«Дядя Женя» и дискредитация власти. Юрий Пономарев отчитал Евгения Ройзмана и заявил о появлении в «деле Кинева» нового свидетеля

Этого события ждали давно. Главу Екатеринбурга Евгения Ройзмана допросил лично заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарев в рамках суда по «делу Кинева». Чуть более года назад, когда устанавливался круг лиц, причастных к убийству пенсионерки Ольги Ледовской, противники мэра ожидали, что он будет фигурировать в деле как обвиняемый, а не как свидетель. В рамках предварительного следствия доказать вину Ройзмана не удалось, хотя СМИ упорно считали главу города ответственным за смерть старушки. Частично в этом признался сам «дядя Женя», заявив, что не снимает с себя моральной ответственности.

«Дядя Женя» и дискредитация власти. Юрий Пономарев отчитал Евгения Ройзмана и заявил о появлении в «деле Кинева» нового свидетеля

Об участии в процессе в качестве гособвинителя Юрия Пономарева стало известно почти две недели назад. «Замгенпрокурора устроит допрос Ройзману» – интернет-издания пестрили подобными заголовками. Юрий Пономарев, который утверждал обвинительное заключение по Киневу, объяснил свое присутствие в суде резонансом вокруг уголовного дела и необходимостью усилить государственное обвинение.

Перед тем, как стороны по делу начали задавать вопросы Евгению Ройзману, он в хронологическом порядке рассказал о знакомстве с Олегом Киневым и событиях, плачевным итогом которых стала смерть 80-летней пенсионерки Ольги Ледовской, жертвы депутата и его сообщников.

Глава Екатеринбурга на суде сообщил, что знаком с Киневым с 2006 года. В 2013 году, когда составлялись списки в городскую Думу от «Гражданской платформы», было принято коллегиальное решение включить в них Олега Кинева как представителя здравоохранения. Ройзман отметил, что о выборе будущий депутат узнал не от него, а после избрания он помогал Киневу в приемах населения, брал на себя решение некоторых вопросов.

«В ноябре пришла женщина (Ольга Ледовская. – Прим.), сказала, что готова отдать свою квартиру городу в обмен на место в доме ветеранов. Кинев в это время сидел рядом», – заявил Ройзман.

После этой встречи депутат взялся «обрабатывать» пенсионерку, прибирал у нее в доме, ходил за продуктами, оказывал медпомощь. Около двух месяцев у нее не возникало претензий к «добродетелю», после чего она стала обвинять Кинева в попытке завладеть ее трехкомнатной квартирой на улице Крестинского в Екатеринбурге (рыночная стоимость недвижимости составляла 5,2 млн руб.). По словам Ройзмана, в конце 2013-го – начале 2014 года Ледовская пришла в мэрию, назвав Кинева мошенником, а в феврале-марте эта история повторилась. Старушка поднялась в кабинет Ройзмана на четвертый этаж мэрии, пожаловавшись, что депутат хочет «оттяпать» у нее квартиру. В этот момент к нему зашел сам Кинев, который «пособачился» (выражение Е.Р. – Прим.) с Ледовской в его присутствии.

Через некоторое время женщина опять пришла на прием, обвинив Кинева в краже документов на квартиру, однако Ройзман лишь посоветовал обратиться с заявлением в правоохранительные органы, не оказав какой-либо помощи. Он позвонил парламентарию с просьбой прояснить ситуацию, удовлетворившись ответом, что у Ледовской якобы нет никакой собственности, а квартиру она давно переписала. Однако он решил сообщить об этой истории своему знакомому юристу Андрею Бельянскому (управляющий партнер адвокатского бюро «Бельянский и партнеры»), попросив разобраться. Бельянский отметил, что ситуация мутная, но Ройзман опять не принял никаких должных мер.

В середине мая, по словам Ройзмана, Ледовская пришла к нему вновь. Она спросила: «Женя, неужели ты считаешь меня сумасшедшей? Кинев забрал у меня квартиру». Глава Екатеринбурга посоветовал обратиться в прокуратуру, но пенсионерка отказалась, попросив разобраться с Киневым лично. Как известно из материалов дела, это произошло 22 мая, в день убийства старушки, и Ройзман был одним из последних, кто видел ее живой. Однако тогда, по его словам, он не подозревал о намерениях Кинева, который позвонил ему на следующий день и рассказал, что Ледовскую увезли родственники в Кировскую область.

Далее, как следует из слов Ройзмана, он позвонил Ледовской в начале июля (когда жертва депутата уже лежала расчлененной в болоте под Таватуем), но телефон не отвечал. Тогда он попросил своего знакомого, некоего Пальчикова (бывший сотрудник прокуратуры), съездить к Ледовской. Пальчиков пообщался с консьержкой и соседями, выяснив, что в квартире проживают гастарбайтеры.

«Мы пробили по базам и выяснили, что квартира переписана на Сергея Чувакова. Но у меня все равно не было мысли, что с Ледовской что-то произошло, я думал, что Кинев спрятал ее в хосписе», – рассказал на суде Евгений Ройзман.

Глава Екатеринбурга также рассказал, что знает Ольгу Ледовскую около 10 лет, а свою квартиру на Ботанике она предлагала всем и постоянно манипулировала ей. Он назвал пенсионерку «неопрятной и непричесанной», добавив, что от нее исходил запах перегара. Говоря о своих отношениях с Олегом Киневым, он пояснил, что они испортились еще в октябре 2013 года, когда с депутатом ЕГД стали вести переговоры областные власти, предлагая возглавить региональную службу хосписа, а начиная с весны 2014 года он стал замечать, что бывший товарищ стал часто врать. Отметим, что это заявление Ройзмана никак не увязывается с истинной картиной их связей друг с другом – так, Кинев участвовал в приемах населения, которые глава проводил (и проводит, несмотря на плачевные последствия такой практики работы с населением) по пятницам, и был частым гостем в его служебном кабинете.

Учитывая, что глава Екатеринбурга неоднократно путался в показаниях на заседании, государственное обвинение заявило ходатайство о прослушивании телефонных разговоров между Ройзманом и Киневым 22 мая 2014 года, когда, по данным следствия, была убита Ольга Ледовская. В тот день старушка в очередной раз пришла к мэру с просьбой разобраться с депутатом, который, как потом выяснилось, уже провернул аферу с ее квартирой, переписав ее на своего помощника Сергея Чувакова, которого он представил своему «шефу» родственником пенсионерки. Приводим стенограмму переговоров в сокращении, которая доказывает, что Кинев и Ройзман продолжали хорошо общаться, несмотря на робкие попытки мэра доказать обратное.

22 мая 2014 года, 10 часов 12 минут

Олег Кинев (О.К.): Да, Жень, ты звонил?

Евгений Ройзман (Е.Р.): Да. Сидит у меня тетушка (Ледовская. – Прим. ред.) в приемной. Давай я ее отправлю в прокуратуру?!

О.К.: Зачем? Не надо туда отправлять, Жень. Подожди, Жень, подожди. Я же с Андреем (Бельянским. – Прим. ред.) разговаривал, завтра родственник приезжает (имеет в виду Сергея Чувакова. – Прим.).

Е.Р.: Она у меня сидит в приемной, я не знаю, о чем с ней разговаривать. Ты сейчас где находишься?

О.К.: Я в Минздраве. Не надо никакой прокуратуры, сейчас Андрей поговорит с родственником и потом будет принимать решение, мы же с ним так договорились.

Е.Р.: Эту ситуацию нужно разрешить здесь и сейчас. Она будет стоить тебе карьеры.

О.К.: Женя, я все понимаю. Я какое вообще к этому отношение имею? Она сейчас начнет там везде трепать. Андрей с родственником поговорит, и они все вопросы решат, я тут вообще не фигурирую никак. Пускай идет домой, завтра к ней приедут. Я что должен сейчас сделать? Я этот вопрос решу завтра, родственник готов отменить эту сделку, лишь бы она не трепалась.

Е.Р.: Я считаю, что тебе имеет смысл сейчас приехать.

О.К.: Жень, я сейчас в Минздраве, у меня штатное расписание. Я приеду, и что будет?

Е.Р.: Она сидит здесь в приемной, и мне сказать ей нечего. По логике, мне надо отправлять ее в прокуратуру.

О.К.: Жень, давай оставим ситуацию до завтра, и если что-то не так, я сам пойду с ней в прокуратуру, потому что я не при делах вообще. Она больше не придет. Пусть делает с квартирой что хочет.

Е.Р.: Ладно.

Юрий Пономарев после заслушивания этой части диалога поинтересовался у Евгения Ройзмана, что значит его реплика «Ты должен полностью решить этот вопрос».

– Судя по всему, вы все прекрасно знали, – сделал вывод замгенпрокурора РФ, намекая, что мэру было известно о планах народного избранника и на тот момент председателя комиссии по здравоохранению городского парламента.

Глава Екатеринбурга сделал паузу и, выбирая выражения, попытался найти слова в свое оправдание.

– Юрий Александрович, не выдергивайте из контекста. Есть показания троих свидетелей, я при них предлагал Ледовской ехать в прокуратуру, но она не поехала. Я считал, что Бельянский способен опротестовать сделку. Если говорю Киневу: «Реши этот вопрос», я не говорю: «Убей бабушку». Не выдергивайте из контекста, – повторился Ройзман.

– Не надо меня учить! Вы стоите, а я здесь сижу! Стойте, отвечайте на вопросы – я вам задал, а ответ не услышал, – возмутился неуважительной позицией Ройзмана силовик.

После разговора на повышенных тонах государственный обвинитель Эдуард Камиуллин продолжил зачитывать телефонные переговоры Ройзмана и Кинева.

22 мая 2014 года, 10 часов 18 минут

Е.Р.: Короче, ее вызывали в полицию, они спрашивают: отдавал ли он вам 100 тысяч? (эта цифра фигурировала в договоре дарения квартиры. – Прим.).

О.К.: Какие сто тысяч?

Е.Р.: Я не знаю, о чем идет речь.

О.К.: Больной человек, что теперь поделаешь. Из-за чего ее вызвали в полицию?

Е.Р.: Олег, я не знаю.

22 мая 2014 года, 10 часов 35 минут

Е.Р.: Слушай, а кто такой Чуваков?

О.К.: Это родственник.

Е.Р.: Но она его не знает.

О.К.: Вот, Жень, пусть они разбираются, он сегодня приедет, и все эти вопросы они приземлят.

Е.Р.: Я пытаюсь понять, что делать.

О.К.: Пусть идет домой, он скоро к ней подъедет. Ситуация вышла из-под контроля.

22 мая 2014 года, 11 часов 35 минут

Е.Р.: Ты когда освободишься?

О.К.: Не знаю. Что нужно сделать, скажи.

Е.Р.: Нужно эту ситуацию закончить, потому что это ситуация номер 1. Это очень серьезно.

Спустя несколько часов после этого диалога Ольга Ледовская была убита, а спустя сутки расчленена. Мог ли Евгений Ройзман повлиять на развитие событий? Мог. Но не сделал этого, хотя, как следует из его переговоров с Киневым, считал эту ситуацию сверхважной, в том числе и в истории карьеры депутата. В том, что у главы уральской столицы была возможность предотвратить трагедию, уверен и Юрий Пономарев. Он отметил, что Ройзман заметно нервничает и путается в показаниях.

– Оказывается, вы тему с квартирой несколько раз обсуждали в этот день, хотя ранее говорили, что Кинев такой-сякой, что он ушел в стан вашего противника, а оказывается, у вас были доверительные отношения. Вы волнуетесь от этой темы. И что самое интересное, в день вашего общения бабушки не стало, – отметил Юрий Пономарев.

Евгений Ройзман ответил, что интересовался судьбой старушки и искал ее. Он заявил, что Кинев звонил ему 22 или 23 мая, рассказав, что у Ледовской «поехала крыша», к ней приехали родственники и увезли ее в какой-то санаторий, пообещав, что она вернется, а также написал сообщение, что, когда бабушка приедет, Ройзману будет стыдно за обвинения в адрес товарища. Мэр также упрекнул городскую полицию в бездействии, отметив, что Ольга Ледовская написала заявление в ОП №12 еще 10 мая, но никаких действий не последовало. При этом, по словам Ройзмана, это именно его заслуга в том, что пропавшую женщину начали искать правоохранительные органы, так как он обратился в УФСБ по Свердловской области с заявлением.

По мнению Юрия Пономарева, все было иначе. Еще 27 мая в отдел полиции №12 УМВД России по Екатеринбургу поступил сигнал о пропаже Ольги Ледовской, 10 июля было возбуждено уголовное дело об убийстве, 11-го числа стало известно, кто причастен к совершению преступления, а 18 июля Кинев был задержан.

– Вы написали заявление на имя начальника ГУ МВД только 15 июля, – возразил Юрий Пономарев. – Вы являетесь должностным лицом, и убитая Ледовская шла не к «дяде Жене», а к Ройзману Евгению Вадимовичу, чтобы защитить свои интересы, но после приема оказалась расчлененной. Ответьте мне на вопрос: вы этим не дискредитировали власть и себя лично, не считаете, что хотя бы морально несете ответственность за случившееся? Евгений Вадимович, ни один человек после приема у прокурорских работников почему-то таким печальным исходом не заканчивал, – завершил свою реплику замгенпрокурора.

Евгений Ройзман ответил, что не снимает с себя моральной ответственности за гибель старушки и переживает о произошедшем.

Юрий Пономарев решил поинтересоваться, на каких условиях глава Екатеринбурга передал Киневу свой мандат – ранее в СМИ озвучивалась информация, согласно которой Ройзман продал ему место в гордуме за 5 миллионов рублей и именно долг перед мэром заставил Кинева совершить убийство.

Юрий Пономарев (Ю.П.): «Я сделал подборку за несколько лет, как вы характеризовали Кинева: «Достойный, великолепный человек». Это ваш достаточно близкий друг. Вы ему свой мандат отдали доб­ровольно?»

Е.Р.: Да.

Ю.П.: То есть это ваша заслуга, что он стал депутатом?

Е.Р.: Да.

Ю.П.: Это был ваш человек, вы были из одной партии, и этому человеку вы дали право быть депутатом городской Думы. Правильно?

Е.Р.: Да, да.

Ю.П.: Получается, что один из ваших главных сподвижников совершил особо тяжкое преступление. Евгений Вадимович, это неправильно. Я считаю, что вы должны для себя выводы какие-то сделать, и вообще, власть-то дискредитирована. Исполняйте свои обязанности полностью в соответствии с законом, без каких-либо тяжелых для нас последствий.

Вероятно, это не последний приезд Евгения Ройзмана на заседание по «делу Кинева». Юрий Пономарев заявил ходатайство о допросе главы фонда «Город без наркотиков» Андрея Кабанова, который сможет прояснить некоторые детали событий, что потребует дополнительного допроса главы Екатеринбурга. Наблюдатели не исключают, что показания Кабанова могут изменить ход дела, а статус Ройзмана будет изменен. Предположительно, руководитель фонда появится на заседании суда уже на следующей неделе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру