Что-то особенное есть в тех, кто не страшится быть ответственным за долгоденствие обывателей. О том, каково жить с мыслью, что жизнь других людей полностью зависит от одного человека, нам рассказал водитель скорой помощи Сергей Федоров.
– Необходимо ли водителю скорой помощи медицинское образование?
– Особой необходимости в этом нет, но правила оказания первой медицинской помощи водитель должен знать. Даже в «Положении о водителе бригады скорой медицинской помощи» сказано: «На должность водителя бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1-2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам их транспортировки».
– В каких случаях Вы включаете проблесковый маячок на служебном автомобиле?
– Правильное название – спецсигнал, это одновременно проблесковый фонарь и сирена. Об этом написано в третьем пункте Постановления Правительства РФ
«О Правилах дорожного движения». Включать его следует исключительно в экстренных случаях, будь то дорожно-транспортное происшествие, пожар или сердечный приступ. Когда именно его включать, решает не водитель, а исключительно врач или фельдшер. Только они могут определить состояние больного.
– За сколько времени после поступления звонка должна выехать «скорая»?
– Все зависит от степени тяжести и вида вызова. Если вызов экстренный, то даже задание мы получаем по рации и выезжаем немедленно в течение двух-трех минут. Если же случай не тяжелый и вызов простой, то нам требуется семь-десять минут для выезда со станции. Время прибытия, разумеется, зависит от расстояния, но на экстренные вызовы мы летим на всех парах, то есть максимально быстро, ищем кратчайшие объездные пути.
– На какой максимальной скорости может ехать машина?
– Это зависит от машины и, безусловно, от самого водителя. Летом во время экстренной транспортировки больного в областной город я разгонял служебную машину до 180 километров в час. Да, нам позволено отступать от правил, если стоит вопрос жизни и смерти. Потом, правда, приходится писать объяснительные, но это мелочи по сравнению с человеческой жизнью.
– Если пострадавших несколько, как определяется очередность посещения?
– Когда пострадавших много, выезжает сразу несколько бригад. А в целом очерёдность вызовов устанавливает диспетчер. На это есть специальный норматив, разработанный Минздравом России.
– Достаточно ли машин скорой помощи или их не хватает?
– Количество машин опять же определяется нормами Минздрава: положена одна машина скорой помощи на десять тысяч человек. Порой этого, разумеется, не хватает. Но изменить это мы не в силах.
– Были ли такие ситуации в Вашей профессии, за которые Вам может быть стыдно?
– Нет, стыдно никогда не было. Но я честно признаюсь: смерти проигрывать приходилось, от этого действительно очень больно. И переживаю я за каждого человека. А коллектив нашей станции – большая семья, мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем морально и подбадриваем.
– Чем водитель «скорой» отличается от представителя иной профессии?
– Все профессии важны, все профессии нужны, как говорится. Так что не вижу ничего исключительного в водителях скорой помощи. Разве что необходимы конкретные черты характера: хладнокровность, выносливость и выдержанность. Самое сложное для меня – соскочить в три часа ночи и понять, что я обязан сделать.
– Есть ли то, чем Вы недовольны в своей профессии?
– К сожалению, стоит признать, что такие вещи есть. Это недоброжелательное отношение некоторых людей к бригадам скорой помощи, не очень большая по нынешним меркам заработная плата. Но наш девиз таков: «Светя другим, сгораем сами, чтоб дольше жили вы под небесами». А чтобы в полной мере ощутить особенность этой профессии, нужно самому хотя бы один день провести на станции скорой помощи.