На рынок похоронных услуг Екатеринбурга вернулся «родственник» воров в законе

Менеджеры смерти

«Memento mori» («помни о смерти») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой, актуально во все времена. Смерть всегда приходит неожиданно. Даже если человек последние годы был болен и все вело к тому, что скоро придется с ним расстаться, расставание в любом случае произойдет внезапно. Однако о некоторых вещах стоит знать заранее. Как только произойдет смерть близкого вам человека, на вашем горе тут же попытаются заработать. В первый час после смерти около подъезда выстроятся в очередь катафалки и сотрудники ритуальных фирм с прайсами, готовые озвучить стоимость проведения похорон. 

Менеджеры смерти
Сначала полицейские пытались устроить родственнику умершей ликбез на тему расценок похоронных агентств. Потерпев неудачу, видимо решили отомстить, направив «онкологический» труп на судмедэкспертизу и допустив ошибку в фамилии умершей. В этой авантюре приняли участие старший следователь Е.В. Литвиненко, подписавший направление, и лейтенант полиции, дежуривший в эту смену.

«Невеселый» рынок ритуальных услуг нередко представляют полукриминальные элементы, и методы работы у них соответствующие. За свою «карьеру» они повидали немало смертей, и не стоит ждать от них искренних соболезнований. Предоставление услуг по организации погребения – их работа, главная задача похоронщиков – заработать как можно больше денег, используя ваше паническое состояние, не способствующее разумной трате и экономии средств. Как только вы сообщите в скорую помощь и полицию о смерти, стоит ждать начала атаки похоронных фирм. Кто сталкивался с этим, тот поймет. Во-первых, не перестает звонить домофон, у подъезда начинают собираться представители разных агентств, которые могут подняться наверх, долбить ногами в вашу дверь и часами дежурить возле нее. Фантазируем? Ни капли. Такая ситуация – обыденность, но в нее не веришь, пока сам не столкнешься с шокирующим поведением ритуальщиков.

Случай из жизни

В конце мая (26 числа) сотруднику редакции «МК-Урал» пришлось на себе ощутить, что значит потерять родного человека и заниматься организацией похорон. Узнав о смерти бабушки от онкологического заболевания, он сообщил о происшествии в службу скорой помощи. Врачи приехали быстро, констатировали смерть, со стационарного телефона позвонили в полицию и сообщили о случившемся.

После отъезда врачей на домашний телефон стали активно звонить некие лица, представившиеся полицейскими из УМВД России по городу Екатеринбургу, и в грубой, хамской форме спрашивать, что случилось и в чем причина вызова экипажа. «Дежурный, разговаривавший с ярко выраженным кавказским акцентом, отказался назвать свою фамилию и должность, бросив трубку», – говорит наш коллега. И таких звонков были десятки.

В это время на площадке перед дверью уже скопились представители различных похоронных бюро, между которыми даже возникала перепалка, едва не переросшая в драку. Спустя два часа приехали полицейские. Они подтвердили, что смерть наступила не в результате причинения телесных повреждений, и сообщили, что необходимо подъехать за разрешением на вывоз тела в отдел полиции №7 на улице Народной Воли, где события приобрели неожиданный поворот.

«Лейтенант полиции отвел меня в конец коридора и начал досконально допрашивать: почему умерла бабушка, в какие ритуальные компании я обращался и заключил ли договор на организацию похорон. Странно, когда сотрудник органов внутренних дел интересуется подобными вещами, спрашивая, сколько с меня взяли за погребение и венки, используя жаргон, нестандартный для полицейского («Сколько они зарядили?») и намекая, что одной компанией рынок похоронных услуг Екатеринбурга не ограничивается», – рассказывает журналист.

Отказавшись от посредничества в лице полицейского, наш коллега вскоре пожалел. Раздосадованный сорванной сделкой сотрудник дежурной части выдал ему направление на проведение судебно-медицинской экспертизы (проводится только в тех случаях, когда смерть является криминальной), еще и сделав ошибку в фамилии покойной. Как позже рассказали знакомые с работой данного отдела полиции источники, в ОП №7 налажена схема информирования представителей похоронных бюро о смертях граждан на подведомственной территории. К сожалению, полицейские, промышляющие подобным видом заработка, существуют практически в каждом отделе полиции. Говорят, что компания, с которой якобы сотрудничают нечистоплотные полицейские, находится по адресу Ленина, 5/1.

Проблема в кадрах?

Не будем утверждать, что в дежурной части ОП №7 работают только взяточники и коррупционеры. Вероятно, многое зависит от дежурившей смены. Например, прошедшей зимой у одного знакомого также произошел трагический случай – умерла бабушка, ветеран тыла. В полиции ему сразу выдали разрешение на вывоз тела, не расспрашивая о суммах, которые он готов потратить, чтобы с достоинством проводить бабушку в последний путь.

Однако до приезда в ОП №7 ему пришлось столкнуться с «менеджерами смерти», как он называет представителей похоронных агентств. Они появились возле дома еще до приезда скорой и полиции. «Первыми приехали ритуальщики с Белореченской, начали трезвонить в домофон, под кожу лезли. Потом кто-то начал звонить со скрытых номеров и представляться следователями. В итоге я отказался с ними общаться и обратился в знакомую фирму», – закончил свою историю Николай.

«Мемори». Ренессанс

Ритуальных агентств в уральской столице достаточно много, и есть из чего выбрать: согласно популярному сервису 2ГИС похоронных компаний в Екатеринбурге насчитывается около 40. Большинство из них являются посредниками, у которых нет даже собственных катафалков. Основную долю рынка занимают несколько игроков. В их числе – «наследники» скандальной компании «Мемори». Ее деятельностью в 2013 году интересовались правоохранительные органы, но сегодня она переживает возрождение, стремительно набирая как количество клиентов, так и недовольных откликов.

Причина успеха

В ходе подготовки данного материала мы провели небольшую исследовательскую работу: изучили профильные форумы, социальные сети и прочитали отзывы клиентов о работе агентств в уральской столице. Подавляющее большинство негатива было связано с работой «Мемори» – похоронного бюро, чье название стало нарицательным в среде похоронщиков. Сотрудники компании, занимавшей около 30% рынка и входившей в пятерку крупнейших игроков, до 2013 года чувствовали себя безнаказанными и задавали тон в ритуальном бизнесе Екатеринбурга. Бытует мнение, что владелец «Мемори» Рафаэль Мамедов набирал на работу сотрудников, исходя не столько из уровня квалификации, сколько, вероятно, из физических данных и напористости будущих «менеджеров смерти».

Успешность компании наблюдатели объясняют родственными связями Мамедова, который якобы являлся родственником ныне погибших авторитетов Тимура Мирзоева (при жизни был смотрящим за Свердловской областью) и Асланом Усояном (Дедом Хасаном). Наши источники в оперативной среде областного полицейского главка эту связь отрицают: «Структуры Мамедова намеренно вводили в заблуждение конкурентов, пугая их громкими именами. Именно с их подачи стала обсуждаться версия о родстве с криминальными авторитетами», – утверждает информированный источник. У инсайдеров из органов госбезопасности другая информация: «Похоронный делец, будучи связанным кровными узами с именитыми ворами в законе, ежемесячно «отстегивал» им часть прибыли в «общак».

В пользу второй версии говорили методы работы сотрудников агентства «Мемори», которые в качестве средства конкуренции использовали физическую силу, угрозы и монтировки. В 2013 году в отношении четырех ритуальщиков были возбуждены уголовные дела по факту разбоя в отношении конкурентов и принуждения к отказу от совершения сделок. Одним из фигурантов дела являлся двоюродный брат Мамедова – Гурам Давришян. По данным информационных агентств, пережив пристальное внимание силовиков и начав работу под новым именем номинальных предпринимателей (ИП Мерзляков, ИП Зарипов и ИП Иванов с одним местонахождением по адресу проспект Ленина, 5/1 и одинаковым контактным телефоном), Рафаэль Мамедов, вероятно, старается быть аккуратнее. Но перегибов, судя по всему, избежать не удается.

Похоронный масс-маркет

В редакции «МК-Урал» появилась копия обращения Натальи Кузминой, волею судьбы столкнувшейся с деятельностью наследников «Мемори». В ноябре 2014 года у нее умерла сестра, и она обратилась в офис компании на проспекте Ленина, 5/1, где заключила договор с ИП Мерзляковым о кремации стоимостью 20 тыс. рублей, которые заняла у знакомых. Находясь в подавленном состоянии, женщина подписала бумаги, по сути, не глядя. Позже выяснилось, что сумма увеличилась в полтора раза, а 20 тысяч рублей были лишь задатком. Например, изначально услуги кремации стоили 8500 рублей, а через сутки сумма увеличилась до 16 000 рублей.

Наталья обратилась за разъяснениями к сотруднице агентства, но ответа не получила, а спустя три недели узнала, что тело покойной сестры передано в государственные структуры для захоронения в статусе «бомжа».

Испытав шок, женщина пошла с заявлением в суд, но никакой реакции со стороны предпринимателя на это не последовало: осуществляя коммерческую деятельность и зарабатывая серьезные суммы, по факту ему нечем возмещать ущерб, потому что на балансе находится только офисная мебель.

Клиенты, столкнувшиеся с деятельностью правопреемников «Мемори», рассказывают, что политика компании осталась прежней. В то время как в других агентствах на приеме заявок сидят тактичные женщины, среди которых встречаются и профессиональные психологи, в бюро, близких к Рафаэлю Мамедову, на поддержку надеяться не стоит: «Похоронный масс-маркет – никакого утешения, только касса», – высказывает свое мнение один из недовольных клиентов.

Актеры на кладбищах

В своей работе наследники «Мемори» не брезгуют пользоваться нестандартными методами, расхваливая свою контору как муниципальную и даже предъявляя сомнительные удостоверения похожего образца. Также в городе активно распространяют рекламные объявления от имени муниципальной похоронной службы «Комбинат спецобслуживания». Но при этом в листовке указываются адрес и контактный телефон ИП Мерзлякова. На кладбищах наследников «Мемори» не жалуют, зная об их уловках при формировании цен на копку могил. Смотрители не пускают скандальных ритуальщиков, требуя, чтобы приезжали родственники. Судя по всему, не желая терять легкие деньги на «перепродаже услуг», нечистые на руку похоронщики договариваются со студентами Театрального института, которые готовы за тысячу рублей сыграть убитого горем ряженого родственника.

«У них нет ничего святого»

В редакцию «МК-Урал» с письмом обратился читатель, который рассказал еще об одном случае «облапошивания» клиента. Это произошло в мае 2015 года. «Я заплатил за копку могилы на Лесном кладбище баснословную сумму в 120 тысяч рублей, хотя указанная в договоре сумма была в три раза меньше. Тогда же произошла и другая шокирующая ситуация – заплатив за приобретение одежды для покойного, родные при вскрытии гроба увидели голый труп. В таком состоянии люди мало что понимают и соглашаются со всем, что им льют в уши. У ритуальной службы нет ничего святого. Они обирают людей, убитых горем, а расторгнуть с ними договор можно только под угрозой обращения в полицию и прокуратуру», – говорится в письме.

По телефону гражданам обещают полный пакет услуг за 40 тысяч рублей, но при заключении договора сумма может быть увеличена втрое – всплывают непонятно откуда взявшиеся пункты. «Услуги оказываются не в полном объеме, заказывали одно, получили другое! Суммы в чеках не совпадают с реальными цифрами, поэтому вернуть деньги обратно невозможно», – уверяет читатель, столкнувшийся с баснословными расценками компании. Попытки вернуть деньги для некоторых оборачиваются проблемами.

Десять тысяч рублей за звонок

Укрепление теневого рынка и ужесточение конкуренции участники похоронного бизнеса связывают, прежде всего, с развитием информсервиса при дежурных частях полиции и станциях скорой помощи, в которые поступает информация о покойниках. Услугами недобросовестных работников пользуются, по разным оценкам, от 70 до 95% компаний. «У нас действует правило: зарабатывает тот, кто получает оперативную информацию о покойнике, приезжая к клиенту прямо в квартиру», – не стесняясь, заявляет один из игроков рынка и отмечает, что стоимость услуг была бы ниже, если бы не маржа информаторов». Выгодоприобретателями являются две стороны: одна покупает информацию и, собственно, начинает «окучивать» потенциального клиента, вторая получает на этом не меньше 10% от суммы договора – около 10 тыс. рублей.

Похоронная арифметика такова. Если каждый день в Екатеринбурге умирает 40-45 человек, средняя стоимость похорон – 60 тыс. руб., то ежедневный оборот составит 2 млн 700 тыс. рублей, ежегодный – почти миллиард. Цены растут из года в год, как минимум, в пределах инфляции (10-12%).

Поджог труповозок

Источники сообщают, что владельцы и сотрудники некоторых похоронных агентств находятся в оперативной разработке Отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области. Активизацию действий силовиков спровоцировало начинающееся противостояние между ритуальщиками.

Недавно на улице Карьерной подожгли гараж с катафалками. Владелец комплекса, директор службы «Ритуал» Евгений Скорынин-Шадурский, возглавляющий также общественные организации похоронного профиля, после случившегося написал на своей странице в Фэйсбуке: «Никогда бы не подумал, но «похоронные войны» коснулись и нас... В ночь с 31 мая на 1 июня был совершен поджог нашего спецгаража, уничтожено здание и 4 катафалка! Момент поджога зафиксирован камерами наблюдения». Вероятно, видеозаписи уже изучают полицейские.

«МК-Урал» обращается к руководителям силовых ведомств Среднего Урала – начальнику ГУ МВД России по Свердловской области Михаилу Анатольевичу Бородину и прокурору Свердловской области Сергею Алексеевичу Охлопкову – с просьбой провести проверку указанных в материале фактов и разобраться с вопиющими фактами беззакония на рынке похоронных услуг региона.

Если вы пострадали от действий ИП Мерзляков, ИП Зарипов и ИП Иванов с местонахождением по пр. Ленина, 5/1, просим обратиться в нашу редакцию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру