АО «Артемовский машиностроительный завод «Вентпром» – по сути, градообразующее предприятие, выпускающее горношахтное оборудование, в том числе вентиляторы для шахт, тоннелей и метрополитенов и другую важную для страны продукцию. Это уникальное производство, имеющее высокую репутацию не только в России, но и за рубежом. Когда руководство такого ценного завода неожиданно заявляет о грядущем банкротстве и раздает работникам уведомления об увольнении через три месяца, сложно переоценить тревожность ситуации.
«МК-Урал» решил разобраться в причинах промышленной паники в Артемовском. Оказалось, формальным поводом для разговоров о банкротстве стало заявление некого ООО «Вестстрой», поданное в Арбитражный суд Свердловской области 25 октября текущего года. Заявитель просит признать банкротом «Вентпром», так как завод не выплачивает ему задолженность в 1,88 миллиона рублей за строительство забора. Ранее факт задолженности уже признали в арбитраже, но «Вентпром» рассчитываться не спешит, якобы недовольный качеством забора.
Нам показалось, что здесь что-то не сходится. При ежемесячных расходах только на оплату труда сотрудников «Вентпрома» в 10-15 миллионов рублей предприятие упорно не желает платить смехотворные деньги за забор, сравнимые со стоимостью автомобиля, заявляя о возможном банкротстве, пугая этой перспективой горожан, областной кабмин и депутатов. Не подстроена ли вся эта история? Почему руководство завода может быть заинтересовано в банкротстве? В попытке найти ответы мы пришли к выводу, что ситуация в Артемовском – следствие давнего хищения имущества завода, факт которого установлен в рамках уголовного дела и в суде. По сути, сегодняшние действия руководства «Вентпрома» создают помехи сотрудникам правоохранительных органов, цель которых – восстановить имущественное право настоящих владельцев предприятия.
Борьба за акции
Артемовский машиностроительный завод – предприятие горного машиностроения на Урале, сформированное на базе эвакуированного в 1941 г. Скопинского машиностроительного завода, является единственным отечественным производителем вентиляторов главного и местного проветривания шахт, тоннелей и метрополитенов. Завод под маркой «Венкон» стал известен во всем мире еще во времена СССР, поставляя шахтные вентиляторы в страны Европы, Южной Америки, Азии.
В перестройку и в девяностых годах предприятие выдержало испытание рынком и к началу нулевых годов представляло собой успешного производителя. Кроме вентиляторов для шахт, тоннелей и метро, ОАО «АМЗ «Венкон» производило большой объем промышленных конвейеров, обеспечивало около 50% потребностей российской нефтянки замками для геолого-разведочных бурильных труб. Также выпускалось немало товаров народного потребления.
Интересно, что в те годы вентиляторы главного и местного проветривания, конкурентоспособность которых и соответствие высоким международным стандартам обеспечивались эффективной интеграцией завода с ведущими научно-исследовательскими институтами страны, в полном объеме закрывали потребность горнопромышленного комплекса России, были полностью отечественными, то есть уже в то время ОАО «АМЗ «Венкон» работало 100% на принципах «импортозамещения».
Именно на пике научно-технического подъема в 2002 году ОАО «АМЗ «Венкон» отметило свой 60-летний юбилей.
Более пятидесяти процентов акций было в собственности основных акционеров и трудового коллектива (акционирование прошло еще в 1995 году). 30% процентов ценных бумаг принадлежало известному бизнесмену Малику Гайсину, около 20% находилось в собственности различных миноритариев. В определенный момент Гайсин понял, что контрольный пакет не собрать, и продал активы пермякам – ЗАО «Западно-Уральский машиностроительный концерн», которым управляли представители, как сейчас говорят, «авторитетных бизнесменов» или «членов ОПС». Эти коммерсанты начали работу по скупке акций и наращиванию своего пакета.
Основные акционеры завода, пользующиеся доверием трудового коллектива, в число которых входили исполнительный директор компании Владимир Макаров и председатель совета директоров Борис Доможиров, поняли, что завод может перейти под контроль пермяков (с которыми в это время начал «заигрывать» гендиректор завода Андрей Бухмастов), и также начали покупку акций у сторонних миноритариев и своих рабочих.
Началась напряженная борьба, почти как на выборах президента США, в результате которой свердловские собственники обогнали конкурентов примерно на полтора процента.
К 1 мая 2003 года четыре главных бенефициара из Екатеринбурга получили в свою собственность 50,47% акций и удержали контроль над заводом. 19 июня 2003 года акционеры поделили поровну ценные бумаги и учредили управляющую компанию ООО «ГРОСС», в устав которой внесли вышеуказанный контрольный пакет акций ОАО «АМЗ «Венкон».
В игру вступают рейдеры
Но не все прошло гладко. В борьбе за акции свердловским собственникам пришлось заручиться поддержкой областного депутата Владимира Миненкова, который познакомил их с местным «авторитетом» Владиславом Костаревым. Структуры Костарева должны были защитить свердловчан от давления конкурентов из Перми. Позже акционеры поняли, что поступили слишком наивно, позволив известному рейдеру приблизиться к их активам.
План по захвату предприятия начал осуществляться, когда ведение реестра акционеров ООО «ГРОСС» было поручено некой компании «Ависта», оказавшейся аффилированной с Костаревым. Затем со стороны областного депутата и «уважаемых коммерсантов» во главе с Костаревым поступило «предложение, от которого нельзя отказаться»: под предлогом консолидации акций «Венкона» контрольный пакет его акций был передан в равных долях трем акционерам – ООО «Ойкумена», ООО «Форпост», ОПП «Межрегионснаб», контроль над которым путем подделки протокола общего собрания установил Костарев.
1 октября 2003 года подконтрольный Костареву регистратор «Ависта» на основании поддельного протокола общего собрания ООО «УК «УРМАЗ» списал с лицевого счета общества акции «Венкона» на лицевой счет некой фирмы «МеталлУралПлюс». В результате к началу октября 2003 года 50,47% акций ОАО «АМЗ «Венкон» помимо воли акционеров оказались в ООО «МеталлУралПлюс», принадлежащем Костареву, и в дальнейшем были оформленны на ООО «Ойкумена».
Костареву было не привыкать участвовать в рейдерстве. Как раз к 2003 году его команда успешно справилась с основным объемом махинаций по Нижнесалдинскому металлургическому заводу и смогла бросить лучших юристов на борьбу с акционерами «Венкона».
Путем подделки протоколов заседания совета директоров ОАО «АМЗ «Венкон», как следует из приговора по уголовному делу (возбуждено в декабре 2002 года), вступившего в законную силу 2 ноября 2015 года, 13 октября Костарев с помощью своего ЧОП пришел на предприятие и занял кресло гендиректора.
Представляя обманутых акционеров, Владимир Макаров и Борис Доможиров направили заявления о попытке захвата в полицию, ФСБ, прокуратуру и обратились к губернатору Эдуарду Росселю. 17 октября в соответствии с определением Октябрьского суда Екатеринбурга судебные приставы в установленном законом порядке выдворили «захватчиков» с предприятия, но они успели вывезти финансово-хозяйственную документацию и документы акционерного общества. Это было проделано под руководством юриста Александра Колмакова, который и сейчас работает на заводе – заместителем гендиректора.
Собственники акций не сдались. Провели общее собрание, созвали прессу, заручились поддержкой депутата Госдумы Игоря Баринова. Еще дважды предприятие удалось отвоевать, но уже 10 декабря Костарев вновь захватил завод, поставив директором своего человека. Рейдеры получили контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, сформировали фиктивную конкурсную и текущую кредиторскую задолженность, что позволило распоряжаться 80,27% голосов кредиторов, и начали процедуру банкротства, установив контроль над ее проведением.
«Венкон» превращается в «Вентпром»
С февраля 2004 года, то есть с момента подачи заявления о банкротстве, благодаря Костареву на ОАО «АМЗ «Венкон» появился новый коммерческий директор Олег Горшков, ранее в скандалах вокруг собственности не замеченный (с тех пор прошло уже 12 лет, Горшков сегодня является генеральным директором АО «АМЗ «Вентпром»). Как следует из материалов уголовного дела, Горшков был единственным лицом, обладавшим правом первой финансовой подписи на всем протяжении преобразований ОАО «АМЗ «Венкон» в ОАО «АМЗ «Вентпром». Именно с его приходом с предприятия начался вывод миллионов рублей с помощью аффилированных с Костаревым компаний и формирование фиктивной конкурсной и текущей кредиторской задолженностей еще вчера успешного завода.
В январе 2004 года Владислав Костарев и его гражданская жена Анна Санникова, стопроцентный собственник ООО «Ойкумена», с целью хищения имущества ОАО «АМЗ «Венкон» и введения в заблуждение его контрагентов учредили ООО «Вентпром», которое через три месяца было переименовано в ООО «АМЗ «Вентпром». С апреля 2004 года по февраль 2005 года злоумышленники перевели весь персонал «Венкона» на работу в «Вентпром» и устроили фиктивный аукцион, по которому основные средства «Венкона» перешли к их «карманному» «Вентпрому». Интересно, что деньги на аукционе присутствовали чисто символически: буквально за сутки они поступили от костаревской офшорной компании и вернулись назад. В результате в ноябре 2005 года завод был признан подлежащим ликвидации. В июле 2006 года участники ООО «АМЗ «Вентпром», в число которых помимо Санниковой входил Горшков, преобразовали его в ОАО «АМЗ «Вентпром» – полный универсальный правопреемник ООО «АМЗ «Вентпром».
Учредители ООО «АМЗ «Вентпром» действовали по принципу – «нет собственника имущества (ОАО «АМЗ «Венкон») – нет проблемы».
Уголовные дела и арест имущества
Еще в октябре 2003 года акционеры ОАО «АМЗ «Венкон» представили правоохранителям документы о хищении имущества завода. Как часто бывало в России в те годы, работа по ним по разным причинам почти не велась. А в это время рейдеры пытались отделаться от наиболее активно протестовавшего акционера – Владимира Макарова, обвинив его самого в мошенничестве и попытке преднамеренного банкротства «Венкона».
В сентябре 2008 года было возбуждено дело о хищении акций «Венкона». Владислав Костарев к этому моменту уже скрывался от следствия в Арабских Эмиратах, где пребывает до сих пор.
В ноябре 2009 года ООО «ГРОСС» в рамках следствия по уголовному делу о хищении акций «Венкона» было признано потерпевшим и гражданским истцом.
Уголовное дело в отношении Костарева и Санниковой выделили в отдельное производство.
27 октября 2011 года на основании материалов уголовного дела Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга разрешил наложить арест на имущество ОАО «АМЗ «Вентпром» с учетом мнения следствия о том, что имущество было приобретено «в результате преступных действий». Постановление об аресте было принято с учетом необходимости обеспечения исполнения уголовного приговора в части удовлетворения гражданских исков и возможной конфискации имущества. Проще говоря, своим постановлением суд лишил команду Костарева снова устроить трюк с выводом активов предприятия. Протокол об аресте имущества был подписан 14 ноября 2011 года.
Уголовное дело в отношении пособников Костарева, в том числе Андрея Ткачука и Алексея Мишенина, было расследовано и в 2015 году завершилось обвинительным приговором, в том числе по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).
Приговором от 10 июня 2015 года установлено: «Как следует из материалов дела, 50,47% ОАО «АМЗ «Венкон», которые принадлежали ООО «ГРОСС», были обеспечены имуществом ООО «АМЗ «Венкон», которое было похищено в результате преступных действий осужденных и иных лиц. Таким образом, ООО «ГРОСС» фактически был причинен ущерб в результате хищения имущества ОАО «АМЗ «Венкон». Доводы «Вентпром» о необходимости снятия ареста с имущества, который был наложен в ходе предварительного следствия, удовлетворению не подлежат, поскольку, как установлено судом первой инстанции, имущество было похищено у ОАО «АМЗ «Венкон» и приобретено ОАО «АМЗ «Вентпром» в результате совершения преступления. Оснований для снятия ареста с похищенного имущества не имеется.
Признать за гражданским истцом ООО «ГРОСС» право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства».
На завод идут приставы
После решения об аресте захваченного рейдерами имущества и приговора 2015 года, по которому ООО «ГРОСС» признали потерпевшим и гражданским истцом по факту хищения имущества ОАО «АМЗ «Венкон», справедливость отчасти восторжествовала. Теперь было необходимо определить механизм возврата украденных активов в руки пострадавших от хищения собственников.
Разбирательство продолжилось в Арбитражном суде. 15 июня 2016 года Арбитражный суд Свердловской области отказался удовлетворить иск ООО «ГРОСС». Однако 24 октября 2016 года Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Пермь) отменил постановление нижестоящей инстанции и постановил взыскать с АО «АМЗ «Вентпром» в пользу ООО «ГРОСС» 1,417 миллиарда рублей. В эту сумму вошел реальный ущерб в 686,8 млн руб. и 730 млн упущенной выгоды. Как видно из содержания данного постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, оно в значительной мере основано на вступившем в силу приговоре исключительно на преюдиции по вышеуказанному уголовному делу, установившем факт хищения имущества ОАО «АМЗ «Венкон», которым была обеспечена ликвидность акций, принадлежащих ООО «ГРОСС», признанного потерпевшим и гражданским истцом. При этом имущество, похищенное у «Венкона», приобретено «Вентпромом» в результате совершения преступления.
Здесь мы возвращаемся к событиям, с которых начался этот текст. Заявление о банкротстве АО «АМЗ «Вентпром» было подано в арбитраж
25 октября 2016 года – на следующий день после вынесения арбитражным апелляционным судом постановления об отмене предыдущего решения и удовлетворении требований ООО «ГРОСС». Можно, конечно, верить в совпадения, а можно, рассуждая логично, прийти к выводу, что после вынесения приговора по уголовному делу захватчики и их предводители, отдыхающие на пляжах в ОАЭ, изрядно встревожились, но не рискнули сразу начать вывод с предприятия арестованных активов. Наверняка они до последнего надеялись, что ООО «ГРОСС» не удастся отстоять свои требования в Арбитражном суде. Теперь, после постановления пермского суда, их надежды почти растаяли. Впереди еще кассация, которую в ближайшее время рассмотрит Арбитражный суд Уральского округа, но шансы на поворот дела в пользу «команды Костарева» минимальны, ведь арбитраж принимает решение, не в последнюю очередь, на основании уже вступившего в силу приговора по уголовному делу, в котором четко сказано, кто совершил хищение, а кто пострадал. У рейдеров есть все основания нервничать.
Что может произойти, когда участники захвата завода и их ставленники настолько встревожены? Очень просто. Могут быть предприняты новые попытки вывода активов. Чтобы этого не произошло, ООО «ГРОСС» в установленном законом порядке 11 ноября получило исполнительный лист и передало его в Службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства исключительно с целью предотвращения повторной попытки незаконных собственников вновь обанкротить предприятие.
«Шантаж» и разумное решение проблемы
Что сегодня заявляют представители команды Костарева? Они говорят, что победившие в суде собственники ООО «ГРОСС» якобы намерены арестовать счета предприятия, прекратить выплаты зарплаты, разорить завод. Говоря о намерении устроить банкротство, они вольно или невольно становятся на сторону рейдеров, устраивают настоящий шантаж трудового коллектива, руководства Свердловской области и федеральной власти.
На самом деле, как стало известно «МК-Урал», собственники ООО «ГРОСС» не намерены добиваться от проигравших оппонентов сиюминутной выплаты 1,417 миллиарда рублей, так как понятно, что большая часть заработанных предприятием денег уже потрачена или вложена в яхты и прочие предметы роскоши главными рейдерами. Поэтому панические заявления представителей команды Костарева о неизбежном закрытии и разорении завода лишены смысла.
Потерпевшие по делу о захвате «Венкона» готовы получить причитающееся им по суду в той или иной форме, сохранив при этом для «Вентпрома» статус действующего предприятия.
По сути, речь идет о компенсации ООО «ГРОСС» утраты 50,47% акций «Венкона», обеспеченных имуществом завода.
За 13 лет упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые акционеры получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их право не было нарушено, составляет практически двойную рыночную стоимость бизнеса – Артемовский машиностроительный завод. Любой эксперт подтвердит, что 5-7 лет – это реальный срок окупаемости инвестиций для успешного бизнеса.
Это ответственная позиция. По совести говоря, оставшиеся 49% имущества и полученной за 13 лет прибыли в силу приговора по уголовному делу также не принадлежат АО «АМЗ «Вентпром», поскольку являются неосновательным обогащением.
На самом деле это активы, отнятые у собственников из Перми, которые по какой-то причине с «группой Костарева» за них бороться не стали. Собственникам ООО «ГРОСС» чужого не надо.
Если разобраться спокойно, ничего принципиально нового для работников предприятия и жителей Артемовского городского округа не произошло, ведь имущество завода было арестовано еще пять лет назад. Вся эта паника вызвана искусственно. Коллектив призывают бороться за завод. Возникают закономерные вопросы: «За кого же бороться? Кто сейчас владеет заводом?»
В нашей редакции есть список акционеров «АМЗ «Вентпром», из которого следует, что 55,84% акций предприятия по состоянию на 1 октября 2015 года принадлежит нерезидентам России! За время незаконного владения предприятием Владислав Костарев и его соратники создали различные офшорные компании, которым уже «продана» значительная часть ценных бумаг. Сегодня завод показывает какие-то жалкие 12 миллионов прибыли, остальные деньги выводятся. По некоторым оценкам, только с 2012 по 2015 год, то есть с момента ареста имущества «Вентпром», похищенного у ОАО «АМЗ «Венкон», бюджеты всех уровней недополучили от завода более 350 миллионов рублей налоговых платежей! Наверное, пора прекращать такую порочную практику. Завод в Артемовском должен стать полноценным российским налогоплательщиком. От этого выиграют и горожане, и все свердловчане, и имидж России как правового государства.
ООО «ГРОСС» для обеспечения бесперебойной и успешной работы завода и выполнения всех социальных обязательств готово к мировому соглашению с сегодняшним руководством АО «АМЗ «Вентпром» и заключению, при необходимости, тройственного договора с правительством Свердловской области. Есть основания считать, что это намерение будет поддержано областными и местными властями.
Подобное конструктивное урегулирование конфликтной ситуации на ОАО «АМЗ «Вентпром» не просто не ослабит производство и городской округ. Благодаря совместным усилиям Артемовский машиностроительный завод вновь станет предприятием, достойно представляющим на внутреннем и зарубежных рынках современную продукцию, ведущим прозрачную социальную и налоговую политику, являющимся объектом гордости для свердловчан, одним из ярких промышленных символов региона.