«Неудобное» уголовное дело. О последних днях школьницы из Камышлова

Вокруг этой трагедии — журналисты, близкие люди, но не полиция. В том, что правоохранительные органы бездействуют, уверены те, для кого эта потеря стала самой большой. Это родители 12-летней Оксаны (имя изменено), девочки из Камышлова, которая свела счеты с жизнью после избиения.

«Неудобное» уголовное дело. О последних днях школьницы из Камышлова
Тело девочки было обнаружено во дворе этого дома.

Вечером 15 июня на улице Гагарина в Камышлове нашли лежащую на земле 12-летнюю девочку. В городском реанимационном отделении она три дня наблюдалась у местных врачей, после чего была транспортирована в Детскую клиническую больницу № 9 Екатеринбурга. Почти две недели врачи боролись за ее жизнь, но 30 июня девочка скончалась, не приходя в сознание.

Здесь крайне непросто выстроить причинно-следственную связь и найти виновных. В показаниях подруг Оксаны путаница, в СМИ – бесполезная шумиха, от полиции – никаких новостей. Надежда, кажется, остается только на родителей Оксаны. Именно с ними мы побеседовали, чтобы узнать, как все было на самом деле.

«Жидкость мутного цвета»

Вечером 14 июня Оксана с согласия мамы, Натальи, пошла к бабушке, чтобы остаться у нее на ночь. Вскоре ее телефон сообщил: «Абонент не доступен». Девочка добиралась до бабушки значительно дольше, чем обычно, а когда пришла, оказалась пьяной. По мнению бабушки, кто-то помог внучке добраться до дома: она еле держалась на ногах. На теле девочки были множественные ссадины и синяки, разбиты нос и губы. На расспросы бабушки девочка сквозь слезы отвечала, что ее заставляли пить «жидкость мутного цвета», а за отказ били. Она повторяла: «Меня пинали, меня заставляли пить, меня держали». Лучшим решением было уложить девочку спать. Так и сделали.

Утром приехала мама. Тогда выяснилось, что к случившемуся причастна некая 14-летняя девочка из другой школы, которая навязывала свое общество Оксане и ее одноклассницам. С 12 июня старшая «подруга» собирала с девочек младшего возраста деньги. Говорят, что тратила их на выпивку. Посиделки с алкоголем часто происходили на городской площади. Там 14 июня Оксана встретилась с вышеупомянутой представительницей другой школы. Эту сцену родители Оксаны увидят на записи с уличной камеры наблюдения. По их словам, позже Оксану отвели во двор, где и избили.

Известно, что накануне встречи между девочками была мобильная переписка. Вероятно, на площади произошел какой-то конфликт. По данным нашего источника, была избита не только Оксана. Досталось еще одной девочке, которой вовремя удалось убежать.

Оксана согласилась на предложение мамы дать показания в полиции. Здесь, кажется, и произошел переломный момент.

Оксана отличалась примерным поведением и хорошо училась. Родителям даже вручали благодарственные письма.

«Мне стыдно»

Во время разговора с сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Еленой Горбуновой Оксана, вспоминая о случившемся, не смогла сдержать слез. Тогда о событиях минувшего дня со слов дочери рассказала мама. По словам родителей, в конце диалога Горбунова, не записав показаний, предложила девочке выспаться и приходить утром.

По дороге домой Оксана плакала, а потом на нее напала своего рода апатия. На вопросы мамы и сестры она не отвечала, говорила только: «Мне стыдно».

С Оксаной рядом всегда находился кто-то из взрослых. Но ей удалось сбежать. Чуть позже в социальной сети сестре Оксаны пришло сообщение. В нем говорилось, что девочка спрыгнула с крыши. По слухам, в тот момент на крыше видели двух человек. А разбился только один.

Оксана оставила предсмертную записку, в которой просила прощения у мамы и папы и никого ни в чем не обвиняла. В больнице Екатеринбурга, куда пострадавшую транспортировали после трех дней реанимации в Камышлове, врач обратил внимание на кита, нарисованного шариковой ручкой на бедре у девочки. Позже эта деталь окажется очень важной и, возможно, уведет следствие в сторону.

По данным наших источников, после случая на площади упоминавшаяся нами навязчивая знакомая Оксаны советовала остальным девочкам не общаться с полицией, припугнув, что «сольет в интернет» их видео. Личная переписка девочек говорит о том, что какой-то компромат на них действительно есть. Мы пообщались с директором школы, где учится эта 14-летняя знакомая. По словам директора, большую часть времени ученица проводит с бабушкой, у мамы, по слухам, могут быть проб­лемы с наркотиками.

Ответное слово

По данным одного из информагентств, в официальном комментарии полиция заявляет, что насилия над ребенком не было. «В ходе проверочных мероприятий было установлено, что никто ее не заставлял совершать никаких антиобщественных или аморальных поступков, – утверждают в пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области. – Для установления объективной картины произошедшего все материалы проверки переданы в Следственный комитет и приобщены к материалам уголовного дела, возбужденного по статье «доведение до самоубийства».

По данным СМИ, на место происшествия сразу выехала оперативно-следственная группа, к проверке подключили инспекторов ПДН. «Они установили, где, когда и при каких обстоятельствах девочка употребляла спиртные напитки накануне случившегося, – говорит заместитель руководителя пресс-службы областного полицейского главка Нина Пелевина. – Были опрошены и участники этой компании (все они – лица, не достигшие 16-летнего возраста) и их родители». «Женщина рассказала, что девочка уже не первый раз появляется дома пьяная, причем не у них, а у бабушки», – рассказала агентству Нина Пелевина. Мама Оксаны, прочитав этот комментарий, была в шоке. Наталья заявила нам, что никогда не давала полиции подобную информацию.

Родители погибшей считают, что в полиции специально игнорируют факт избиения. По словам начальника Межмуниципального отдела МВД России «Камышловский» Владимира Шкаева, проверка была проведена, в результате подтверждений нападения на девочку не получено. «Никто ее не избивал, не было ничего такого, – заявил СМИ господин Шкаев. – Мы сразу провели проверку, потому что это самое страшное, когда такое с детьми случается. А в предсмертной записке она никого не винит. Вообще семья благополучная, на учете не состояла – нас тоже, конечно, все это сильно удивило».

Еще раз о китах

На бедре Оксаны действительно был нарисован кит синей ручкой. Причем после того избиения его не было. Видимо, он появился в последние часы перед прыжком с крыши. Почему именно кит? Это символика групп в социальных сетях, посвященных суициду: бабочки живут всего день, киты выбрасываются на берег…

Об опасности «группы смерти» в интернете недавно подробно рассказывала «Новая газета». По словам хорошей знакомой семьи, девочки, в окружении которых находилась Оксана, действительно были подписаны на такие группы, правда, сейчас их в этом уличить уже сложно.

Проблема в том, что самоубийство, как правило, является следствием комплексных проб­лем. Влиянием интернета дело часто не ограничивается. В данном же случае нарисованному киту многие уделяют внимания больше, чем гематомам на теле Оксаны. По словам родственников девочки, она изменила круг своего общения с начала учебного года. Оксана стала немного скрытнее, хотя в переходном возрасте это не в диковинку. Больше ничего не изменилось. Оксана не давала никаких поводов подозревать ее в склонности к суициду. По словам Виталия, Оксаниного папы, дочь не была замкнутой, хронически чем-то недовольной или конфликтной.

Следствие ведут родители

Прошло больше месяца со дня трагедии. Нужно подводить какие-то итоги. А сказать нечего: нет новостей из полиции и Следственного комитета. Правда, поначалу уже упомянутая нами Елена Горбунова провела допрос подруг Оксаны. В итоге она сообщила семье, что дети дают разные показания, в которых нет ничего общего. После 16 июня звонков из полиции родители не слышали.

Только через месяц после трагедии маму Оксаны вызвали на допрос. Пароль и логин от страницы Оксаны в социальной сети следователи взяли на следующий день после случившегося. Но месяц на ее страницу никто из правоохранителей не заходил: утверждали, что не получается. Однако в присутствии мамы Оксаны в Следственном комитете им это «внезапно» удалось.

Совсем недавно с величайшим трудом родителями Оксаны (но не правоохранительными органами!) была найдена видеозапись, на которой Оксана встречается предположительно с той самой 14-летней девочкой, ученицей другой школы, которая уводит ее во двор. Согласно комментариям знакомых Оксаны, именно во дворе девочка была избита.

Остальные видеозаписи с уличных камер, вероятно, найти будет невозможно: они хранятся в архиве всего несколько недель. Родители об этом не знали и в своих поисках опоздали буквально на пару дней. Хотя заняться просмотром видеозаписей обещала та самая Елена Горбунова. Сейчас она не отвечает на звонки журналистов и родителей.

Оксана несколько раз при сотруднике ПДН называла виновника избиения. Горбунова видела гематомы. А теперь почему-то «отошла от дел». Когда готовился этот текст, появились свежие данные о той самой 14-летней «девочке из другой школы», связанной с избиением Оксаны. Целый месяц после трагических событий она отдыхала на море и вернулась в Камышлов только 15 июля. Почти сразу на городской площади начались пьянки подростков с ее участием, и вновь одна из втянутых в «вечеринку» девочек оказалась избитой. Об этом нам рассказал отец Оксаны.

Кстати, знаете, где эти трудные подростки покупают алкоголь? В магазине рядом с Межмуниципальным отделом полиции «Камышловский». Без комментариев.

Город встревожен

Изначально делом по статье «Доведение до самоубийства» занималась Мария Петькова, старший следователь Камышловского межрайонного следственного отдела. С приходом другого следователя началось хоть какое-то движение: 12 июля дело было передано Геннадию Егорину. Мы пытались с ним пообщаться, но тот посоветовал обратиться за комментариями к старшему помощнику руководителя Следственного комитета России по Свердловской области.

Следственные органы упорно отрицают, что девочка была избита. Видимо, по той простой причине, что заявление мамы они так и не приняли. Следствие затягивается. Одному из информационных агентств старший помощник руководителя Следственного комитета России по Свердловской области Александр Шульга заявил: «В настоящее время в рамках возбужденного уголовного дела сотрудниками Следственного комитета выполняется комплекс необходимых следственных действий. Провели осмотр места происшествия, допрашиваются родственники, соседи и одноклассники девочки. Также назначена судебная посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. Тело девочки направлено для проведения судебно-медицинской экспертизы с целью установления точной причины смерти. Расследование уголовного дела продолжается».

Мы, конечно, не призываем взять и посадить в тюрьму всех участников силового и психологического давления на Оксану. Это и невозможно. Уголовная ответственность для несовершеннолетних по статье «Доведение до самоубийства» наступает с 16 лет. Вполне вероятно, что именно этот факт позволит правоохранителям спокойно признать дело бесфигурантным и закрыть его.

Участие в избиении Оксаны лиц, достигших этого возраста, не подтверждено. Однако и не исключено полностью. Также не исключено воздействие на психику девочки со стороны взрослых злоумышленников в интернете. Как мы помним, правоохранители не потрудились снять видео с камер наблюдения, да и на соцсети в интернете обратили внимание, возможно, слишком поздно.

Не ведется и работа с подрастающим поколением. Инспектор ПДН – это настоящий детско-подростковый участковый. Он обязан реагировать на сообщения о насилии, обязан вести профилактическую работу там, где из детей на глазах у взрослых постепенно вырастают преступники. Ничего этого в Камышлове, как мы видим, не делается. Жертвам насилия здесь просто советуют «выспаться». Все это вызывает вполне обоснованную тревогу среди местных жителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру