В свердловском «Домжуре» устроили потасовку с полицией и плакатами против «завода Ротенберга»

В уральской столице собрались сторонники и противники строительства завода в Асбесте

В Асбесте продолжается конфликт вокруг проекта строительства завода «Национальной сурьмяной компании», аффилированной с Игорем Ротенбергом. Противники строительства завода приехали в Екатеринбург и попытались проникнуть на презентацию проекта для журналистов. В итоге они оказались в отделе полиции.

В уральской столице собрались сторонники и противники строительства завода в Асбесте
Противники строительства сурьмяного завода привезли в Екатеринбург лозунги с митингов в Асбесте. Фото Натальи Крыловой.

Представители НСК 19 мая решили провести пресс-завтрак в Доме журналистов в Екатеринбурге. На мероприятие было приглашены 18 журналистов и редакторов, в том числе работающих в асбестовских СМИ. Незадолго до времени, когда мероприятие должно было начаться, к Дому журналистов прибыли общественники из Асбеста. Среди них были депутаты асбестовской городской думы Наталья Крылова и Евгений Шибанов. Прибывшие пытались пройти в библиотеку, где собрались журналисты и редакторы. Сделать им этого не удалось, и запланированный пресс-завтрак все-таки состоялся.

Пока шел пресс-завтрак, прибывшие активисты провели серию пикетов возле Дома журналистов. Они держали в руках плакаты с лозунгами: «Хватит наживаться на малых городах!», «Мы не торгуем здоровьем детей!», «Асбест не сливной бачок!», «Ротенберг, давай до свиданья!», «Олигархи – питерские, отрава – московская, нищета – асбестовская». Те же самые плакаты использовались во время митинга в самом Асбесте, который состоялся в конце марта.

После завершения мероприятия противники строительства завода вновь попытались выяснить отношения с представителями НСК. При этом администрация Дома журналистов, не желая, чтобы разбирательства велись на их территории, вызвала полицию. В ряде СМИ появилась информация, что противники завода были доставлены в отдел полиции № 1, расположенный в нескольких кварталах от Дома журналистов. В пресс-группе УМВД по Екатеринбургу отметили, что данная информация не совсем корректна.

«Действительно, в полицию поступил сообщение от администрации Дома журналистов, что в помещении находятся люди, которые отказываются его покинуть, – отметил представитель пресс-группы в разговоре с корреспондентом «МК-Урал». – Сотрудники полиции выдворили их с территории. Один человек проехал в отдел полиции для объяснений. Проводится проверка».

В беседе с «МК-Урал» Наталья Крылова опровергла информацию о своем задержании, представленную в некоторых СМИ: «Полицию вызвал представитель Министерства общественной безопасности Свердловской области. Прибывшие сотрудники попросили нас выйти, ссылаясь, что этого требует администрация. Мы отказались, мотивируя тем, что Дом журналистов – государственное унитарное предприятие, и доступ в него рабочее время должен быть свободен, тем более, что я являюсь помощником областного депутата».

По словам депутата, территорию Дома журналистов она покинула сама, когда поняла, что ничего важного уже не произойдет: «Я хотела задать вопрос директору НСК, но к нам вышла только Любовь Казанцева (руководитель департамента общественных связей НСК – Прим.), которая стала отвечать общие фразы. Я же хотела получить ответ именно профессионала-горняка, поэтому слушать Казанцеву мне было неинтересно, и я ушла. На счет того, что кого-то после этого задерживали я ничего не знаю».

Понятно, что депутат и ее соратники настроены решительно. 17 мая они подали в избирком Асбеста новую заявку на регистрацию инициативной группы на референдум по сурьмяному вопросу. Даже статус Натальи Крыловой в Фэйсбуке посвящен теме строительства завода: «Асбест – не помойное ведро. Здоровьем детей не торгуем. Поэтому против сурьмяного завода Ротенберга».

«Не хотим лезть в политику»

Руководитель департамента общественных связей НСК Любовь Казанцева рассказала корреспонденту «МК-Урал», что мероприятие, едва не сорванное Натальей Крыловой с соратниками, намеренно проводилось в ограниченном формате.

«Собрание было закрытым, чтобы услышать подготовленные вопросы от СМИ с деловой специализацией и дать профессиональные ответы. Проводить пресс-конференцию мы пока считаем невозможным, чтобы не лезть в политику, как это делают некоторые общественники или вернее «протестники» из Асбеста».

По словам Любови Казанцевой, представители НСК не думали прогонять активистов и даже готовы были пообщаться с ними после завершения пресс-завтрака, поэтому попросили подождать их в пресс-центре Дома журналистов.

«По окончанию мероприятия я предложила им выйти на улицу и конструктивно обсудить ситуацию. Никаких аргументов кроме «Мы, народ, мы против» и «Вы нас убьете» я не услышала», – говорит представитель компании.

Что касается экологических проблем, то компания только выходит в процесс исследования воздействия на окружающую среду. После получения результатов НСК будет инициировать проведение общественных слушаний, и только после их завершения обратиться за разрешением на строительство завода.

«Мы ведем работу с соблюдением всех букв и духа российского законодательства», – отметила в заключении Любовь Казанцева.

Опыт Дегтярска

Проект создания на Урале сурьмяного производства обсуждается уже шесть лет. В 2011 году «Национальная сурьмяная компания», связанная с олигархом Игорем Ротенбергом, объявила о намерении построить завод в Дегтярске. Пятилетнее противостояние компании и местных общественников, ряд из которых сделали на протесте политическую карьеру, завершилось тем, что в 2016 году НСК, так и не начав строительство в Дегтярске, объявила о переносе проекта.

В качестве новой площадки был выбран Асбест, однако и здесь нашлось много недовольных планами создания нового производства. 25 марта в городе прошел митинг. Численность участников организаторы оценили на уровне двух тысяч.

Возможно, жители Асбеста, которые выступают против открытия вредного производства, мечтают повторить опыт дегтярцев. Им на руку играет тот факт, что 2017 год объявлен в России годом экологии, и проблемам загрязнения окружающей среды уделяется повышенное внимание. Не стоит исключать, что протест из социального может быть трансформирован в политический. На том же митинге 25 марта изобиловала символика КПРФ, а его организаторами стала депутат гордумы от данной партии Наталья Крылова. Кроме того, в протестной акции поучаствовал коммунист из Заксобрания Евгений Ладыгин.

О намерении коммунистов максимально использовать дивиденды от антисурьмяного протеста в политике свидетельствует и недавнее заявление Натальи Крыловой о том, что глава города Асбеста Андрей Холзаков подал в отставку именно из-за сурьмяного конфликта. Однако такая связь выглядит натянутой: при существовании двуглавой системы Андрей Холзаков не имел каких-либо полномочий для единоличного принятия значимых решений. Более вероятным выглядит желание главы города уйти на пенсию: соответствующего возраста он уже достиг. Скорее всего, Наталья Крылова выдает желаемое за действительное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру