В Советском Союзе права для велосипедистов были – удостоверение на право управления велосипедом можно было получить, начиная с 14 лет. Без этого документа ездить по дорогам городов было нельзя. Сейчас прав пока нет, но правила передвижения, по сути, те же. Чуть больше года назад вступили в силу изменения в ПДД, которые признали велосипедистов полноправными участниками дорожного движения со своими обязанностями и правами. Например, подростки младше 14 лет ездить по дорогам права не имеют. Для них – только дворы и тротуары, а вот остальные велосипедисты обязаны передвигаться исключительно по проезжей части или специально отведенной полосе. Еще один важный момент: велосипед официально признали транспортным средством, сейчас любое происшествие с его участием считается ДТП. Ответственность для водителя велосипеда будет применяться в зависимости от наличия его вины и тяжести аварии.
«ЗА» ИНИЦИАТИВУ
Кирилл ЗАЙЦЕВ, автоэксперт:
– Велосипедисты обязаны получать права. Они полноправные участники дорожного движения наряду с автомобилистами и мотоциклистами, они управляют транспортным средством. Экзамен на знание ПДД обязателен!
– Права выдавать и получать велосипедистам, безусловно, нужно. Нужен целый комплекс мер, чтобы уравнять их с автомобилистами и мотоциклистами. За первые неполные полгода, по данным областной ГИБДД, велосипедистами совершено 80 000 административных правонарушений. Это те, которых поймали, которым выписали предписание и так далее. Я не думаю, что все эти 80 тысяч человек поголовно злостные нарушители. Скорее всего, речь идет о том, что они просто не знают элементарных ПДД и, собственно говоря, за это их штрафуют, так как незнание не освобождает от ответственности. Их надо правилам в обязательном порядке выучить, аттестовать и после этого выдать какой-то документ для того, чтобы они выходили на дорогу полноценными участниками движения.
Мы уже к этому пришли со скутеристами, которых тоже обязали получать права, потому что они далеко не все знали, что помимо того, что купить скутер, надо еще научиться ездить. Их принудительно заставили учиться, и я думаю, что года через два мы статистику по аварийности молодежи на скутерах увидим ползущую вниз. Я думаю и искренне убежден, что если то же самое сделать для других двухколесных участников движения, в том числе для несовершеннолетних велосипедистов, то мы также через пару лет кривую аварийности увидим ползущую в обратном направлении.
Вы понимаете, к чему мы идем? Мы через два-три года получим несколько тысяч человек, которые выходят на дороги общего пользования абсолютно не обученные. Где-то кто-то что-то слышал, кому-то на уроках ОБЖ когда-то 10 лет назад рассказывали, но при этом систематических знаний не будет, и несколько тысяч или десятков тысяч в рамках города-миллионника выйдут на улицы необученными. Куча людей накупят велосипедов, и их действительно будет все больше и больше и больше, а нормативной базы, которая их хоть мало-мальски бы готовила к езде по правилам, нет. Обязательная поголовная аттестация – это путь к безопасности в первую очередь.
«ПРОТИВ» ИНИЦИАТИВЫ
Дмитрий МИНИН, руководитель велошоу «Гравити»:
– Правила поведения на дороге необходимо преподавать в школах на уроках ОБЖ. Пусть будет аттестация на знание предмета, но никак не получение прав – это лишнее.
– Я против введения прав для велосипедистов, потому что это будет некое препятствие для свободного движения, это опять какая-то бюрократическая стена. Многие дети вынужденно не смогут покататься, потому что у них нет какой-то дурацкой корочки. Для этого есть родители, есть школа, там этим навыкам пускай и обучают. На уроках ОБЖ, конечно, хорошо учат, как после ядерной войны выжить, но у нас проблемы жизненнее есть. Поэтому я считаю, что права для велосипедистов не нужны, нужна просто необходимая информация для подрастающих людей, чтобы это, как говорится, прямо с молоком заходило в человека.
Дорога – это место для сотрудничества, а не соперничества. Если мы будем соперничать, то, как в Сомали, надо выезжать с «калашом» на дорогу – на велике, на автомобиле. Если мы будем сотрудничать, то все будут друг другу уступать, понимать, кто, где, на чем едет, кто куда двигается. Метр от обочины – это твое, велосипедиста, вот и езжай там. При повороте направо-налево показывай руками, так же как и мотоциклисты. Я катаюсь всю жизнь на велосипеде, а в Екатеринбурге – с 1995 года, когда совершенно была ситуация другая на дороге. Я катаюсь в других городах – больших, маленьких. Более крупный город меня повергает немного в шок. Мне на любом виде транспорта одинаково за себя страшно. Я понимаю, куда я выезжаю, куда я поворачиваю и что я вижу перед собой. Человеческий фактор должен в первую очередь преобладать, инстинкт самосохранения.
Права для велосипедистов не нужны, можно ограничиться обучением. Посадить школьника за парту и сказать ему: молодой человек, у тебя вся жизнь впереди, вот и читай, чтобы ее сохранить. Это не корочки, не права. Это обычные стандартные правила, которые должен знать человек, который выехал на улицу на велосипеде. Иначе такими темпами мы придем к тому, что надо будет получать права для самокатов и роликов, для тележки в супермаркете.
Наша проблема в том, что главным на дороге является автомобилист, а все остальные мешают ему. Так, может, все-таки автомобилисту надо научиться уважать других участников движения?
МНЕНИЕ СЕКУНДАНТОВ
Евгений ПОТАПОВ, директор Института развития и модернизации общественных связей:
– Аргументация Кирилла Зайцева о том, что раз велосипедист является участником дорожного движения, он должен получать права – слабая, потому что пешеход тоже является участником движения, и по этой логике надо всех пешеходов обучать и давать им права на движение по тротуару и пересечение проезжей части. Дмитрий стоит на стороне здравого смысла, а разъяснить здравый смысл очень тяжело бывает.
Дмитрий МОСКВИН, руководитель образовательной программы Уральского филиала ГЦСИ:
– Позиция Кирилла выглядит гораздо более логичной, так как аргументация, когда нужно что-то ограничить, как правило, всегда кажется более правильной, потому что всевозможных фобий и страхов в социуме всегда больше, чем желания свободы и этой свободой пользоваться разумно, исходя из здравого смысла. Лично я категорически противник прав для велосипедистов.
Максим ЕДРЫШОВ, представитель Комитета по защите прав автомобилистов:
– Кирилл более последователен в своей позиции, и она мне на самом деле близка, поскольку я считаю, что лицо, которое управляет транспортным средством, отличается от пешехода. Это лицо должно получать водительское удостоверение, потому что раздел, который в правилах дорожного движения относится к велосипедистам, короткий, он меньше одной страницы занимает, но и эту страницу люди не могут прочитать. Многие велосипедисты даже не подозревают, что они должны ехать по проезжей части, а не по тротуару, потому что упустили это из виду. Купили велосипед, а что-то почитать забыли – это неправильно. Можно обучать велосипедистов и в школе, но при условии, что школьник сдает какой-то экзамен.