Свердловский министр образования Юрий Биктуганов: «Система работает стабильно. Но какой ценой?»

Об очередях в садики, школьных проблемах и подготовке кадров

19 апреля 2017 в 14:00, просмотров: 906

В Свердловской области за несколько лет удалось ликвидировать очередь в детские сады, организовав более 80 тысяч мест. Впереди еще один амбициозный проект – перевод всех школьников на обучение в первую смену. Также принимаются меры для удовлетворения потребности промышленных предприятий в рабочей силе и в высококвалифицированных кадрах. Об этих и других актуальных темах региональный министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов рассказал в интервью «МК-Урал».

Свердловский министр образования Юрий Биктуганов: «Система работает стабильно. Но какой ценой?»
Фото: из архива редакции

– Летом 2012 года в Екатеринбурге проходили митинги по факту нехватки мест в детсадах. Говорилось об очереди в Свердловской области (более 23 тысяч детей). Вы пришли на митинг и заявили, что очередь будет ликвидирована, несмотря на рост рождаемости, к 2016 году. Как удалось решить эту задачу?

– Задача решена полностью, очередь в Свердловской области ликвидирована для детей в возрасте от 3 до 7 лет. К решению этой задачи Свердловская область приступила еще в 2010 году. В муниципальных образованиях проходили мероприятия как по строительству детских садов, так и по созданию новых мест за счет возврата ранее перепрофилированных зданий, открытия групп в действующих детских садах и школах.

Все мероприятия получили областное финансирование, а с 2012 года и федеральную поддержку.

Когда началось строительство, создавались штабы, проходили заседания правительства, ежемесячно обсуждалась реализация программы. Шаг за шагом каждый год мы выполняли плановые показатели. Сегодня возвращено и построено вновь 349 зданий. Нам удалось обеспечить 84,4 тысячи мест в детских садах.

– Бытует мнение, что места в детсадах отчасти увеличены за счет сокращения яслей.

– Многие говорят, что вопросы решались путем уменьшения ясельных групп. Я здесь не соглашусь.

Когда детские сады новые или возвращаемые строились или реконструировались, государственная экспертиза не утверждала проектно-сметную документацию при отсутствии ясельной группы, которая предлагает утепленные полы на первых этажах, санитарные узлы. Действительно, когда программа по созданию мест в детских садах только создавалась, вопрос порой решался на местах таким образом. Но в настоящее время существует иная тенденция, часто места, невостребованные детьми старше трех лет, отдают детям младшего возраста. По данным статистики, численность детей ясельного возраста с 2010 года в детских садах увеличилась более чем на 10,7 тыс. человек.

– Строительство садиков продолжится?

– Работа ведется, губернатор Свердловской области ставит задачу продолжения проекта за счет областных и муниципальных средств. Строительство продолжится в Екатеринбурге, Невьянске, Новой Ляле, Красноуральске и других городах. Есть еще недостроенные детсады. Сегодня заканчиваем работы в Талицком городском округе, в Реже, Красноуральске, Тугулыме, в ЗАТО Свободный, в Каменске-Уральском. В Шалинском городском округе строится три детских сада – взамен существующих детских садов с процентом износа более 60%.

– Как министерство контролирует нехватку мест в детсадах?

– У нас система электронной очереди, мы еженедельно видим уровень спроса на места в детсадах. Сегодня есть проблема с местами в Каменске-Уральском, но с вводом двух детских садов очередь будет ликвидирована. Электронная очередь дает возможность работать на перспективу, понимать, где нужно продолжать финансирование строительства. На сегодняшний день основной проблемой для части граждан остается проблема «шаговой доступности» детского сада. 

– Когда начиналась программа строительства детских садов, некоторые эксперты говорили, что необходимо не только строить новые, но и поддерживать частные.

– Частные детские сады очень хорошо развиты в Свердловской области. Не каждый родитель готов отдать трехлетнего ребенка в муниципальный садик, кроме того, частные учреждения имеют большое значение при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Лицензированным частным детсадам мы выделяем средства на зарплату педагогов и других работников детских садов, а также оснащение образовательного процесса, в результате появляется возможность снизить стоимость места и расходы родителей. Мы сейчас обращаемся в адрес глав муниципальных образований с инициативой о поддержке частных детских садов: в том же Каменске-Уральском детсад «Алые паруса» сумел добиться, чтобы депутаты думы дали льготы в части земельного налога и налога на имущество.

– В Екатеринбурге в прошлом году были скандалы из-за того, что дети получали места в детсадах не по микрорайону. Почему такая проблема возникла?

– Проблема есть даже сейчас. Электронную очередь в Екатеринбурге довольно сложно сформировать по микрорайонам. Когда мы строили детские сады и возвращали здания, столкнулись с проблемой соблюдения санитарных норм и нехваткой участков, особенно там, где живет много детей.

В основном эта проблема характерна для возрастной группы детей от трех до четырех лет при комплектовании на 2016/2017 учебные годы. В связи с тем, что комплектование новых детских садов, введенных в эксплуатацию в 2013, 2014, 2015 годах проводилось детьми одного возраста (3-х лет), имеет место меньшее количество выпускных групп и, соответственно, ограниченное количество мест для нового комплектования.

Родитель может обратиться с заявлением «На смену ДОО» в отдел образования по месту жительства. В городе работает комиссия, рассматривающая появившиеся заявления в ежемесячном режиме. Комиссия предоставляет места в дошкольных образовательных учреждениях поближе к дому проживания либо к месту работы родителей. Каждое заявление рассматривается отдельно, в автоматизированной информационной системе, при наличии свободных мест – положительно.

«170 школ необходимо перевести в первую смену»

– В 2016 году в Свердловской области была принята программа «Содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы». Перед регионом стоит амбициозная задача перевести всех школьников на обучение в одну смену. Как программа реализуется?

– Строительство школ в рамках этой программы – крупномасштабный проект. До 2025 года предстоит большая серьезная работа. Самыми сложными муниципалитетами, где во вторую смену учатся 30% учеников и больше, являются Верхняя Пышма, Екатеринбург, Березовский, Арамиль, Первоуральск. Второй год здесь ведутся работы в приоритетном порядке. Мы включаем в программу те объекты, которые прошли конкурсный отбор и включены в реестр Минстроя РФ как проекты повторного применения.

Это шанс получения федеральных средств в части возмещения затрат областного бюджета федеральным. Это возможно только при завершении строительства в течение календарного года.

– А о каких суммах идет речь?

– В прошлом году получили 395 миллионов, в этом – 748 миллионов. На следующий год ставим задачи увеличения строительства. Будем выходить с предложением к депутатам, к правительству региона об увеличение количества строящихся объектов. До 2020 года осталось немного времени. По поручению президента РФ к этому сроку необходимо перевести на первую смену начальные классы (с первого по четвертый), также с утра должны начинать занятия десятые и одиннадцатые классы. Всего необходимо перевести на обучение в первую смену порядка 356 школ.

«Школу выбирают не из-за статусности»

– В этом году активно обсуждалось получение мест в образовательных учреждениях Екатеринбурга для первоклассников с временной пропиской. Родители пытаются выбрать школу престижнее. Как министерство готово решать эту проблему?

– Первая проблема – нехватка школ в микрорайоне. Вторая – невостребованность некоторых школ. В некоторых школах Екатеринбурга чуть ли не в два раза больше первоклассников, чем в других учебных заведениях. Задача министерства – установить причины дисбаланса и выяснить, чем можно помочь невостребованной школе. Какие кадры должны прийти туда, чтобы повысить качество образования, обеспечить комфортное пребывание детей? Необходимо повышать квалификацию педагогов, улучшать материально-техническую оснащенность, оборудовать классы современными лабораториями, заключать договоры целевой подготовки с вузами. Такие механизмы позволят помочь школам повысить свою привлекательность.

– Несколько лет назад в СМИ появлялась информация о нехватке учителей, в частности – преподавателей иностранных языков и технических предметов. Насколько остро стоит эта проблема?

– Система образования работает стабильно. Все образовательные программы реализуются, реализуется образовательный федеральный стандарт. Но какими ресурсами? За счет усиленной нагрузки на некоторых учителей. Путь, который я сегодня предлагаю, – заключение с главами муниципальных образований договоров целевой подготовки с вузами. Мы готовы на согласительных комиссиях оказать поддержку из областного бюджета в части расходования средств на заключение этих договоров. Сегодня нам не хватает учителей начальных классов, русского языка, математики, иностранного языка, психологов, дефектологов.

– Зачем дефектологи?

– Мы нуждаемся в квалифицированной поддержке детей в системе образования. Дети с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата имеют право на квалифицированное педагогическое сопровождение. Говоря о предметниках, нам в рамках подготовки перехода к 2020 году на односменный режим работы начальной школы и старших классов необходимо не менее 200 учителей начальных классов, учителей русского языка – 175, математики – 145 и так далее. Тут схожие проблемы с детскими садами: создано 82 тысячи мест, а ведь за каждой группой стоит воспитатель. Они не могут появиться сразу. Мы выходили на министерство образования и науки РФ, повышали контрольные цифры приема по воспитателям. Увеличили государственное задание и сумели выпустить в три раза больше воспитателей, которые пошли работать в детсады.

– 26 мая стартует основной этап сдачи ЕГЭ. Как вы оцениваете уровень знаний школьников по сравнению с предыдущими годами?

– Здесь нужно говорить о неоценимой работе учителей, руководителей образовательных организаций Свердловской области. Она позволяет сохранять хороший уровень подготовки выпускников и результатов ЕГЭ. Надо сказать, что результаты итоговой аттестации последних трех лет стабильны. Наша задача – поднять уровень подготовки выпускников.

«Желающих поступать на рабочие специальности много»

– Руководители промышленных предприятий жалуются на нехватку кадров для рабочих профессий. Действительно ли поток школьников, желающих получить рабочую профессию, средне-специальное образование, снизился за последние годы?

– С принятием федерального закона об образовании в 2012 году упразднилась система начального профессионального образования. Мы в Свердловской области путем объединения, увеличения статуса отдельных учебных заведений сохранили все программы начального профессионального образования. Это и есть рабочие кадры. Сегодня программы среднего и начального профессионального образования реализуются по востребованным профессиям, необходимым для экономики региона. Мы ежегодно увеличиваем контрольные цифры приема. Так, в 2015 году прием в учреждениях средне-специального образования составил 17 287 человек, в 2016-м стало 20 407, в 2017 году планируется 20 535 человек. Почему? Желающих поступать в учреждения средне-специального образования становится больше. Большее число девятиклассников после основной школы на сегодня охотно идет в средне-специальные учреждения.

– Сами промышленники пытаются решить проблему?

– Мы создали в Первоуральске великолепный учебный центр, способствующий подготовке специалистов высокотехнологичного производства. На эти специальности конкурс пять человек на место среди студентов средне-профессионального образования. Подобное учебное заведение «Юность» мы совместно с УГМК создали в Верхней Пышме.

В Полевском Северский трубный завод помог поднять на необходимый уровень техникум имени Назарова. ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. Они сегодня оказывают финансовую поддержку, обеспечивают учебные заведения оборудованием, новыми технологиями. Инженеры приходят к студентам в качестве мастеров производства и преподавателей.

«Студенты с помощью 3D-принтера создают изделия»

– Свердловчане успешны в чемпионате рабочих профессий WorldSkills?

– Мы первые из регионов России вошли в WorldSkills. Это дало возможность, проводя свои региональные чемпионаты по всем компетенциям, побеждать на чемпионате России. Наши ребята становились членами сборной России, благодаря их победам Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) оказал поддержку в создании межрегионального центра компетенции, который станет полигоном для всей Российской Федерации по всем восьми компетенциям для подготовки студентов к Чемпионату мира WorldSkills 2019 года в Казани.

– Сохранить профессиональное образование свердловчанам удалось, а новые специальности появляются?

– Один из ярких примеров – аддитивные технологии, которых раньше не было. Соответствующая компетенция позволяет с помощью 3D-принтера, программируя изделие, создать и произвести по всем технологическим характеристикам идентичный предмет. Мы сегодня знакомим наших школьников с высокими технологиями, показываем им оборудование и производство Свердловской области.

Пятикоординатный станок! Обычный студент-третьекурсник выполняет задания по изготовлению деталей на пятикоординатном станке, используя всю мощь современной техники. Подготовленный специалист с руками схватывается, и он нужен производству.

В части хайтек-компетенций Свердловская область и межрегиональный центр компетенций будут готовить новых специалистов.

– В марте в Сочи объявили, что в Свердловской области появится фонд «Золотое сечение» для работы с одаренными детьми. На каком этапе находится создание фонда? Чем он будет заниматься, где располагаться, с какими детьми и как будут работать сотрудники фонда?

– Значительная часть инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи передана детям. Создан общественный фонд «Талант и успех» для одаренных детей со всей Российской Федерации. Губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев заключил договор с данным фондом, и мы создаем на территории Свердловской области такой же центр поддержки одаренных детей. Так появился фонд «Золотое сечение», который будет обеспечивать системное выявление, поддержку и сопровождение талантливых детей в различных сферах науки, культуры, спорта.



    Партнеры