Екатеринбург – кладбище памятников. Почему «старый город» превращается в развалины?

Ветхие особняки и дряхлые избушки — памятники культуры в Екатеринбурге напоминают скорее «бомжатники», нежели исторические здания, которыми могут гордиться горожане. К некоторым постройкам даже страшно приближаться, не то что показывать туристам. Между тем большинство из них можно было бы привести в приличное состояние и использовать в коммерческих или иных целях. Единственное, что для этого требуется, – ускорить работу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Екатеринбург – кладбище памятников. Почему «старый город» превращается в развалины?
Радищева, 6. Старинные здания органично вписались бы в городскую среду – но прежде их необходимо отреставрировать.

Свердловское управление госохраны ОКН было создано 1 января 2016 года. До этого функции защиты объектов культурного наследия были возложены на региональное министерство по управлению государственным имуществом, еще ранее – на Минкультуры.

«Черепахи» в креслах

18 января в должность начальника нового ведомства должен был вступить Евгений Рябинин, который последние три года возглавлял департамент по охране объектов культурного наследия в составе МУГИСО. Но соответствующее постановление «завернули».

Назначение чиновников подобного ранга, как правило, согласовывается с ФСБ, поэтому в правительственных кругах поползли слухи о нежелании «чекистов» видеть во главе нового управления человека, к которому у спецслужб есть вопросы определенного характера. К тому же, у Рябинина отсутствует профильное образование – по специальности он юрист, а никак не специалист в области охраны объектов культурного наследия.

В итоге кандидатура Рябинина все же была согласована и указом губернатора от 15 февраля он занял высокий пост. Обсуждалось, что за него похлопотал лично глава МУГИСО Алексей Пьянков, который на данный момент является фигурантом уголовного дела.

Спустя восемь месяцев после назначения можно подвести некоторые итоги работы Рябинина на посту руководителя управления. Вот только похвастаться, как оказалось, особо нечем. За время его правления было одобрено незначительное количество проектов на проведение реставрационных и ремонтно-восстановительных работ.

Учитывая, что на сегодняшний день в Екатеринбурге в неудовлетворительном состоянии находятся порядка 500 объектов культурного наследия (разных форм собственности), то при таких «черепашьих» темпах обновление исторического архитектурного облика уральской столицы займет около четверти века. В два раза больше времени уйдет на восстановление объектов, расположенных на остальной части Свердловской области, – всего насчитывается 1700 зданий, внесенных в соответствующий реестр (из них около 100 – федерального значения).

Инвестиционный климат равен нулю

Нечем было «покозырять» представителям свердловского управления и на всероссийском слете органов охраны памятников истории и культуры, который проходил с 28 сентября по 1 октября в городе Иваново. Съезд является площадкой обмена опытом и обсуждения законодательной базы в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия.

Показатели уральцев в этой сфере, к сожалению, являются худшими по стране.

Еще бы – в то время, пока в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде старинные особняки отдают под коммерцию и активно вовлекают в городскую экономику, в Екатеринбурге этот процесс искусственно тормозится.

Верх-Исетский бульвар, 15. К мундиалю обветшалые памятники культуры попросту завесят баннерами.

В настоящее время инвестиционный климат в этой сфере в Свердловской области практически равен нулю – бизнесмены, столкнувшись с трудностями при согласовании проектов реставрационных работ, «плачут» от непрофессионализма и волокиты в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия.

– У управления есть 30 дней на процедуру согласования проектной документации, но чиновники по незначительным и надуманным основаниям затягивают её до 8-12 месяцев. Их не волнует, что предприниматели терпят серьезные финансовые убытки, бюджет недополучает налоговые отчисления, а объекты культурного наследия позорят облик города, претендующего на звание третьей столицы России, – говорит один из екатеринбургских предпринимателей.

Добавим, что спрос на помещения в центральной части города, где пока еще осталась старинная застройка, чрезвычайно велик. Предприниматели готовы вкладывать в приспособ­ление и реставрацию миллионы собственных средств, сохраняя исторические здания.

В Администрации Екатеринбурга также приветствуют подобный подход, отмечая, что частные вложения могут предотвратить превращение памятников в руины.

– К сожалению, бюджет не в состоянии привести многие разрушающиеся здания в порядок. Поэтому мы внедрили новую практику – продажу объектов культурного наследия с условием последующего восстановления их исторического облика. Таким образом, мы даем возможность инвестору воссоздать их и сохранить, – заявлял ранее заместитель начальника Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга Владимир Захаров.

Нереализованные амбиции

На сегодняшний день встает вопрос – как будет выглядеть город к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Жители надеялись, что к этому времени большинство объектов культурного наследия приведут в порядок, однако пока ситуация обстоит ровно наоборот.

До мундиаля осталось всего два года, и уже сейчас становится понятно, что времени на проведение реставрационно-восстановительных работ почти не осталось. По некоторым данным, чиновниками принято решение, что обветшалые объекты культурного наследия, расположенные на маршрутах следования болельщиков, попросту завесят баннерами.

Горького, 15. Нефункционирующие объекты не приносят городу пользы, а в бюджете на их содержание нет средств.

– Мы, будучи контрольно-надзорным органом, уже направили собственникам и пользователям объектов культурного наследия на гостевом маршруте требования о необходимости проведения работ на занимаемых ими объектах – они обязаны их содержать в надлежащем состоянии, – комментировал эту тему СМИ Евгений Рябинин.

Его реплика вызвала улыбку на лицах сотрудников ряда проектных организаций. Они вспоминают еще один случай, который произошел в январе 2015 года.

Будучи директором Департамента государственной охраны объектов культурного наследия МУГИСО, Евгений Рябинин в ходе проверки архитектурных и исторических памятников в Екатеринбурге позволил себе следующее высказывание: «Памятник XIX века, а их не так много в городе Екатеринбурге, наверное, должен быть приведен в соответствующее состояние. Даже не наверное, а обязан».

Сейчас становится понятно, что перед телекамерами он говорит зачастую правильные вещи, на деле же его слова расходятся с действиями, которые тормозят развитие отрасли. Чтобы убедиться, что большинство объектов находятся в ужасном состоянии, достаточно пройтись по улицам Гоголя, Горького, Вайнера, Хохрякова и др. Что же сейчас мешает господину Рябинину реализовать свои амбиции и показать, на что способно возглавляемое им управление?

Ручные и заинтересованные советчики

К деятельности управления имеется множество вопросов, непонятных простому обывателю и предпринимательскому сообществу. Самый главный из них: цель создания общественного научно-методического совета. Данный совет был собран, в частности, для рассмотрения по обращению управления вопросов государственного учета и сохранения объектов культурного наследия, рассмотрения и подготовки рекомендаций по формированию программы сохранения культурного наследия, а также историко-культурных, научно-технических, исследовательских и проектных материалов по объектам культурного наследия.

Однако в действительности деятельность совета при управлении сводится к согласованию либо отклонению проектов приспособления и реставрации объектов культурного наследия.

На сегодняшний день в его состав входят 14 членов, шесть из которых представляют интересы нескольких проектных организаций, имеющих лицензию на проектирование объектов культурного наследия.

Красноармейская, 8. Реставрация и содержание памятников – дело дорогостоящее, но предприниматели готовы инвестировать в исторические здания. Достаточно не мешать.

Так, в состав совета входит директор филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» «УралНИИпроект» Александр Долгов (он же является научным руководителем в ООО архитектурно-реставрационное объединение «Ордер») и его подчиненная Юлия Бердюгина (заместитель директора по науке и правовым вопросам), директор ООО «Терем» Виктор Симиненко, ректор московского НОУ ВПО «Институт искусства реставрации» Елена Копылова, начальник научно-методического отдела ГБУК СО «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (подведомственная управлению организация) Наталья Веселкова и экс-начальник управления по госохране объектов культурного наследия Минкульта Свердловской области Юрий Курашов.

«Согласно положению о совете, его деятельность основывается на принципах объективности и независимости экспертов, но какая может быть объективность в данном случае? Необходимо либо убрать из состава совета всех заинтересованных лиц, чтобы исключить конфликт интересов, либо ввести в него всех представителей проектных организаций, имеющих лицензию (в Свердловской области насчитывается всего около десятка таких компаний. – Прим.)», – объясняют ситуацию участники рынка.

Среди предпринимателей распространено мнение, что именно обращение в вышеуказанные компании дает «гарантию» на согласование проектной документации в Управлении госохраны ОКН и Общественном научно-методическом совете. Да, ценник получается выше, но, опять же, – экономия времени и нервов. Таким образом, создается нездоровая конкуренция.

Так, на последнем заседании научно-методического совета 12 октября девять из десяти присутствующих отклонили один из проектов приспособления и реставрации объекта культурного наследия по надуманным основаниям.

«Основным докладчиком по делу выступал Юрий Курашов, у которого Рябинин несколько лет отработал в Минкульте юристом», – рассказывает на условиях анонимности один из членов совета, намекая на связку бывшего и действующего чиновников.

В СМИ ранее проходила информация, что Юрий Курашов был одним из главных советников в операции по сносу векового здания «Пассажа» в центре Екатеринбурга. Чему мог научить учитель ученика – вопрос риторический. Ответ на него можно получить, прогулявшись по улицам исторической части города, оценив, так сказать, «профессионализм» руководства Управления гос­охраны ОКН.

Что же получается? Пока Рябинин пользуется доверием руководства региона и получает заработную плату, сопоставимую с заместителем министра областного правительства, инвестиционный климат в отрасли объектов культурного наследия в Екатеринбурге оставляет желать лучшего. При этом, чтобы город мог сохранить достойный исторический облик, достаточно иметь всего лишь желание.

Редакция «МК-Урал» обращается к заместителю генерального прокурора РФ Юрию Пономареву с просьбой проверить деятельность Управления госохраны ОКН, а также разобраться в фактах, указанных в публикации, и дать им соответствующую правовую оценку.

На момент публикации ответ на редакционный запрос из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не поступил. Специалист, обещавший оперативно прислать ответы на поставленные вопросы, перестал выходить на связь с журналистами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру