. Это означает, что администрация города в любой момент могла назначить на место директора предприятия другого человека, не связанного с Леонидом Пантелеевым.

И такой день настал. 8 декабря 2014 года балансовая комиссия администрации Качканара приняла решение об увольнении Пантелеева-младшего и назначении на должность директора автовокзала Павла Кусова. Практически тут же выяснилось, что МУП находится в предбанк­ротном состоянии, и причина этого вовсе не в западных санкциях и последовавших за ними глобальных потрясениях, а в действиях бывшего руководства.

– Проверка автовокзала выявила отрицательный экономический результат деятельности муниципального предприятия. Нам попал в руки документ, что Анатолий Пантелеев также является сотрудником фирмы, с которой он заключает договоры аренды различного имущества и оборудования. Компания занималась автокассами, размещенными на остановках. Эта сомнительная схема и отрицательный баланс подтолкнули меня к тому, что МУП преднамеренно ведут к банкротству, – комментирует причины увольнения глава Качканарского городского округа Сергей Набоких.

Под автокассами Сергей Набоких имеет в виду сеть остановочных комплексов, которые арендуют фирмы, подконтрольные Леониду Пантелееву. С лета 2014 года их начали переоборудовать – вместо киосков стали появляться точки по продаже билетов на рейсы «Урал­экспресса», что снизило их количественное приобретение в кассах автовокзала, а, следовательно, и выручку муниципального предприятия, которое получает 17% с каждого проданного билета. Тогда же кассирам автовокзала было дано указание ограничить продажу билетов на рейсы других перевозчиков. И это несмотря на то, что занимавший тогда должность директора Анатолий Пантелеев должен был стараться увеличить доходы вверенного ему объекта. Он же действовал ему во вред, что не осталось незамеченным. Кроме этого, размещение автокасс на остановках являлось и нарушением договора аренды, так как земельный участок не подразумевает подобного использования муниципального имущества.

Леонид Пантелеев, имеющий в городе неоднозначную репутацию бизнесмена, привыкшего решать вопросы грубыми методами, не смирился с потерей доходного предприятия. Ранее ему уже приходилось выкручиваться из нестандартных ситуаций, связанных с угрозами его бизнесу. Богатый опыт, накоп­ленный в предыдущие годы, пригодился и в нынешнем случае. В ночь на 9 декабря 2014 года предположительно люди Пантелеева проникли в служебные помещения автовокзала и вынесли оборудование вместе с бухгалтерской документацией.

Злоумышленники своими действиями парализовали работу муниципального предприятия. В результате оказалась под угрозой транспортная безопасность жителей Качканара, попавших в ловушку амбициозных рейдеров. Новый директор автовокзала Павел Кусов написал заявление в правоохранительные органы по факту совершенного преступления.

«В ночь с 8 на 9 декабря 2014 года, по предварительному звонку Пантелеева А.Л., группа неустановленных лиц привезла главного бухгалтера Иванову Н.Ю. и бухгалтера Трухину В.Ю. в здание МУП «Автовокзал». Также группа неустановленных лиц похитила печати предприятия, вместе с компьютерами лишила предприятие доступа к программному обеспечению, содержащему данные для нормальной работы предприятия – бухгалтерский и налоговый учет, договора, счета. В результате этого существенным образом нарушена хозяйственная деятельность предприятия», – пишет в своем заявлении на имя начальника Качканарского отдела полиции Павел Кусов.

Кафе в здании муниципального автовокзала, которое находится в аренде у подконтрольной Леониду Пантелееву фирмы

По его словам, на следующий день после ночной вылазки беспредельщиков и кражи имущества в адрес работников автовокзала стали поступать угрозы причинения вреда здоровью. Методы работы местного олигарха многим известны, поэтому угрозы воспринимались реально и были основания полагать, что они будут выполнены. Только за один день трудовые отношения с МУП «Автовокзал» расторгли девять сотрудников. Предприятие было поставлено на грань выживания, и только профессионализм нового управляющего и поддержка со стороны администрации городского округа позволили объекту вылезти из захватнических лап притязательного перевозчика.

Не желая останавливаться на достигнутом и будучи заинтересованным в банкротстве автовокзала, Леонид Пантелеев организовал в бывшем магазине автозапчастей, расположенном напротив вокзала, автокассы. Их открытие повлекло за собой ухудшение и без того бедственного положения муниципального предприятия, сотрудники которого были вынуждены работать буквально на коленках.

– Когда администрация и другие перевозчики помогли нам и принесли необходимую технику – принтеры, ксероксы, компьютеры и кассовые аппараты, когда мы смогли восстановить программное обеспечение и документацию, Пантелеев пошел на крайний шаг. Прекрасно осознавая, что мы существуем за счет процентов от реализации билетов, с 26 декаб­ря он прекратил их продажу на свои рейсы в нашем автовокзале. Пассажиров, успевших приобрести билеты у нас, люди Пантелеева не пускали в свои автобусы – людей хватали за руки, выгоняли и заставляли покупать билеты в своей автокассе. Цель Пантелеева – обанкротить автовокзал. Когда он закроется, предприятие, подконтрольное Пантелееву, станет монополистом в области продажи билетов, – считает Павел Кусов.

Предновогодние дни, ознаменовавшиеся попыткой Леонида Пантелеева «поставить на колени» транспортный объект, стали для качканарцев настоящим бедствием. Праздник жителей города был омрачен действиями жадного бизнесмена – некоторые из них планировали уехать отмечать Новый год к родственникам и друзьям, но на автовокзале их ждал неприятный сюрприз. Криминального вида личности провоцировали конфликты и заставляли людей покупать билеты в автокассах Леонида Пантелеева.

Нагнетание напряженности и страха вынудило качканарцев на ответные шаги – недовольство работой Пантелеева выплеснулось в Интернет. «На ваших ведрах мы ездить не будем», – заявляли жители в социальных сетях и форумах, имея в виду неудовлетворительное состояние автобусов «Уралэкс­пресса».

Поддерживаемые населением, власти Качканара также решились на достойный отпор Леониду Пантелееву.

«На «Уралэкспресс» было много жалоб и нареканий со стороны населения, рейсы срывались, автобусы находятся в аварийном состоянии. Поэтому из-за массовых нарушений мы расторгли с «Урал­экспрессом» договор в части внутригородских перевозок и маршрута Качканар – Валериановск. У нового перевозчика, с которым мы заключили временный договор, автобусы в хорошем состоянии, современный автопарк», – говорит Сергей Набоких, оперативно вмешавшийся в ситуацию и не допустивший коллапса на рынке пассажирских перевозок.

Однако действия влас­тей, похоже, только рассмешили Леонида Пантелеева. Несмотря на расторжение договора, автопредприятие Вагнера-Пантелеева продолжает продавать билеты, ездить и оказывать услуги пассажирам. Сотрудники городской администрации фиксируют нарушения, чтобы предъявить доказательства надзорным ведомствам. Жаль, что прокуратура и полиция пока очень вяло реагируют на данную ситуацию. У жителей, вынужденных со стороны наблюдать за беззаконием перевозчика, складывается впечатление, что Леониду Пантелееву все сходит с рук. Одному из зая­вителей капитан Качканарского отдела полиции открыто сказал, что боится проводить проверку по этому делу. Действительно, несмотря на поток жалоб, «Уралэкспресс» продолжает свою деятельность, чем шокирует других игроков рынка пассажирских перевозок. Они боятся создавать конкуренцию и открыто заявляют – Леонид Пантелеев частый гость в Министерстве транспорта и связи Свердловской области, и даже называют фамилию вероятного покровителя «Уралэкспресса» – Юрий Кожевников (занимает должность начальника отдела развития транспорта в ведомстве).

Пока Леонид Пантелеев строит свои коварные планы, на муниципальном объекте налаживается хозяйственная деятельность.

– Мы заключили договор с ЧОП и закрываем автовокзал на ночь. С 6:00 до 21:00 двери открываем, в остальное время он находится на сигнализации. С целью обезопасить сохранность объекта и здоровье сотрудников, были смонтированы камеры наблюдения, – рассказывает Павел Кусов, поясняя, что оппоненты стремятся всячес­кими способами очернить его. – Мусор раскидывают, срывают бачки в туалете, хотят показать, что с появлением нового директора на предприятии бардак.

Об отношении «Уралэкс­пресса» и его основателя Леонида Пантелеева к пассажирам говорят их отзывы в социальных сетях и интернет-ресурсах – местах, где молодчики коммерсанта могут лишь пригрозить расправой недовольным, не доведя свои намерения до логического конца. На интернет-сервисе «Фламп», где пользователи оставляют свои впечатления и отзывы о компаниях, услугами которых воспользовались, есть сообщение, характеризующее и «Уралэкспресс».

«Когда-то на автобусах «Уралэкспресс» было приятно ездить… Сейчас же прос­то ужас! Автобус внешне вроде бы неплохо выглядит… но только внешне! Все стучит, гремит, вибрирует, так и кажется – сейчас развалится. В салоне то холодно – не знаешь, во что бы завернуться, чтобы совсем не заледенеть, то жара невыносимая – не знаешь, что бы еще с себя снять», – пишет один из клиентов пантелеевской компании.

Ему вторят и пользователи социальных сетей, возмущенные качеством обслуживания и состоянием автобусов. «В аварийном сос­тоянии автотранспортное средство перевозить людей не имеет права», – пишет одна из жительниц Качканара, прикладывая к своему сообщению фотографию автобуса, вероятно, недавно попавшего в ДТП.

Деятельность качканарского предпринимателя Леонида Пантелеева и его методы ведения бизнеса, взятые под копирку у измазанных в крови бизнесменов лихих 90-х, не в первый раз становится причиной публикаций «МК-Урал». Ранее мы уже рассказывали, как коммерсант, владеющий сетью автозаправочных станций и кафе, пользовался своими связями в правоохранительных органах для решения насущных вопросов. «Каждый, кто перей­дет ему дорогу, пожалеет об этом». Жители Качканара знают это не понаслышке. Каково это – стать врагом Пантелеева, на собственном примере понял инспектор ГИБДД Алексей Стахиев, остановивший тонированную Мазду с пьяным сыном бизнесмена и чуть не поплатившийся за это свободой и погонами.

Качканарцы с надеждой смотрят в будущее и уверены, что справедливость восторжествует и им больше не придется ездить в Екатеринбург в пропахших соляркой пантелеевских автобусах. Попытка дестабилизировать транспортную инфраструктуру города и деятельность автовокзала обязательно должна быть пресечена, а виновные в накале обстановки – наказаны. И если местные правоохранительные органы боятся заняться проверкой деятельности компании «Урал­экспресс» и его основателя, то, может быть, силовики из областного центра смогут изменить ситуацию... 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 28 января 2015

Заголовок в газете: Автовокзал Качканара взяли в осаду

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру