Ангелы всегда умирают. Размышления рядового зрителя над фильмом Алексея Федорченко «Ангелы революции»

В зале ожидания — лозунги на плакатах, макет дирижабля, этнические куклы и маски, которые мне еще ни о чем не говорят. С этого для меня и начинается удивительный мир фильма режиссера Алексея Федорченко. Его жанр – мокьюментари, а проще говоря, фальсификация, псевдодокументальная провокация. Именно поэтому надпись на экране «фильм основан на реальных событиях» заставляет насторожиться, но при этом побуждает довериться замыслу режиссера. Конечно, я не известный кинокритик, и не философ, чтобы размышлять над замыслом той или иной картины. Однако даже будучи простым корреспондентом, не могу не высказать свои мысли после посещения предпоказа фильма Алексея Федорченко «Ангелы Революции», на премьеру которого в Екатеринбург приехал сам режиссер.

Ангелы всегда умирают. Размышления рядового зрителя над фильмом Алексея Федорченко «Ангелы революции»

«Мы уже давно умерли, а теперь пришли за вами», – этой фразой руководительницы отряда Полины Шнайдер положено начало фильму. Именно ей было поручено «подружить» народы Севера с советской властью. Ее отряд максималистов: композитор, скульптор, театральный режиссер, архитектор-конструктивист и кинорежиссер-примитивист (чего стоят его собаки с привязанными крыльями из подручных материалов). Нужно сказать, что у каждого героя есть как минимум два реальных прототипа: член той самой экспедиции в Югру и авангардный культурный деятель раннего СССР. Это удивительные и исключительные авангардисты, каждый из которых лелеет свою мечту: от создания симфонии заводских гудков и воздвижения памятника «первому революционеру» Иуде Искариоту, натурщик которого сразу после показа висит с петлей на шее неподалеку от христианского храма, до постройки универсальных крематориев – «безукоризненно чистый пепел» против кладбищ, которые препятствуют жилищному строю. «Ангелы революции» по Федорченко – и представители авангардного мышления, и народы севера. Хантам и ненцам отрезают волосы, женщинам пытаются сделать макияж, который смотрится на них как неаккуратно нарисованная маска, их знакомят с авангардом – но изображенный треугольник они сравнивают то с чумом, то с женой товарища. Для них строят роддом, в котором рождается первая девочка советской Югры Катя, а ее матери дарят швейную машинку. Подаренная статуэтка Ленина стоит у них рядом с иконами, но права только богиня северных народов, которая и «говорит» своим людям, что советской власти быть не должно. В апогее мечты – воздушный шар, на нем планируют местных жителей отправить на небо. Советские максималисты прошли через преграды, для сближения сделали свой фильм об истории народов, но не помогло абсолютно ничего – ангелы умирают. И вот она – месть за «своих», которая изображена исключительно на куклах, в которые когда-то играли местные дети. А в заключении – фраза «Отрежь им веки», продирающая нутро, прощальный жест и выстрел, олени в загоне, на фоне которого – христианская церковь, заводы и жилые дома. Итог: полнейшее эмоциональное истощение зрителя в самом лучшем значении этой метафоры.

И пусть стиль фильмов Федорченко – абсурд, я осознаю, что ничто в данной картине не хаотично, напротив, все невероятно упорядоченно, лишь изредка восприятию этого предельного порядка мешают какие-то неестественные колыхания, перемещения, движение. Работа режиссера основана исключительно на контрасте: яркие краски, на фоне которых мрачные, серые здания, похороны попугая и театральные постановки, ребенок жалеет свою мертвую сову Катю, которую называет своей сестрой, но, даже не донеся до дома, выкидывает в сторону. Любовь здесь идет рука об руку с грязью, а искусство – рядом со смертью: ради творчества принимается решение топтать живых людей вместо бутафорских голов. Сам Алексей Федорченко отметил: «Безусловно, это фильм о смерти, каждый из деятелей искусства прошел через нее и, возможно, именно благодаря этому поворотному моменту они пришли к творчеству». Музыка в «Ангелах революции» то не к месту жизнерадостная, то больше напоминает скрип, от которого внутри что-то содрогается. 

На самом последнем кадре – Екатерина Обатина. Это первая девочка советской Югры, родившаяся в 1934 году под присмотром революционно-культурного десанта и дожившая до наших дней. Всю жизнь она проработала учителем русского языка и умерла через месяц после ее съемки для фильма Федорченко. Она отказалась тогда что-либо говорить, но спела «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой. Именно после этого режиссер «Ангелов революции» понял, что его фильм готов. А основную мысль я позволю себе выделить следующим образом: со своим добром-уставом к чужим в монастырь не ходят. Больше здесь и говорить нечего. Разве что упомянуть о том, что только на выходе из кинотеатра я увидела статую Иуды Искариота и еще долго стояла перед ней, в то время как неосведомленный зритель проходил мимо и даже не замечал, что рядом с Иудой, кроме меня, стоит еще один человек – создатель шедевра, режиссер Алексей Федорченко.

«Ангелы революции» – единственный российский фильм, участвующий в основной конкурсной программе Одесского кинофестиваля. Эта картина взяла приз «Марк Аврелий будущего» на Римском кинофестивале, приз «Cineuropa» за лучший европейский фильм, а также приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Режиссер объединил две идеи: экранизацию произведения российского поэта и прозаика Дениса Осокина «Ангелы и революция» и воспроизведение кинорассказа о Казымском восстании народов северного Приобья – хантов и лесных ненцев – против политики советского правительства. Сам фильм снят на основе реальных событий: советский авангард здесь борется с язычеством. Только восстание стало исторической фабульной канвой, а само толкование – выдумано.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру