Юные инженеры работают зря

Сущность роботов, созданных руками детей

От работы до робота – один шаг. Недавнее появление молодежной робототехники для детей и подростков на рынке досуга  охватывает все новую аудиторию. Мультисубкультурное общество молодежи ожидает пополнения юными изобретателями, но что мы знаем о новом досуге?

Сущность роботов, созданных руками детей
Изобретение юного таланта – анализатор местности «Robbi». Фото из архива Юлии Филимоновой

Первого робота для уборки снега с крыш «Снежок» выпускница Юля Филимонова сделала в восьмом классе без сторонней помощи. «Снежок» – это платформа на колесах с ковшиком, управляемая с персонального компьютера. Сейчас Юля – студентка  ИРИТ-РТФ, а также преподаватель кружка «Robostar». Ее подопечные – ученики средней и старшей школ – уже сконструировали роботов коллективного поведения, будильник, сигнализатор, машину автоматической печати, глобус, макет левитирующего поезда, «рисовальщика» и открытку в форме светящегося сердца – маме в подарок.

Чудо-анализатор

Еще одно изобретение Филимоновой – «Robbi», анализатор местности. «Идеи создания его не было: мы сделали шаблонного робота, натолкали туда кучу датчиков и, исходя из его функций, решили, что это будет исследователь местности. Дополнением к нему стали экран и камера», – рассказывает Юля. С учетом участия в конкурсах и доработки проекта, Юля собирала робота целый год. По завершении кропотливого процесса робота «выгуляли» – свой тест-драйв он проходил на полосе препятствий российских дорог.

«Здравствуйте! Меня зовут Робби. Я готов вам помочь», – отображается запись на экране робота. Во время исследования местности на экран выводятся значения со всех датчиков: температуры, давления, акселерометра, данные о состоянии робота и рабочих блоков. На анализаторе закреплена камера, и управляющий роботом с ПК может контролировать его путь. Если угол наклона большой, срабатывает звуковое оповещение голосом робота и блокировка колес. Несмотря на богатое обмундирование, роботу предстоит стать еще лучше – скоро у него должны появиться амортизация и связь для использования на удаленных территориях. Пока он живет у хозяйки дома и периодически участвует в конкурсах, но совершенствование чудо-машины не за горами.

Кто кого?

Все свои проекты юные инженеры осуществляют за счет родителей, но самые талантливые из них получают символические гранты на реализацию. Светодиодная развертка ученика Юли Филимоновой – одиннадцатиклассника Дениса Коняева – получила спонсирование от конкурса «Семихатовские чтения».

Светодиодная развертка, пилотное изобретение Дениса, представляет собой голограмму, которую излучают светодиоды на материнской плате, прикрепленной к вращающемуся мотору. Принцип работы этого устройства напоминает работу мультимедиа-проектора, а его задачей является открытие нового способа наружной рекламы. «На светодиодном экране наши глаза воспринимают смену около 25 картинок в секунду, и они устают. Принцип работы моего изобретения при движущемся механизме оставляет картинку неподвижной. Этот фактор, а также специально отрегулированная яркость не утомят глаза», – рассказывает Денис. На Балтийском научно-инженерном конкурсе Дениса поддержали ученые из США и Португалии. Они выступили с аргументом об экономичности и эргономичности его изобретения. «Для меня этот проект – первый шаг в мир электроники», – комментирует Денис.

Еще одна из подопечных Юли Филимоновой – одиннадцатиклассница Лера Падерина. Первый и удачный ее проект – игрушка для детей от двух лет с плохим зрением или плохо развитой логикой, помогающая выучить геометрические фигуры. Это полусфера на колесиках с выпуклыми геометрическими фигурами на поверхности. При нажатии нужной кнопки робот едет по заданной траектории,  а ребенок держится за него и запоминает последовательность линий, чтобы самому научиться рисовать. Робот завоевал пять золотых медалей, много призовых мест и грамот, но главное – радость детей, с которыми прошел тест-драйв. «Я сделала «рисовальщика». Что касается его работы, то я и сама не знаю точно, то ли человек управляет роботом, то ли робот человеком», – размышляет Лера. Несмотря на оригинальность изобретения, он не подлежит продаже – в единственном экземпляре он должен «подрасти», а вопрос массового производства решит время. 

Нам их не догнать

Почему, имея свежие идеи и успех в робототехнике, юные инженеры не продают своих роботов? Ведь при продаже полезных ноу-хау они приобретут статус общественно значимых деятелей науки и техники. «Потому что средняя стоимость производства робота – от семи до десяти тысяч рублей, а, например, себестоимость моей светодиодной развертки – 500 рублей. Мы устанем искать покупателей», — поясняет Денис Коняев. Вслед за этим напрашивается вопрос, чувствуют ли вообще ребята свою ответственность за будущее робототехники. «Я бы чувствовал на себе ответственность, если бы решил посвятить этому делу всю жизнь, потому что эта профессия – билет в один конец. Но у нас есть мировые лидеры робототехники: США, Япония, Южная Корея. Нам их уже не догнать», – считает Денис.

Выходит, что детская инженерия – это только амбиция способного ребенка, мотивируемая любопытством к электронике и желанием сделать что-то своими руками. И то, что ребята не знают, зачем и для кого они создают своих роботов, в первую очередь означает, что для них это лишь способ личного развития. Только две траектории в мире не имеют границ – его загадка и человеческая мысль. А в совокупности эти траектории сливаются в одну – познание мира опытным путем. Этим и занимаются юные инженеры.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру