Артисты Театра оперы и балета вынуждены изучить несколько иностранных языков

Видели ли вы когда-нибудь, как от мощного голоса бьется стекло? Нет? Мы тоже. И в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета такого не встретили. Зато узнали, как часто ломаются пуанты, зачем театру полиглоты и когда певцы входят в режим «молчания». О закулисье театра-обладателя многочисленных премий «Золотая маска» – в нашем материале.

Артисты Театра оперы и балета вынуждены изучить несколько иностранных языков
«Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета». Фото: puttur.ru

Публика требует

История Екатеринбургского театра началась задолго до того, как был заложен первый кирпич в основание этого роскошного здания. В семидесятые годы XIX века сцена первого городского театра (ныне – кинотеатр «Колизей») принимала первоклассные столичные оперные антрепризы. Пройдя отличную зрительскую школу, в 1874 году местные любители этого жанра организовали музыкальный кружок, единственный на всю страну, по мнению прессы начала века, где собственными силами создавались роскошные оперные постановки, оживали сложнейшие музыкальные партитуры. Трепетная любовь и почитание оперы заставили тогда городские власти задуматься о строительстве собственного оперного театра.

Знакомое нам здание Театра оперы и балета было построено в 1912 году. На момент постройки театра в неблагоустроенном Екатеринбурге проживало менее восьмидесяти тысяч человек. Строительство обошлось казне в 300 тысяч рублей – огромную сумму по тем временам. Красивейший фасад здания превратил театр в главную достопримечательность города. «Новый городской театр» (старое название) блистал на фоне тусклых улиц, считался оазисом эстетики и настоящим произведением искусства. Автором проекта по строительству был пятигорский архитектор Владимир Семенов.

Свой первый спектакль театр дал 19 сентября 1912 года – исполнялась опера Михаила Глинки «Жизнь царя». Первый театральный сезон продлился пять месяцев, за которые профессиональная труппа успела поставить 37 опер и дать 143 выступления.

Играем без подсказок

Если вы хотите стать солистом оперы, вам обязательно нужно окончить консерваторию, в то время как поющие в хоре чаще всего – выпускники музучилищ. Консерватория, в отличие от хореографического училища, в Екатеринбурге имеется, однако театр пополняет труппу ее выпускниками далеко не каждый год – берут только лучших.

Рабочий день у артистов оперы мало чем отличается от дня артиста балета, разве что вместо экзерсиса у станка – распевка. Выходной так же один, так же в понедельник. Плюсом ко всему – изучение нового иностранного языка для оперы. «Для «Сатьяграхи» артистам даже пришлось выучить мертвый язык, – рассказывает Екатерина. – Раньше, в советские времена, все оперы переводили на русский, но теперь мы поем исключительно на языке оригинала. Наша «Кармен» – на французском, «Риголетто», «Богема» и «Травиата» – на итальянском, «Летучий Голландец» – на немецком. Перед постановкой мы приглашаем коуча, который ставит артистам произношение, обучает языку. Иностранцы, которые слушают оперу, нередко признаются, что язык в исполнении наших артистов близок к идеальному произношению».

«Где поставили «Сатьяграху»

Сейчас в штате театра работает более шестисот человек, среди которых – артисты оперы, артисты балета, музыканта оркестра, постановщики спектаклей, художники, режиссеры, сотрудники производственных цехов и административного штаба. Пресс-секретарь Театра оперы и балета Екатерина Ружьева поясняет: «Труппа постоянно обновляется, пополняясь новыми молодыми артистами, но в целом она постоянна – в этом отличие российского репертуарного театра от западных моделей, где перед каждой новой постановкой устраивают кастинги. В премьере обычно заняты все артисты театра. Часто мы приглашаем на постановки известных, авторитетных режиссеров и дирижеров. Хороших оперных режиссеров и хореографов в России крайне мало – всего несколько имен. А наш театр хочет работать только с лучшими».

Сцена из оперы «Сатьяграха».

С некоторых пор Екатеринбургский театр оперы и балета называют «театром, который поставил «Сатьяграху». И абсолютно заслуженно! «Сатьяграха» Филипа Гласса – первая российская постановка оперы знаменитого американского композитора-минималиста. Еще и на санскрите! Поется и играется исключительно своими силами. Авторы спектакля – приглашенные специалисты: американский режиссер Тадеуш Штрассбергер и словацкий маэстро Оливер фон Донаньи, который̆ за время работы над Глассом так сдружился с Екатеринбургским театром, что к сезону 2015/2016 уже стал его главным дирижером.

Без капризов

Театр должен провести большую подготовительную работу, перед тем как решиться на новую постановку. Решающее слово, безусловно, остается за директором Театра оперы и Балета. Едва ли не наравне с директором политику театра формируют также главный дирижер, художественный руководитель оперы Светлана Зализняк и художественный руководитель балета Вячеслав Самодуров. В среднем от идеи до показа премьеры – год. Самая напряженная работа длится примерно два месяца.

У каждого спектакля есть свои художник по декорациям, художник по костюмам и художник по свету. Очень часто приглашенный режиссер рекомендует тех сценографов, с которыми ему привычнее работать – этакий устоявшийся тандем. И даже если театр переносит хореографическую редакцию балета 150-летней давности, то сценография – всегда новая.  

Художники по костюмам составляют эскизы, а над их воплощением трудятся в мастерских театра. В театре оперы и балета есть цех поделки, цех живописных декораций и цех росписи тканей, гримерный цех, швейные и обувной цеха. Но бывают случаи, когда силами театра не справиться с задумками сценографов – тогда приходится делать заказы специализированным предприятиям.

Призраков нет

Самое сложное время для театра – это, пожалуй, гастроли. На фурах по разным городам и странам перевозят декорации и костюмы артистов – а их, поверьте, немало. Под каждые гастроли театр ищет спонсоров, так как денег не всегда хватает.

По словам Екатерины Ружьевой, никакого «призрака оперы» в Театре не живет. Большинство артистов – люди молодые, им не свойственно бояться неудач, они смело смотрят вперед.

Есть некоторые странности, которые диктует профессия. Оперные певцы, например, накануне спектакля входят в режим «молчания»: берегут связки вплоть до того, что предпочитают не разговаривать, а писать. При первых симптомах боли в горле оперный певец идет к врачу, который есть в самом театре: врач может успеть прописать «спасительные» процедуры.

Понедельник – день «тяжелый»

С десяти до одиннадцати утра – урок классического танца, затем – репетиция до обеда, дневной перерыв, а вечером спектакль или продолжение репетиции. Так проходит день артиста балета. Единственный выходной – понедельник.

Те, кто мечтает стать артистом балета, должны раз и навсегда уяснить – в Театр оперы и балета берут только дипломированных выпускников хореографического колледжа (никаких любительских хореографических школ, коих в избытке). Сложность в том, что в Екатеринбурге такой колледж открылся всего пару лет назад – выпускников этого колледжа еще нет, приходится набирать из других мест. «Чаще всего к нам едет молодежь из хореографических колледжей Перми, Уфы, Казани и Новосибирска – ближайшие к Екатеринбургу. Театр всегда помогает приезжим артистам «осесть» в городе, – рассказывает пресс-секретарь Театра оперы и балета Екатерина Ружьева. – Очень часто к нам приезжают японцы, постоянно хотят просматриваться, попасть в труппу. Сейчас в труппе работает четверо японцев. Они выучены очень хорошо, девочки закончили Академию русского балета имени А.Я. Вагановой».

Радует, что за весом балерин в театре не следят так, как в хореографических колледжах. Правда, говорят, что каждый набранный балериной килограмм заметен со стороны. Но балерины Екатеринбургского театра оперы и балета о своей фигуре заботятся и строго следят за своим весом (конкуренция, однако). Но есть и такие, кто не заморачивается диетами – набранные калории сгорают под влиянием ежедневной многочасовой физической нагрузки.

Искусство – в деталях

А у артистов балета главный инструмент – ноги. Пуанты, кстати, театр заказывает сам. Екатерина Ружьева поделилась: «Когда-то театр сам занимался изготовлением балетной обуви, у каждой балерины была индивидуальная колодка. Сейчас мы заказываем пуанты у мирового лидера по производству танцевальной обуви – фирмы «Гейнор Минден», их пуанты бывают разных моделей, разной жесткости, с множеством индивидуальных нюансов. Балерины получают обувь абсолютно бесплатно. Одной такой пары хватает на несколько месяцев». А было время, когда балеринам приходилось менять пуанты едва ли не дважды за спектакль, так часто они ломались.

Зал театра – уникальный, единственный в городе. И сейчас такое время, когда оперные режиссеры ставят солистам и хору самые разные, сложные задачи. Если раньше певцы выходили, становились в ряд и пели и звук летел прямо в зал, то сейчас иногда в спектакле требуется пение лежа или спиной к зрителю. Но на звук жаловаться смысла нет – акустика потрясающая. Не верите? Приобретите билеты на последние ряды – звук, как известно, поднимается вверх, настоящие ценители звука собираются там.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру