Недостаток информации
Совещание в городской прокуратуре проходило по поручению прокурора области Сергея Охлопкова. К главе городского надзорного органа Светлане Кузнецовой были приглашены заместитель начальника УМВД по Екатеринбургу Андрей Швыдченко, врио начальника городской автоинспекции Алексей Суслов, бизнес-омбудсмен Свердловской области Елена Артюх, депутат ЗССО Валентин Лаппо, начальник транспортного комитета мэрии Игорь Федотов, учредитель фонда «Город.Pro» Андрей Толмачев.
Первой на совещании выступила заместитель прокурора города Венера Курьякова. Она отметила, что в настоящее время среди горожан и предпринимателей есть беспокойство относительно изменения маршрутной сети, чему во многом способствовала недостаточная разъяснительная работа с населением и коммерсантами.
«Необходима более тщательная проработка вопроса с учетом мнения пассажиров и транспортных предприятий», – заявила заместитель прокурора, добавив, что этому должно способствовать проведение как можно большего числа мероприятий с участием всех заинтересованных сторон.
Инновации от полиции
Выступавший следом глава городской ГИБДД Алексей Суслов рассказал о претензиях полиции к нынешней транспортной системе. В частности правоохранителей не устраивает дублирование маршрутов, что приводит к «нездоровой конкуренции между перевозчиками», а также отсутствие единого диспетчерского центра. Однако досталось и авторам транспортной реформы. Главная претензия в том, что ни «Город.Pro», ни мэрия до сих пор не обращались в полицию, в частности, по вопросам выделения полос для общественного транспорта. Это, как считает главный автоинспектор, ухудшит ситуацию с пробками.
«Если бы речь шла о наращивании проезжей части, это одно дело, но ведь предлагается выделить полосы для транспорта из действующих дорог, – отметил он. – Да и не везде в городе есть такая потребность».
Также в своем выступлении он затронул другие проблемы безопасности на общественном транспорте. По его словам, основные причины аварий – это низкая квалификация водителей из ближнего зарубежья, у которых нет российских прав, а также плохое состояние дорог, по которым ходят автобусы. Для решения этих проблем Алексей Суслов предложил областным властям законодательно запретить выдачу патентов на работу водителями-иностранцам без российских прав, а городу – провести до Чемпионата мира по футболу полную реконструкцию уличной сети в местах движения общественного транспорта. Кроме того, Алексей Суслов озвучил пожелание по возможности обеспечить места пересадок подземными переходами.
Более оригинальные предложения внес другой представитель полиции, начальник УМВД Андрей Швыдченко. По его мнению, вместо того, чтобы увеличивать число подвижного состава на одном маршруте, следовало бы пустить двухэтажные автобусы. Подобную практику он видел в Казахстане, где в некоторых городах такие автобусы пускают в часы пик. Единственное препятствие – воздушные коммуникации, поэтому Швыдченко предложил мэрии ускорить процесс по их переносу под землю. Представлявший городскую администрацию Игорь Федотов данное предложение проигнорировал.
«Нужны компенсационные меры»
Представлявшая интересы частных перевозчиков Елена Артюх заострила внимание на отсутствии достаточной нормативной базы. По сути, на сегодняшний день единственным нормативно-правовым актом, касающимся реформы, является постановление главы администрации «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа». При этом в сопроводительных документах указано, что документ имеет низкое регулирующее воздействие, что не может быть правдой, учитывая какое число предпринимателей и простых людей документ затрагивает. Возникли претензии и к процедуре публичных консультаций: они заняли всего десять дней.
«Если можно, мне бы хотелось к публичным консультациям», – отметила Елена Артюх, на что Светлана Кузнецова и Венера Курьякова отметили, что прокуратура даст свою оценку постановлению сити-менеджера.
Бизнес-омбудсмен также подчеркнула, что авторы новой схемы не привели расчетов экономического эффекта, который сокращение числа автобусов малой и средней вместимости окажет на предпринимателей, водителей, кондукторов, а также на городской бюджет.
«Если какому-то перевозчику из-за уменьшения числа маршрутов, не найдется место в новой системе, необходимо подумать о мерах компенсационного характера. Например, можно через областное Министерство транспорта решить вопрос о том, чтобы эти люди смогли работать в других городах области», – заявила она.
Памятник «газелям»
Первые за время совещания слова в поддержку транспортной реформы, прозвучали от депутата Заксобрания Валентина Лаппо. Он отметил, что транспортная реформа продиктована не только требованиями нового федерального закона, но и развитием города.
«Когда-то у нас не хватало мест в транспорте, и появились «газели». Уверен, что когда-нибудь мы поставим этим машинам памятники. Но затем город разросся, и «газелей» стало не хватать, и никто от их ухода не потерял. Уверен, что и сокращение «фордов» и «Богданов» мы переживем», – отметил он.
Кроме того, Валентин Лаппо подчеркнул, что реформа поможет раскрыть потенциал муниципального транспорта.
«Сейчас метро на участке от «Ботанической» до центра работает в убыток, потому что все ломятся в автобусы. Когда появится повременной тариф, многие жители Ботаники наконец откроют для себя в метро, не боясь ездить с пересадками», – предположил депутат.
«У меня бывшие полковники работают»
Руководитель транспортного комитета мэрии Игорь Федотов обрушился с критикой на частных перевозчиков.
«Большинство из них обслуживают один-два маршрута, не имеют ни своих автобусов, ни базы. А зарплаты? В МОАП средняя зарплата – 25 тысяч рублей, а у них – 6-8 тысяч. С это что ли НДФЛ мы получим?», – обратился чиновник к Елене Артюх.
Далее же Игорь Федотов в очередной раз говорил о том, что с внедрением новой схемы пассажиры будут меньше стоять на остановках, что должно, в конечном счете, повысить комфортность транспорта.
К выступлению чиновника мэрии возникли вопросы у представителей МВД.
«В своем выступлении вы говорите только о комфорте. О безопасности же нет ни слова», – заметил Алексей Суслов.
После замечания автоинспектора Светлана Кузнецова предложила Игорю Федотову включить в состав рабочей группы мэрии представителей полиции, однако данное предложение чиновник неожиданно воспринял в штыки.
«У меня, между прочим, полное название органа – Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети. У меня профессионалы работают, бывшие полковники ГИБДД», – возмутился он, на что Алексей Суслов заметил, что «профессионалы за три месяца ни разу не запросили статистику по ДТП».
Нельзя совместить все интересы
Последним на совещании выступил автор проекта Андрей Толмачев. Он вновь заявил, что соединение маршрутами каждой точки на карте города с каждой неэффективно. Что касается сокращения числа коммерческих перевозок, то он объяснил это тем, что нельзя совместить все интересы.
«Либо мы убираем маршрутки из центра на окраины, либо муниципальный транспорт и дальше будет ездить пустым себе в убыток», – отметил он.
Андрей Толмачев не согласился с заявлением представителей УМВД о том, что выделенные полосы неэффективны и предложил полицейских ознакомится с опытом Москвы и Казани, на что Алексей Суслов ответил, что в этих городах от полос общественного транспорта уже постепенно начали отказываться.
В завершении совещания Светлана Кузнецова поручила подготовить протокол совещания, в котором будут предусмотрены конкретные мероприятия для оценки соблюдения закона при изменении схемы общественного транспорта.