В Кургане обсудили «неприятные вещи» в здравоохранении

Независимая оценка качества медучреждений Кургана выявила многочисленные проблемы

В Кургане эксперты обсудили успехи независимой оценки качества учреждений здравоохранения в региональном отделении ОНФ. Московский «фронтовик», чиновники в белых халатах и представители общественных организаций попытались соотнести результаты мониторинга и реальную картину в регионе, но в итоге завязли в существующих проблемах. Спикеры ставили диагнозы и жаловались на системные боли у местной медицины.

Независимая оценка качества медучреждений Кургана выявила многочисленные проблемы

Независимая оценка качества работы организаций социальной сферы стала активно обсуждаться только недавно. Она была создана для того, чтобы создать эффективный канал связи между гражданином и властью в вопросах повышения качества работы, чтобы власть услышала мнение людей и провела преобразования.

– Увы, пока мы не можем согласиться, что есть эффективные результаты внедрения этой системы, – сказал координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества», руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков. – Граждане выражают свое мнение и выносят рекомендации по улучшению работы, но, увы, эти рекомендации носят формальный характер.

Выездные рейды по поликлиникам Курганской области показали, что основная проблема состоит в том, что независимая оценка качества как механизм, который позволяет выстроить связь между гражданами и властью в вопросах качества работы в системе здравоохранения, не работает.

Пациенты жалуются на длинные очереди к узким специалистам, а в одной из клиник вообще не было объявлений и урн с анкетами, да и сам персонал не знал о независимой оценке.

Недоступная медицина

Доступность медицины – одна из самых сложных существующих задач в регионе. Можно строить больницы, покупать медицинское оборудование, но качественнее и доступнее от этого медицина не станет, если не хватает врачей. А медперсонала в области очень не хватает. Курганская область на одном из последних мест в рейтинге субъектов РФ по обеспеченности медицинскими кадрами. Коэффициент составляет 23,3 на 10 тысяч населения, в сельской местности – 10-12 на 10 тысяч населения. Укомплектование должностей достигает 46%, коэффициент совместительства – 2,1. Не хватает около 500 медработников в регионе.

Проблему решают совместительством. Но в перспективе и этого регион может лишиться.

– Сейчас один специалист может заменить двух, а иногда и трех. По новой системе человек с двумя и тремя сертификатами не сможет их подтвердить. Таким образом, в будущем нам грозит кадровый голод, особенно на периферии. Я единственный на всю область детский торакальный хирург. Через пять лет я уже не смогу подтвердить свой сертификат, мне просто не хватит временного ресурса, я уже не говорю о финансовом. Не только медиков ругать нужно, но и на государственном уровне решать проблему, – заявил член регионального отделения ОНФ Эдуард Гончарук.

Регион ведет работу по привлечению медицинских кадров. В декабре 2016 года Тюменский медицинский университет открыл базовую кафедру в Кургане. Власти надеются, что таким образом удастся закрепить студентов-практикантов.

– У нас много мер социальной поддержки. Соседние регионы нам завидуют. Удалось оставить субсидирование на ипотечное кредитование, жилье приобретаем, работает программа «Земский доктор». Однако возврат выпускников составляет порядка 70%. От нас уезжают наиболее значимые кадры – молодые врачи, специалисты в возрасте 30-40 лет. Программа «Земский доктор» позволила нам ситуацию улучшить в районах.

Особенно остро чувствуется нехватка врачей узкой специализации. Очередь на прием к ним расписана на месяц вперед, а то и на два. Проблема глубинная. Некоторые узкие специальности не пользуются большой популярностью среди молодых людей. Никто не хочет идти во фтизиатрию, психиатрию и так далее.

Частный сектор и «неприятные вещи»

Серьезную конкуренцию создают частные клиники, которые переманивают специалистов. Сейчас выпускники и врачи уходят к частникам, они не хотят работать в государственных медицинских учреждениях, потому что в коммерции им комфортнее.

– Ведь не секрет, что наши врачи, которые работают в частных клиниках, работают у нас на 0,25 ставки или на полставки, используют ресурсы государственной медицинской организации, чтобы повысить свой профессиональный уровень, выезжать на конференции, заработать пенсию. Я понимаю, что нам нужно поднимать уровень жизни доктора и бороться за него. Это объективные причины, и самостоятельно их нам не решить, – заключила Лариса Кокорина.

Руководитель регионального отделения Российской общественной организации «Лига защитников пациентов» Олег Кобяков высказал мнение о том, что именно здесь кроется очень высокое социальное напряжение. Врачу тоже тяжело.

– Давайте говорить неприятные вещи: врач не защищен, – заявил он. – И мы никогда не получим довольного пациента, пока врачу не будет хорошо. Зарплата у обычного врача небольшая, чувствует себя врач плохо, и он ждет, когда его рабочее время в государственной больнице выйдет, и он сразу бежит в платный центр.

И получается, что граждане, которые имеют право в рамках ОМС на бесплатную медицинскую помощь, не могут попасть на прием и идут в платную клинику. Количество частных клиник растет с пугающей прогрессией. Кобяков предложил законодательно закрепить врача и медперсонал в госучреждениях, чтобы они не уходили к частникам.

Очереди и хамство

Региональное отделение «Лиги защитников пациентов» на сегодня приняло более 400 заявлений от пациентов. Ежедневно в отделение поступает по 10-15 звонков. Люди выпускают пар.

– Чем они недовольны? Очередями в больницах и отношением врачей к пациентам. Звонит человек и жалуется: со мной доктор на «ты» общается. Сейчас время другое: одно дело, когда Антон Павлович Чехов работал, но сейчас надо менять стиль общения, и это легко сделать. Нам надо перейти к партнерскому общению между врачом и пациентом. Надо работать с врачами в плане этики, обязать их общаться с пациентами уважительно, – отметил руководитель регионального отделения «Лиги защитников пациентов» Олег Кобяков.

Одна из жалоб поступила прямо в ходе встречи по поводу огромных очередей в областной онкодиспансер с самого раннего утра. «С 8 утра все на взводе и на нервах. Менеджер, которая встречает больных и регулирует потоки, была агрессивной. Люди с онкологией приходят, уже находясь в стрессе, а их еще и грубо встречают», – сказала одна из журналисток.

Руководитель областного Департамента здравоохранения Лариса Кокорина приняла вызов и пообещала разобраться и навести порядок в онкодиспансере.

– Я 25 лет работаю в здравоохранении и всегда искала ответ на вопрос: откуда это. Хамство заложено в воспитании, в синдроме выгорания. В медицинских вузах не должным образом удивляется внимание этому вопросу. Профессия сложная. Две тысячи врачей, и зайти к каждому в голову, изменить их ментальность невозможно. Департамент и Общественный совет противостоят армии, которая работает в больнице. Мы, к сожалению, не всегда союзники. Мы союзники, когда отстаиваем их интересы, – заявила чиновница.

По ее мнению, нужно поднять престиж профессии, убрать дефицит кадров, чтобы была конкуренция.

Панфиловцы в белых халатах

«Медики находятся в обороне, причем в круговой, как панфиловцы», – заявил с болью Эдуард Гончарук. Да, медики тоже плачут. Врач должен заполнить ворох бумаг, которые ОМС спускает сверху, именно по ним его работу оценивают и оплачивают.

Медики жалуются на безудержный рост документооборота. Внедрение программы информатизации должно было сэкономить время врача на 30-40%. На деле все вышло наоборот. На 30-40% увеличилось бумажная нагрузка на реального работника, сегодня даже санитарка обязана писать отчетные бумажки. Происходит бюрократизация здравоохранения, которая препятствует и качеству оказания медицинской помощи, и развитию здравоохранения в целом.

– Сегодня она докатилась до каждого рабочего места. Вот в чем беда. Врач одной рукой пишет, а другой щупает. И еще на две ставки работает. Существует сегодня практика, когда медицинские документы оформляются врачом дома. Ему не хватает времени на работе. Это реальность сегодняшняя. Медицинское сообщество стонет от этого потока бумаг. ОНФ должен вмешаться в эту проблему и поставить точку, – заявил заместитель председателя Общественного совета при Департаменте здравоохранения Курганской области, председатель Ассоциации медицинских работников региона Владимир Чернов.

Вторая системная проблема – рост контрольных и надзорных функций. Существует около 32 государственных форм контроля и 26 общественных или околообщественных. По мнению Чернова, решить вопросы такого масштаба можно только на уровне крупных общественных и государственных объединений.

Отдельные проблемы – проблемы медстрахования. Как отметил Чернов, ответственность несут только медицинские организации, извлекая из своих бюджетов миллионы, которых не хватает хронически. Дело не движется в сторону разрешения этого конфликта. Медицинское страхование превратили во второй надзорный орган.

Выйти на федеральный уровень для решения всех этих проблем субъекту сложно. Не будет же Моська лаять на слона. Медики попросили помощи у «фронтовиков», чтобы достучаться до верхов.   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру