Большая дискуссия по Екатеринбургу. Города, участвующие в агломерациях, предлагают «специализировать»

Вечером 1 июня прошло очередное заседание ТОП-клуба на тему «Большого Екатеринбурга». Встреча длилась три часа, но этого времени явно не хватило ни самому главному спикеру, вице-премьеру свердловского правительства Александру Высокинскому, ни присутствующим для того, чтобы высказать все свои идеи и мысли по поводу этого проекта. Как прошло обсуждение «Большого Екатеринбурга» с представителями уральского бизнеса – в нашем материале.

Большая дискуссия по Екатеринбургу. Города, участвующие в агломерациях, предлагают «специализировать»
Александр Высокинский: «Важно учитывать мнения представителей пяти экспертных групп: власти, бизнеса, общественности, науки и СМИ».

Заседание клуба должно было начаться в семь часов вечера. В течение получаса, пока все участники подтягивались в БЦ «Президент», представители уральского бизнес-сообщества непринужденно беседовали и перекусывали в холле. Говорили о бизнесе, делились своим опытом, рассказывали о своих проектах, идеях и планах. К семи часам участники начали рассаживаться по местам. В ожидании появления спикера уральские предприниматели разговаривали, «залипали» в телефонах, смотрели мультики и просто скучали. Леонид Гункевич, председатель «Деловой России», о чем-то оживленно переговаривался с представителем Торгово-промышленной палаты, а Александр Трахтенберг фотографировался с участниками ТОП-клуба.

«Не лояльные, а компетентные»

Но вот в зал вошел вице-премьер областного правительства Александр Высокинский и разговоры умолкли. За непринужденным тоном спикера чувствовалось, что он хочет донести до своих слушателей, крупнейших представителей уральского бизнес-сообщества, важность реализации проекта «Большой Екатеринбург» и видит в них будущих создателей агломерации.

И это не случайно. Высокинский отметил, что большая часть инвестиций Екатеринбурга – это частные вложения.

«Это отличает наш город от Казани или Санкт-Петербурга, которые развиваются за счет инвестиций из федерального бюджета. В Екатеринбурге очень сильный бизнес, и это тоже является потенциалом развития города», – говорил спикер.

В ходе своего выступления он не раз подчеркивал, что «Большой Екатеринбург» должен создаваться теми людьми, которые живут и работают здесь. Важно учитывать мнения представителей пяти экспертных групп: власти, бизнеса, общественности, науки и СМИ. Каждый вопрос, который будет возникать при разработке полицентричной агломерации, должен обсуждаться в рабочих группах, в которые войдут представители из каждой экспертной группы. Только так проект «Большой Екатеринбург» сможет достигнуть своей цели – сделает жизнь людей лучше и обеспечит развитие городов, входящих в агломерацию.

«В экспертные советы войдут не лояльные, а компетентные», – заявил Александр Высокинский.

«Большой Екатеринбург» для развития Урала

Между тем о проекте создания агломерации задумывались еще в советские годы. Тогда три крупных уральских города – Екатеринбург, Челябинск и Пермь – входили в так называемый «промышленный узел». Приоритетом для этих городов была тяжелая промышленность и металлургия. С 80-х годов руководство Екатеринбурга одновременно с промышленностью начало уделять внимание другим сферам, и уже к началу 2000-х годов столица Среднего Урала заняла 6-7-е место по товарообороту среди других российских субъектов. До настоящего времени Екатеринбург динамично развивался.

«К 2006 году Екатеринбург уже выработал тот задел, который у него был. Теперь ему нужны новые схемы развития, нужны новые инвестиции», – считает Высокинский.

Новым путем развития Екатеринбурга как раз и может стать проект полицентричной агломерации. Александр Высокинский рассказал, что в настоящее время речь идет не только о создании агломерации «Большой Екатеринбург». Рассматриваются проекты Нижнетагильской и Северной агломераций на территории Свердловской области. Изучаются и проекты, которые объединят в единую агломерацию города «уральского промышленного узла» – Екатеринбург, Пермь и Челябинск.

Дело в том, объяснил вице-премьер, что Екатеринбург – это один из важнейших транспортных оптовых узлов на пути Лондон – Берлин – Токио. Через Урал осуществляются сухопутные перевозки товаров из Китая в Европу. При этом стоимость сухопутных перевозок, отметил Высокинский, значительно дешевле авиаперевозок или транспортировки по морю. Однако развитие транспортного узла возможно только с помощью объединения усилий разных субъектов. Именно поэтому в настоящее время ведутся переговоры о строительстве высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск и потому так важна сама идея создания крупных агломераций.

Много говорил Александр Высокинский и о качестве жизни населения Среднего Урала, и о том, что целью агломерации является создание комфортных условий для жизни людей.

Сомнения и споры

Впрочем, отнюдь не все участники клуба поддерживают проект. «Большой Екатеринбург» вызывает много споров в части его реализации на практике.

«Я боюсь, что после создания агломерации Екатеринбург может превратиться в Ханой, а не в Европу, – высказал свои опасения председатель «Деловой России» Леонид Гункевич. – Надо понять, что мы строим и как отнесутся к этому сами муниципалитеты».

В ответ спикер отметил, что, чтобы избежать конфликтов, нужно в первую очередь договориться о территориальной специализации муниципалитетов.

«Сысерть – это наша рекреационная зона, не дачный поселок под Екатеринбургом, как многие здесь, наверное, думают, – добавил Высокинский. – Среднеуральск может дать нам теплицы, тепло. Верхняя Пышма – это мощный промышленный кластер. И так далее. Поэтому важно заранее договориться о территориальной специализации городов».

Как отметил Захар Ивачев, гендиректор строительной фирмы Logic Development в Арамиле, для того чтобы начать реализовывать этот проект, необходимо, чтобы в регионе была стабильная политическая ситуация. Поэтому и приступать к осуществлению проекта нужно уже после октября 2017 года. Об этом же говорил и Александр Высокинский в ходе презентации.

«Я очень рад, что проект доверили такому большому профессионалу, как Александр Высокинский. Я считаю, что его презентация выглядит очень блестяще, очень захватывающе и информативно. Но есть несколько моментов. Во-первых, как вы вчера заметили, некоторые схемы Александра Геннадиевича [Высокинского] есть даже с 1983 года. Но их до сих пор почему-то не реализовывали. Я считаю, что для того, чтобы приступить к реализации этого проекта, необходима стабильная политическая обстановка на Урале», – заявил Захар Ивачев.

Он также подчеркнул, что в настоящее время многие идеи проекта агломерации уже развиваются. Люди предпочитают покупать доступное жилье в Арамиле, потому что там квартиры значительно дешевле, при этом экология лучше, но ездят каждый день на работу в Екатеринбург. И жители Арамиля хотят, чтобы до Екатеринбурга им было добираться быстрее и удобнее, но одновременно не хотят, чтобы Екатеринбург «поглотил» Арамиль. Поэтому, отметил собеседник «МК-Урал», многие вопросы по «Большому Екатеринбургу» нужно решать с общественностью в ходе публичных обсуждений.

Смущает предпринимателей и другой вопрос. Если будет создан «Большой Екатеринбург», то и все вопросы, которые возникают у малого и среднего бизнеса, им придется решать не с местными администрациями, а с руководством «Большого Екатеринбурга». Это может существенно замедлить принятие решений и будет создавать дополнительные препятствия для бизнеса.

В целом встреча ТОП-клуба была довольно жаркой. Чувствуется, что это не последнее обсуждение этого вопроса. О проекте еще будут говорить, спорить и обсуждать его на всех уровнях. Но начало «Большому Екатеринбургу» уже положено. Ожидается, что первое заседание экспертного совета пройдет уже июле-августе этого года.

С другой стороны, все участники дискуссии, каких бы они мнений ни придерживались, понимают, что городу и области нужны новые пути развития, и «Большой Екатеринбург» может стать новой вехой в развитии Екатеринбурга и Среднего Урала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру