Директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский о планах на Новый год, «культурном фастфуде» и ценах на билеты

К 2017 году фасад здания Екатеринбургского цирка могут освежить — средства на его ремонт изысканы в областном бюджете. Горожанам переживать не стоит, реконструкция не потребует приостановки творческого процесса. Об этом в интервью газете «МК-Урал» рассказал депутат Законодательного Собрания Свердловской области, директор цирка Анатолий Марчевский. Кроме этого, народный артист РСФСР объяснил, почему культура – это не шоу-бизнес, выступил против разделения детей на «федеральных» и «областных» и поделился планами на будущее.

Директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский о планах на Новый год, «культурном фастфуде» и ценах на билеты
Анатолий Марчевский (справа) принимает гостей: ветераны из Березовского приехали поблагодарить его за патриотический спектакль «Салют Победы».

– Анатолий Павлович, перед началом интервью ветераны из Березовского вручили вам благодарственное письмо за приглашение на цирковой спектакль «Салют Победы». Безусловно, эта постановка пропитана патриотизмом, чувствуется потребность общества в нем.

– Патриотизм вообще должен стать нашей национальной идеей, мы должны защищать нашу страну от грязи и лживости, от желания переосмыслить заслуги наших ветеранов. Нельзя допускать искажения истории, как это произошло на Украине. Необходимо каждый день ненавязчиво, в доступной форме и на собственном примере показывать детям, что мы должны любить и оберегать свою страну. Пусть это и выражается даже в мелких вещах, все равно, надо говорить, что нельзя ломать деревья, бить стекла, расписывать здания и так далее. Мы должны воспитывать детей созидателями и не смотреть равнодушно, как они становятся потребителями. Мы должны оказывать внимание тем, кто нуждается в помощи, и не случайно же мы в Советском Союзе хорошие книжки читали…

– «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, например.

– Да, это был государственный механизм воспитания. Равнодушие в обществе возникает не случайно – как только образовался вакуум в воспитании, он сразу заполнился негативом.

– Власть упустила момент?

– Да, я считаю, был упущен момент и сейчас мы как представители власти должны оказывать помощь в формировании внутреннего мира ребенка, чтобы он не попадался на культурный «фастфуд». Он должен научиться различать – «что такое хорошо, а что такое плохо». Нужно увеличить количество спортивных секций и творческих кружков при школах и детских клубах, но важно, чтобы это было доступно, потому что не у каждой семьи есть возможность за все платить.

– В Советском Союзе дети не болтались по улицам с утра до вечера?

– Это была совсем другая страна. Я жил в советское время, и у нас не было проблем, куда пойти и в каком кружке заниматься: хочу – пою, хочу – танцую, хочу – цирковым искусством занимаюсь. Тогда у ребенка была возможность неограниченно проверить свои способности – хоть в техническом, хоть в творческом плане. Не нужно было платить ни за что, иначе бы я не пошел заниматься, денег в семье не было. Вряд ли бы моя мама смогла найти финансовую возможность платить за посещение кружков. В 16 лет меня пригласили в качестве артиста, и я уже зарабатывал деньги, я понимал, что рубль – он просто так на дереве не растет, если хочешь кушать – значит, должен работать. Потом меня позвали в цирк – мы выезжали на фестивали, конкурсы, я не был на улице. Культура – это не шоу-бизнес, это государственный механизм воспитания. Культура должна быть доступна.

– Вы говорите, что культура должна быть доступна, но часть горожан возмущается дороговизной билетов в Екатеринбургский цирк. Из чего формируется цена?

– Во-первых, сравните цены с другими цирками, они у нас самые низкине. Во-вторых, мало кто знает, что цирк находится на хозрасчете: все расходы заложены в стоимость билетов. У нас разные программы и, соответственно, разные расходы, в билеты заложен транспорт, реклама, зарплата оркестру, билетерам, уборщицам, контролерам, сантехникам, осветителям, звукорежиссерам – у меня 300 человек в штате. А еще налоги, гостиница, коммунальные платежи, и все это растет, плюс разная стоимость питания для животных. Я же не могу тигру мясо не докладывать или мандаринки обезьянкам. Почему все государственные театры живут за счет бюджетных субсидий, а цирк должен все затраты закладывать в стоимости билета? Мы что, не культурное учреждение, не занимаемся воспитанием? Мало того, у нас уникальное искусство, у нас то, что объединяет семью. Сюда можно приходить тремя поколениями: в театр кукол не пойдут одни, в оперу – другие, а здесь каждый найдет свое. Я тоже хотел бы, чтобы цены были ниже, но тогда часть расходов должно взять на себя государство.

– Вы сказали, что в цирке каждый найдет свое. Даже иностранцы? В преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году хотелось бы, чтобы здание цирка выглядело более презентабельно – фасад нуждается в ремонте.

– Туристами будут востребованы все культурные учреждения, но самыми доступными для иностранцев будут балет и цирк – там нет языкового барьера. Вообще, сейчас мы ориентированы на 2018 год, на чемпионат мира по футболу – тематика будет спортивного направления, и, безусловно, мы покажем высокий уровень. Надеюсь, к этому времени удастся провести ремонт цирка. Фасад – самая большая проблема, потому что в его обновление нужно вложить сразу много денег, его нельзя ремонтировать по одному метру, нужно все одним махом за три-четыре месяца. В прошлом году депутаты единогласно поддержали выделение средств на ремонт, но по техническим причинам мы не смогли провести конкурс, в этом году этот пробел был устранен. Недавно было озвучено, что необходимая сумма для ремонта фасада и несущих конструкций в 2017 году будет выделена.

– Действительно, Заксобрание единогласно приняло такое решение, средства выделяют из бюджета области.

– Да, и я хотел бы поблагодарить от себя лично губернатора и всех депутатов за понимание социальной значимости объекта. Это приятное событие не только для коллектива цирка, но и для всех любителей циркового искусства, это еще одно подтверждение тому, что руководство области и депутаты вне зависимости от партийной принадлежности, не на словах, а на деле уделяют внимание культуре. За многие годы цирк занял свою нишу в культурной жизни города и области. Я дорожу этим доверием.

– Есть мнение, что раз цирк – объект федеральный, то ремонт должен финансироваться за счет средств федерального бюджета. Вы как считаете?

– Это правильно, но цирк стоит в Екатеринбурге, это же тоже Россия, верно? У нас ведь нет разделения детей на федеральных, областных и муниципальных. Заксобрание по моей инициативе в 2012 году внесло изменения в законодательство о культуре, согласно которым субъект федерации имеет право финансировать цирковую деятельность вне зависимости от собственника. Это тот же самый театр, и он завтра не переедет в другой регион.

– Реконструкция цирка в Нижнем Тагиле проводится за счет средств федерации, как я понимаю. Как там идут дела?

– На мой взгляд, там все прекрасно, реконструкция идет полным ходом. Около месяца назад мы ездили с главой Нижнего Тагила Сергеем Носовым в Москву в Министерство культуры, где говорили о том, что к августу 2017 года, ко Дню города, цирк должен открыться. Нас поддержали и гарантировали, что дефицита в финансах не будет. Цирк расположен на новой набережной, он станет одной из самых ярких точек в городе. Нужно сказать большое спасибо администрации за такое внимание и заботу о детях.

– На период ремонта в Екатеринбурге горожане останутся без цирка?

– Реконструкция не потребует остановки процесса. Мне очень хочется, чтобы цирк выглядел презентабельным, приобрел нормальный эстетический вид, все-таки это учреждение культуры, и оно должно привлекать еще при подходе к зданию. Когда едешь по Екатеринбургу, то любо-дорого смотреть на ТЮЗ, Театр эстрады, Филармонию, ККТ «Космос», которые были капитально отремонтированы. Я понимаю, что полный капремонт нам не светит, но мы держим цирк в творческом состоянии, и это, пожалуй, самое главное.

– Периодически в прессе появляются материалы, судя по содержанию, от ваших недоброжелателей.

– Я не собираюсь вступать с ними в диалог и отвечать на лживую информацию. Пока не появится ответственности за ложь в СМИ, это будет продолжаться – люди, которые порочат честь и достоинство, должны отвечать по полной, а иначе это вседозволенность.

Я вложил в цирк много сил и здоровья, я оттуда ничего не взял. Я убрал из цирка всех арендаторов, все работают в штате, все доходы получает цирк. Я не понимаю тех людей, которые постоянно недовольны чем-то. То ли они считают себя умнее других, умнее губернатора, умнее президента или любого руководителя, который успешно работает. Эти люди что-нибудь полезного для страны сделали? Их смысл жизни – лгать и подличать.

– Во втором полугодии стало известно об избрании нового руководства «Росгосцирка». Как оцениваете изменения?

– Пришли люди профессиональные, которые знают, что и как делать. Сейчас важно решить те проблемы, которые были накоплены предыдущим руководством, и без поддержки Минкульта это будет крайне непросто. Думаю, с нового года появится понимание того, что нам нужно сделать, сколько и чего. Надо все детально проанализировать, просчитать и только тогда принимать решения. 

– Перемены не отразятся на реализации социальных проектов цирка? Вызывает опасение, что под сокращение попадет реабилитация больных детей, так называемая программа «Доктор Цирк».

– Ни в коем случае. Мы продолжаем совместный проект с ОДКБ № 1. К нам приезжают дети с диагнозом ДЦП, они контактируют с животными – врачи говорят, что отмечается серьезный прогресс в лечении, потому что это оказывает положительный импульс на иммунную систему. Простой пример: одна девочка лет 8-10, она никогда не смеялась, и тут, когда ей показали, как дрессируют собачку, она минут 30 бегала и хохотала, а мать сидела и плакала – она не верила, что её дочь может смеяться. У ребенка исчезла грусть и появился радостный блеск в глазах.

– В преддверии Нового года анонсируете какие-то представления?

– С 24 декабря начнем радовать горожан новогодней сказкой. Мы вернулись к классике, не стали обращать внимания ни на телепузиков, ни на покемонов с монстрами, а решили по-цирковому переиграть сказку о царе Салтане. В программе вместе с мастерами цирковой арены – акробатами, жонглерами, воздушными гимнастами, клоунами – примут участие пингвины, морские львы, медведи, кенгуру, носухи и другие животные. У нас большое количество спектаклей запланировано, будем стараться, чтобы вновь оправдать доверие зрителей, создать им хорошее настроение, ну, а Новый год мы празднуем уже в конце января, когда все закончим – культура работает, когда все отдыхают.

– Достаточно ли она финансируется? Сейчас как раз формируется бюджет на 2017 год.

– Культура в нашем регионе находится на особом контроле, нам жаловаться грешно. Нам многие регионы завидуют, как относится власть к культуре. Не случайно практически все наши театры имеют «золотые маски», а это значит, что есть творческий процесс, есть большой интерес к культуре. Он проявляется тогда, когда есть качество, есть интересные постановки, есть интересное режиссерское решение. Конечно же, приоритетами всегда остаются медицина и образование. Очень важно, чтобы человек был здоров и образован, но не менее важно, чтобы он был еще и воспитан. Тогда мы можем рассчитывать на крепкую семью, здоровое общество и созидание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2016

Заголовок в газете: «Я не могу тигру мясо не докладывать»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру