Странные дела уральских следователей. Как Четвертое следственное управление пыталось закрыть челябинских оперативников

Одним из наиболее загадочных и странных звеньев системы следственных органов России являются окружные следственные управления. Ранее они назывались управлениями по федеральным округам, а с 2014 года им были присвоены номера. Так, бывшее управление по УрФО стало Четвертым следственным управлением. Необходимость их существования объясняется тем, что, мол, в отличие от региональных управлений, окружные не обросли порочными связями с местными элитами и криминальными структурами. Однако пример «четверки» показывает, что такое мнение может быть ошибочным.

Странные дела уральских следователей. Как Четвертое следственное управление пыталось закрыть челябинских оперативников
Фото: misanec.ru

В Свердловской области пока крупных скандалов с участием Четвертого управления не было, а вот в соседней Челябинской оно за последние годы несколько раз успело отличиться. Особняком стоит дело челябинских оперативников.

Избитые меломаны и угонщики

Главным следователем Уральского федерального округа с 2011 года является Руслан Ибиев, получивший в 2014 году погоны генерал-лейтенанта юстиции. Непосредственно на следственной работе он отметился расследованием дел «ЮКОСа» и «Хромой лошади». Первым громким делом, с которым Ибиев столкнулся на новой работе, стало дело об избиении участников рок-фестиваля «Торнадо» в Миассе. Из-за большого резонанса данное дело, относящееся, по идее, к последственности органов внутренних дел, было передано в окружное следственное управление, а за расследование взялся следователь Игорь Бедерин.

В это же время челябинские правоохранители безуспешно пытались ликвидировать организованную преступную группу Романа Килиевича, специализирующуюся на угоне иномарок класса «Люкс». Среди задержанных по делу о погроме в Миассе оказались сразу несколько близких Килиевичу лиц, а при обысках у них были изъяты «рабочие инструменты» угонщиков. Однако некоторых фигурантов неожиданно перевезли в Екатеринбург в ИК-2, после чего они дали показания о том, что ни один из людей Килиевича в погроме не участвовал. В итоге все бойцы Килиевича получили статус свидетелей, а изъятое оборудование им вернули. При этом Бедерин грубо проигнорировал тот факт, что один из фигурантов дела был действующим военно­служащим, значит, дело должны были передать в органы военного следствия.

Дело оперативников

Новый виток борьбы с угонщиками на Южном Урале начался в 2012 году, когда заместителем начальника областного уголовного розыска стал Андрей Меньшенин, который одновременно возглавил оперативную группу по борьбе с угонщиками Килиевича. В ходе оперативных мероприятий был с поличным задержан Андрей Малов, пытавшийся угнать BMW X5. При задержании у него был изъят весь набор инструментов угонщика, а сам он попытался оказать сопротивление, за что получил от сотрудников вневедомственной охраны по лбу. Образовавшуюся ссадину и гематому на животе Малов стал выдавать за следы побоев, которые ему якобы нанесли оперативники.

Жалоба Малова попала в руки Четвертого следственного управления. И вновь следствие было поручено Бедерину. Тот взялся за работу и возбудил дело против оперативников Михаила Бугаева и Дениса Кольцова. Позже фигурантом по делу стал и Меньшенин. О том, как проводилось следствие, «МК-Урал» поведал адвокат Сергей Колосовский, защищавший полицейских.

В частности, внимания заслуживает проведение обысков. Обыск у Кольцова был проведен на основании рапорта оперативника собственной безопасности ГУ МВД по УрФО, который сообщил Бедерину, что Кольцов намерен выехать из страны. При этом в рапорте было указано то же число, что и в постановлении об обыске, который был проведен в шесть часов утра. Остается только удивляться, как Бедерин за шесть часов успел получить рапорт, вынести постановление, собрать оперативно-следственную группу и приехать из Екатеринбурга в Челябинск. Позже суд по ходатайству Колосовского признал данное постановление незаконным. Кроме того, в обвинении было указано, что Малову был нанесен ушиб почек. Основанием для постановки такого диагноза стало наличие крови в моче. Позже сокамерники Малова рассказали, как тот, сдавая анализы, порезал палец. В итоге данные об ушибе почек были опровергнуты экспертом из Москвы.

Дело челябинских оперативников завершилось худшим для следователя образом: в суде обвинитель, назначенный управлением Генпрокуратуры в УрФО, отказался от обвинения. Все подсудимые были оправданы и восстановлены в должности. Однако желание привлечь к ответственности следователя и его непосредственного руководителя у полицейских, проведших несколько месяцев за решеткой, осталось. Против Ибиева адвокат Колосовский потребовал возбудить дело о фальсификации материалов уголовного дела и незаконном задержании, а против начальника управления – о халатности. Приехавший из Москвы следователь отказал в возбуждении. В настоящее время предпринимаются попытки обжаловать данный отказ.

Миллион за похудение

В Свердловской области Четвертое следственное громкими уголовными процессами пока не отличилось. Зато следователь Бедерин стал участником гражданского процесса. Обратившись в сервисную службу с неисправным смартфоном и получив ответ, что гаджет ремонту не подлежит, страж закона решил обратиться в суд. При этом он потребовал возместить не только стоимость нового смартфона за б/у, но и заявил требование выплатить миллион в качестве компенсации. В качестве обоснования он указал в исковом заявлении, что от волнения за свой смартфон похудел на 22 килограмма. В удовлетворении иска суд отказал.

История со смартфоном у оппонента Бедерина по делу оперативников адвоката Колосовского вызвала сомнения в психическом здоровье следователя. «Если человек так переживает из-за смартфона, то как ему можно доверять работу в следствии?» – говорит юрист. В суд был подан иск о проведении психиатрической экспертизы для следователя. Районный суд счел такой иск оскорбительным и отказался его рассматривать. Областной суд по формальным основаниям отменил решение и направил на повторное рассмотрение. При повторном рассмотрении суд вновь отказал в назначении экспертизы. Решение вновь было обжаловано. Решение по жалобе пока не принято. Остается надеяться, что к настоящему времени переживания в душе офицера следствия относительно сломавшегося телефона улеглись и не помешают ему в дальнейшей работе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру