По итогам 2015 года планируемый экономический эффект от внедряемых на СвЖД проектов бережливого производства составит 95 млн рублей.
С начала 2015 года на Свердловской железной дороге внедрено 100 проектов бережливого производства с экономическим эффектом 32 млн рублей. Ещё 73 проекта находятся в процессе реализации. По итогам года планируемый экономический эффект составит 95 млн рублей. В реализации проектов бережливого производства на полигоне СвЖД участвует 131 структурное подразделение ОАО «РЖД».
Развитие проектов бережливого производства способствует уменьшению непроизводительных потерь, оптимизации технологических процессов, совершенствованию организации эксплуатационной работы дороги, повышению уровня безопасности движения и охраны труда, а также увеличению производительности подвижного состава, скорости движения и веса поездов, экономии топлива и электроэнергии. Одним из приоритетных направлений деятельности на СвЖД является работа над межфункциональными проектами (в разработке и реализации которых участвуют специалисты нескольких разнопрофильных подразделений). Межфункциональные проекты помогают снизить издержки, повысить производительность и улучшить показатели качества при организации перевозочной деятельности.
В 2014 году на станции Ноябрьск-2 был реализован межфункциональный проект по сокращению времени следования поездов с углеводородными грузами по маршруту Ноябрьск-2 – Войновка. После включения приёмоотправочного парка станции Ноябрьск-2 в состав станции Ноябрьск-1 и изменения технологии осмотра, поезда стали следовать от места погрузки до станции Войновка без остановки на станции Ноябрьск-1. В результате внедрения данного предложения годовой экономический эффект составил 5,8 млн рублей.
На станции Пермь-Сортировочная в 2014-2015 годах разработаны и внедряются межфункциональные проекты, направленные на улучшение эксплуатационной работы станции. В результате удалось значительно снизить простои транзитных вагонов и задержки поездов на подходах, а также увеличить пропускную способность станции, сократив время проследования через нее грузовых поездов. Суммарный годовой экономический эффект от внедрения данных проектов составит более 3 млн рублей.
В 2015 году в процессе ремонта металлического моста через реку Обь (на перегоне Островной – Обский Сургутского региона СвЖД) дистанция инженерных сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры внесла предложение по изменению технологии замены подвижных опорных частей моста. В результате удалось сократить время проведения ремонта, снизить расход электроэнергии и затраты на доставку материалов к месту работ. Общий экономический эффект составил 3,7 млн рублей.
Проект Сургутской дистанции пути «Снижение непроизводственных потерь от простоев передвижной рельсосварочной машины при низких температурах за счет усовершенствования технологии сварки плетей» позволил сократить продолжительность "окон" по закреплению плетей бесстыкового пути в оптимальную температуру. Экономический эффект составил 526 тыс. рублей.
Проект Пермского регионального центра связи направлен на изменение технологии организации связи оповещения работников на станциях с диспетчерской централизацией. После его внедрения суммарный годовой экономический эффект составит 79 тыс. рублей на одну станцию.
Стоит отметить, что лучшие проекты бережливого производства традиционно принимают участие в специализированном сетевом конкурсе ОАО «РЖД». В 2015 году от СвЖД в финальный этап конкурса рекомендован 31 проект. Его итоги будут подведены в декабре.
В ОАО "РЖД" утверждена программа по внедрению технологий бережливого производства в производственном блоке, которая предусматривает реализацию следующих стратегических целей:
· изменение отношения работников (как руководителей, так и рабочих) к производству, к технологии выполнения работ и, соответственно – к качеству;
· повышение эффективности производственных процессов за счет внутренних резервов (т.е. сокращения непроизводительных потерь);
· формирование собственной нормативной базы, регламентирующей вопросы управления качеством в целом по компании.