Для повышения эффективности перевозочного процесса и улучшения пропускной способности на Свердловской железной дороге внедряются инновационные технико-технологические решения, в числе которых – формирование и пропуск поездов повышенного веса и длины.
В 2015 году по магистрали проследовало более 4 тыс. поездов весом 8 тыс. – 9 тыс. тонн, что на 13% больше, чем в 2014 году. Из них 2024 поезда имели вес 9 тыс. тонн (рост к 2014 году на 47,7 %). Применение технологии вождения тяжеловесных поездов позволило увеличить средний вес поезда на 76 тонн.
Новым этапом в развитии тяжеловесного движения на Свердловской железной дороге стала организация вождения тяжеловесных поездов весом 9 тыс. тонн на направлении Называевская – Балезино (главный ход Транссиба). Ранее на этом направлении осуществлялся пропуск поездов весом не более 8 тыс. тонн. С апреля по декабрь 2015-го проведено 373 «девятитысячника». Для них в графике движения специально выделено две «нитки». В перспективе на весовую норму 9 тыс. тонн планируется перевести все угольные маршруты, следующие на направлении Кузбасс – Северо-Запад.
С 12 ноября на направлении Егоршино – Алапаевск – Серов-Сортировочный организовано вождение тяжеловесных поездов газотурбовозами ГТ1h-001 и ГТ1h-002 (до конца года было проведено 14 поездов весом более 7,5 тыс. тонн).
Хорошие результаты получены также в результате совершенствования модели полигонного (в границах нескольких дорог) управления движением. Так, с первого квартала 2015 года на полигонах Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Свердловской железных дорог осуществляется вождение поездов с фиксированным весом 6,3 тыс., 8 тыс., 9 тыс. тонн (с исключением промежуточных весов). Это признано целесообразным с учетом кратности тяги: 6,3 тыс. тонн – оптимальный вес поезда на участках со сложным горным профилем для Локомотив типа ВЛ11, а современные электровозы серии 2ЭС10 (особенно в трехсекционном исполнении) способны водить поезда весом 8 тыс. и 9 тыс. тонн. Вождение поездов промежуточного веса (от 6,3 тыс. до 7,5 тыс. тонн) приводило или к неполному использованию возможностей локомотивов, или к дополнительным работам по отцепкам групп вагонов для уменьшения веса поезда.
Применение данного технологического решения позволило снизить нагрузку на решающие сортировочные станции дороги, ускорить продвижение вагонопотока, сократить непроизводительные эксплуатационные расходы, улучшить качественные показатели использования тягового подвижного состава, повысить эффективность режима труда локомотивных бригад.
Суммарный (условный) экономический эффект от перехода на вождение поездов унифицированного веса и перераспределения транзитного поездопотока через южный обход Екатеринбургского узла (станцию Седельниково) ожидается более 400 млн рублей в год.
Кроме того, в сентябре текущего года в ходе нескольких экспериментальных поездок на Свердловской железной дороге был осуществлен ускоренный пропуск грузовых поездов весом 9 тыс. тонн со станций Лимбей, Тобольск и Екатеринбург-Сортировочный до Балезино. Специалисты Свердловской магистрали обеспечили следование поездов по специально разработанному расписанию с повышенной участковой и маршрутной скоростями. Эксперимент направлен на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для грузоотправителей и реализован в рамках комплекса мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса, повышению скоростей и надежности доставки грузов.
Согласно данным ИЭРТ, потоки грузов на СвЖД в западном направлении к 2020 году вырастут на 35% и составят по стыку Чепца – 105,6 млн тонн, или 72 поезда в сутки (включая поезда с порожними вагонами); по стыку Дружинино – 75,6 млн тонн или 56 поездов в сутки. Освоить возрастающий объем перевозок с Кузбасса и севера Уральского федерального округа возможно только при успешной реализации комплекса задач по организации тяжеловесного движения.