Велосипедистов заставят получать права

Депутаты предлагают обязать любителей двухколесного транспорта сдавать экзамены

Депутат Заксобрания Петербурга Виталий Милонов предлагает обязать велосипедистов получать водительские удостоверения. Свое предложение он уже озвучил министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву, попросив разработать порядок аттестации и донести идею до федерального правительства. Повод – рост аварийности, каждый год только в Екатеринбурге происходит около 100 аварий. Логика простая: являешься участником дорожного движения, владеешь транспортным средством – подтверди свое право ездить по дорогам. 

Депутаты предлагают обязать любителей двухколесного транспорта сдавать экзамены

В Советском Союзе права для велосипедистов были – удостоверение на право управления велосипедом можно было получить, начиная с 14 лет. Без этого документа ездить по дорогам городов было нельзя. Сейчас прав пока нет, но правила передвижения, по сути, те же. Чуть больше года назад вступили в силу изменения в ПДД, которые признали велосипедистов полноправными участниками дорожного движения со своими обязанностями и правами. Например, подростки младше 14 лет ездить по дорогам права не имеют. Для них – только дворы и тротуары, а вот остальные велосипедисты обязаны передвигаться исключительно по проезжей части или специально отведенной полосе. Еще один важный момент: велосипед официально признали транспортным средством, сейчас любое происшествие с его участием считается ДТП. Ответственность для водителя велосипеда будет применяться в зависимости от наличия его вины и тяжести аварии.

«ЗА» ИНИЦИАТИВУ

Кирилл ЗАЙЦЕВ, автоэксперт:

– Велосипедисты обязаны получать права. Они полноправные участники дорожного движения наряду с автомобилистами и мотоциклистами, они управляют транспортным средством. Экзамен на знание ПДД обязателен!

– Права выдавать и получать велосипедистам, безусловно, нужно. Нужен целый комплекс мер, чтобы уравнять их с автомобилистами и мотоциклистами. За первые неполные полгода, по данным областной ГИБДД, велосипедистами совершено 80 000 административных правонарушений. Это те, которых поймали, которым выписали предписание и так далее. Я не думаю, что все эти 80 тысяч человек поголовно злостные нарушители. Скорее всего, речь идет о том, что они просто не знают элементарных ПДД и, собственно говоря, за это их штрафуют, так как незнание не освобождает от ответственности. Их надо правилам в обязательном порядке выучить, аттестовать и после этого выдать какой-то документ для того, чтобы они выходили на дорогу полноценными участниками движения.

Мы уже к этому пришли со скутеристами, которых тоже обязали получать права, потому что они далеко не все знали, что помимо того, что купить скутер, надо еще научиться ездить. Их принудительно заставили учиться, и я думаю, что года через два мы статистику по аварийности молодежи на скутерах увидим ползущую вниз. Я думаю и искренне убежден, что если то же самое сделать для других двухколесных участников движения, в том числе для несовершеннолетних велосипедистов, то мы также через пару лет кривую аварийности увидим ползущую в обратном направлении.

Вы понимаете, к чему мы идем? Мы через два-три года получим несколько тысяч человек, которые выходят на дороги общего пользования абсолютно не обученные. Где-то кто-то что-то слышал, кому-то на уроках ОБЖ когда-то 10 лет назад рассказывали, но при этом систематических знаний не будет, и несколько тысяч или десятков тысяч в рамках города-миллионника выйдут на улицы необученными. Куча людей накупят велосипедов, и их действительно будет все больше и больше и больше, а нормативной базы, которая их хоть мало-мальски бы готовила к езде по правилам, нет. Обязательная поголовная аттестация – это путь к безопасности в первую очередь.

«ПРОТИВ» ИНИЦИАТИВЫ

Дмитрий МИНИН, руководитель велошоу «Гравити»:

– Правила поведения на дороге необходимо преподавать в школах на уроках ОБЖ. Пусть будет аттестация на знание предмета, но никак не получение прав – это лишнее.

– Я против введения прав для велосипедистов, потому что это будет некое препятствие для свободного движения, это опять какая-то бюрократическая стена. Многие дети вынужденно не смогут покататься, потому что у них нет какой-то дурацкой корочки. Для этого есть родители, есть школа, там этим навыкам пускай и обучают. На уроках ОБЖ, конечно, хорошо учат, как после ядерной войны выжить, но у нас проблемы жизненнее есть. Поэтому я считаю, что права для велосипедистов не нужны, нужна просто необходимая информация для подрастающих людей, чтобы это, как говорится, прямо с молоком заходило в человека.

Дорога – это место для сотрудничества, а не соперничества. Если мы будем соперничать, то, как в Сомали, надо выезжать с «калашом» на дорогу – на велике, на автомобиле. Если мы будем сотрудничать, то все будут друг другу уступать, понимать, кто, где, на чем едет, кто куда двигается. Метр от обочины – это твое, велосипедиста, вот и езжай там. При повороте направо-налево показывай руками, так же как и мотоциклисты. Я катаюсь всю жизнь на велосипеде, а в Екатеринбурге – с 1995 года, когда совершенно была ситуация другая на дороге. Я катаюсь в других городах – больших, маленьких. Более крупный город меня повергает немного в шок. Мне на любом виде транспорта одинаково за себя страшно. Я понимаю, куда я выезжаю, куда я поворачиваю и что я вижу перед собой. Человеческий фактор должен в первую очередь преобладать, инстинкт самосохранения.

Права для велосипедистов не нужны, можно ограничиться обучением. Посадить школьника за парту и сказать ему: молодой человек, у тебя вся жизнь впереди, вот и читай, чтобы ее сохранить. Это не корочки, не права. Это обычные стандартные правила, которые должен знать человек, который выехал на улицу на велосипеде. Иначе такими темпами мы придем к тому, что надо будет получать права для самокатов и роликов, для тележки в супермаркете.

Наша проблема в том, что главным на дороге является автомобилист, а все остальные мешают ему. Так, может, все-таки автомобилисту надо научиться уважать других участников движения?

МНЕНИЕ СЕКУНДАНТОВ

Евгений ПОТАПОВ, директор Института развития и модернизации общественных связей:

– Аргументация Кирилла Зайцева о том, что раз велосипедист является участником дорожного движения, он должен получать права – слабая, потому что пешеход тоже является участником движения, и по этой логике надо всех пешеходов обучать и давать им права на движение по тротуару и пересечение проезжей части. Дмитрий стоит на стороне здравого смысла, а разъяснить здравый смысл очень тяжело бывает.

Дмитрий МОСКВИН, руководитель образовательной программы Уральского филиала ГЦСИ:

– Позиция Кирилла выглядит гораздо более логичной, так как аргументация, когда нужно что-то ограничить, как правило, всегда кажется более правильной, потому что всевозможных фобий и страхов в социуме всегда больше, чем желания свободы и этой свободой пользоваться разумно, исходя из здравого смысла. Лично я категорически противник прав для велосипедистов.

Максим ЕДРЫШОВ, представитель Комитета по защите прав автомобилистов:

– Кирилл более последователен в своей позиции, и она мне на самом деле близка, поскольку я считаю, что лицо, которое управляет транспортным средством, отличается от пешехода. Это лицо должно получать водительское удостоверение, потому что раздел, который в правилах дорожного движения относится к велосипедистам, короткий, он меньше одной страницы занимает, но и эту страницу люди не могут прочитать. Многие велосипедисты даже не подозревают, что они должны ехать по проезжей части, а не по тротуару, потому что упустили это из виду. Купили велосипед, а что-то почитать забыли – это неправильно. Можно обучать велосипедистов и в школе, но при условии, что школьник сдает какой-то экзамен. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру