Либеральный процесс над ксенофобом. Как «ловца покемонов» выпускали из СИЗО

Руслана Соколовского, ловившего покемонов в Храме-на-Крови, выпустили из СИЗО. Приговор Кировского районного суда Екатеринбурга, который ранее вынес решение об аресте видеоблогера и заключении его под стражу на два месяца, был обжалован 8 сентября в Свердловском областном суде. Суд удовлетворил апелляционную жалобу и заменил меру пресечения на домашний арест – на 1 месяц и 25 дней. Находиться под арестом блогер будет в квартире адвоката Ильченко на Краснолесья, 149, – это едва ли не первый случай на Среднем Урале, когда суд принимает такое решение.

Либеральный процесс над ксенофобом. Как «ловца покемонов» выпускали из СИЗО
Фото: oblsud.svd.sudrf.ru

Заседание суда изначально было открытым. К началу процесса в 14:30 у зала суда толпились журналисты. Примечательно, что среди публики не было ни одного поклонника творчества молодого видеоблогера, зато были желающие получить бесплатный политический пиар. В частности, в суде были замечены представители группы поддержки одного из самых одиозных оппозиционных кандидатов в депутаты Госдумы, прославившегося антисемитскими и гомофобными высказываниями. С российскими журналистами они общаться не захотели, заявив, что дадут комментарии только прибалтийской «Медузе».

Также появились два представителя общественного движения «Открытая Россия», финансируемого беглым экс-олигархом Михаилом Ходорковским. Активистки Полина Немировская и ее спутница привезли из Москвы «политические» деньги – 150 тысяч рублей для матери Соколовского. Оппозиционные активистки пояснили, что эта сумма выделена в качестве «поддержки политзаключенных», и даже пообещали любую сумму (напоминаем, что главный спонсор тут – Ходорковский) в качестве залога, если суд будет готов рассмотреть такой вариант. Соратница Ходорковского, недавно прославившаяся в интернете фотографиями в лесбийском стиле, не пояснила, в каком месте в роликах Соколовского присутствует политика, и как будто забыла, что в этих же роликах присутствуют грубые выпады в адрес ЛГБТ, а также отвратительная шовинистическая реплика о том, что представители одной из категорий инвалидов «не должны иметь детей, потому что разносят свои отвратительные гены».

На процесс явилась и мать Соколовского Елена Чингина. Женщина рассказала, что в Екатеринбурге впервые, в Храме-на-Крови, где ее сын ловил покемонов, она не была. Елена Чингина, услышав про 150 тысяч рублей, которые ей хотят передать подручные экс-олигарха, сказала, что ничего не знает об этом – ей говорили только о готовности внести залог.

Суд идет

В начале заседания в зал пустили всех журналистов. Стороны защиты и обвинения заявили свои ходатайства. Адвокатов Соколовского на суде было сразу трое, они представляют известную юридическую ассоциацию, защищавшую Pussy Riot, акциониста Павленского и имевшую проблемы со статусом иностранного агента.

«Брендированные» защитники представили характеристики Соколовского из школы, Уральского гуманитарного университета, школьные грамоты об участии в олимпиадах по обществознанию, биологии, литературе, благодарственную грамоту от губернатора Курганской области, а также поручительство от Евгения Ройзмана (главы Екатеринбурга) как физического лица. Напомним, что гражданин, за которого поручился Ройзман, в своих видеороликах отпускал матерные оскорбления в адрес христиан, а также грубые уничижительные реплики, касающиеся представителей ЛГБТ и инвалидов. Также за Соколовского поручился директор одной из газозаправочных компаний, ранее участвовавший в местных выборах. Возможно, с целью политического пиара, поэтому называть его имя не будем. Авторы апелляции настаивали на мере пресечения для Соколовского, не связанной с изоляцией.

В свою очередь, следователь настоял на том, чтобы заседание суда проходило в закрытом режиме. Требование его поддержал прокурор.

Суд принял ходатайства обеих сторон. Всем представителям СМИ, слушателям и даже матери Руслана Соколовского пришлось покинуть зал заседаний. Как позже рассказал адвокат Соколовского Александр Абрамов, одной из причин выбора закрытого формата стали письма из ящика Соколовского с просьбами о политическом убежище. И хотя эта информация ни для кого не секрет – скрин почты Соколовского выложил пранкер Лексус на своей странице в «Фейсбуке» 4 сентября, – следствие посчитало это основанием для того, чтобы на процессе не присутствовали посторонние.

Напомним, накануне ареста почтовый ящик Соколовского был взломан. Он написал об этом на своей странице в соцсетях 31 августа. По словам защитника, письма, которые Соколовский якобы слал в консульства, были отправлены с его почтового ящика уже после взлома. Кстати, «шпионская ручка», которую нашли в квартире Соколовского при обыске, не фигурирует в деле. «Жути наводят», – пояснил Александр Абрамов.

Что касается поручительства, которое дал Евгений Ройзман, то в деле оно никакого значения не имеет. По словам Абрамова, если бы Соколовский и Ройзман были лично знакомы, то мэр мог бы за него поручиться и суд принял бы это во внимание. Но они не были знакомы, и Руслан Соколовский это подтвердил, так что в данном случае мэр Екатеринбурга просто попиарился на громком деле.

Детство покемонщика

Благодарственную грамоту от губернатора Курганской области, которую также представили защитники покемонщика, Руслан Соколовский получил как лучший выпускник школы Шадринска несколько лет назад. Об этом рассказала мать блогера Елена Чингина.

Женщина говорит, что Руслан был очень спокойным и рассудительным мальчиком, в школе любил классическую музыку и много читал. Никогда не пил, не курил и не ругался матом. После смерти отца он получал пенсию, а после смерти старшего брата (он умер год назад от сердечного приступа на работе в Тобольске) Руслан остался единственным кормильцем семьи. Он платил за квартиру матери в Шадринске и высылал ей деньги на лекарства. Чем занимался Руслан и как он зарабатывал себе на жизнь, Елена Чингина не знала. «В Интернете работал, сео-оптимизацией занимался», – говорит женщина. О том, что ее сын видеоблогер, мать знала. Когда он жил в Шадринске, она смотрела его ролики и видела, что он делает. Видео, в котором Руслан ловит покемонов в Храме-на-Крови, она тоже смотрела, но комментировать его отказалась.

«Это мое мнение, я не буду его говорить, чтобы ему не навредить. Боюсь что-нибудь не то сказать», – сказала Чингина «МК-Урал». Она уверена, что Руслан не хотел никого оскорбить и что его просто неправильно поняли.

Впрочем, сам Руслан от своих убеждений отказываться не собирается и принимать предложение РПЦ «покаяться», чтобы избежать наказания, не намерен (хотя ранее в интервью порталу 66.ru из СИЗО признался, что готов принять поручительство от РПЦ и «пожить в храме»). Адвокат Александр Абрамов заявил, что добровольно согласился помочь Соколовскому в этом деле, так как считает этот процесс «знаковым». Видеоблогера он согласился защищать бесплатно, но с условием, что тот будет придерживаться своей позиции и дальше.

В Екатеринбург Руслан Соколовский перебрался в феврале этого года. Кстати, в декабре прошлого года вышел первый выпуск его сатирического журнала «Ничего святого», созданного по мотивам «Шарли Эбдо». С февраля он стал активно развивать свое СМИ и видеоблог. После школы он поступил в вуз в Курганской области на бюджет, однако позже решил перебраться в Екатеринбург. Здесь он поступил в Уральский гуманитарный университет и учился там на юриста на платной основе. После смерти брата он взял академический отпуск и забросил учебу, посвятив себя полностью заработку в Интернете.

Мать говорит, что, хотя сторонники «ловца покемонов» не пришли на заседание суда, они активно поддерживают ее. После ареста Соколовского Диана Элис, подруга Руслана и видеоблогер, первая позвонила его матери и организовала сбор средств. Елена Чингина говорит, что ей звонят многие люди, поддерживают и говорят хорошие слова о Руслане. Она говорит, что всегда гордилась своим сыном. Кстати, в Курганской области, по словам Елены Чингиной, о Соколовском практически ничего не знают и не говорят. По ее словам, только свердловские журналисты проявляют живой интерес к этой истории. «У нас там никому ни до чего дела нет!» – сказала женщина, подразумевая, видимо, родной Шадринск.

Гуманное правосудие

То, что суд в итоге изменил меру пресечения для Соколовского, стало неожиданностью для присутствующих. Сложным моментом считалось отсутствие у Руслана прописки и регистрации в Екатеринбурге. Предложение адвоката Ильченко о том, чтобы Соколовский на время ареста находился в его квартире, довольно непривычное явление для Свердловской области. Хотя с юридической точки зрения это вполне возможно, пояснил корреспонденту «МК-Урал» адвокат Абрамов за несколько минут до оглашения приговора.

Видеоблогеру были предъявлены обвинения в совершении двух эпизодов преступления по ст. 282 (возбуждение ненависти или вражды) и одного эпизода по ст. 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, совершенное в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний). Внимание правоохранителей привлек ролик, снятый Соколовским, в котором тот ловит покемонов в Храме-на-Крови. На видео есть момент, где на церковный мотив звучит нецензурная фраза. Позже юноша выложил в Сеть еще одно видео – «Идеальный православный брак», его также изучили правоохранители. В субботу, 3 сентября, по решению Кировского районного суда Соколовский был арестован на два месяца. 5 сентября защитники Руслана Соколовского подали апелляцию, намереваясь обжаловать приговор.

Свердловский областной суд, изучив материалы дела, принял решение заменить меру пресечения для Соколовского на домашний арест. Срок содержания под арестом видеоблогера продлится до 1 ноября 2016 года. Решение суда было зачитано в присутствии журналистов и слушателей. Приговор суда был встречен чуть ли не овациями.

Как рассказал журналисту «МК-Урал» адвокат Соколовского Александр Абрамов, ключевое сообщение об «оскорблении чувств верующих» написали не журналисты Ura.ru, а журналист Максим Румянцев. Он же в 2015 году написал заявление на колдуна Антона Симакова, который в своем офисе в присутствии репортеров обезглавил живого петуха и обрызгал птичьей кровью православный погребальный покров с деревянным распятием. Он называет себя «русским патриотом», однако к Русской православной церкви формально не имеет никакого отношения.

РПЦ в этой ситуации некоторые представители общественности и СМИ считают заинтересованной стороной в обвинении Соколовского. Хотя, судя по реакции представителей церкви на арест и заключение под стражу Соколовского, это не совсем так. Других тревожит некоторая избыточность применения статей 148 и 282 УК РФ. Поэтому многие присутствующие в зале заседания вздохнули с облегчением после того, как был зачитан приговор суда. 9 сентября Соколовского перевезли из СИЗО в квартиру адвоката, где он пробудет один месяц и 25 дней без социальных сетей и с ограничениями в использовании средств связи и Интернета. Так что поклонники его творчества еще не скоро смогут увидеть новый видеоролик Соколовского на канале YouTube.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру