Что скрывает Екатеринбургский цирк от глаз зрителя

Что скрывает занавес Екатеринбургского цирка?

Мы привыкли видеть цирк из зрительного зала, но наверняка каждый когда-либо мечтал побывать за кулисами и узнать, из чего делается красочное шоу. Желание читателя для нас – закон. Экскурсию по закрытому от посторонних глаз миру Екатеринбургского государственного цирка нам провел его директор – Анатолий Марчевский.

Что скрывает занавес Екатеринбургского цирка?

Екатеринбургский государственный цирк открыт с 1 февраля 1980 года. По конструкции его здание считается одним из лучших в Европе, приспособлено для самых сложных постановок, интерьер отделан уральским камнем. В цирке 2 371 место, два манежа (основной и репетиционный). За все время существования цирка его посетили более 20 миллионов зрителей.

В январе 1994 года директором цирка назначен Анатолий Марчевский. С этого времени цирк получил второе дыхание. Здесь стали показывать лучшие номера и аттракционы российского цирка, на манеже работали мастера международного класса, а с 2008 года, когда был учрежден Всемирный фестиваль клоунов, на манеже в Екатеринбурге выступают и мировые звезды. Благотворительные спектакли ежегодно посещают до 35 тысяч зрителей.

Цирковой конвейер

В прошлом веке цирковые шоу часто представляли собой череду отдельных номеров, а сейчас ставят настоящие спектакли. «Великий Леонид Енгибаров (мим в амплуа «грустный клоун») в числе первых начал создавать тематические спектакли. Если раньше клоун заполнял паузы между номерами, то он сделал наоборот: между его репризами заполняли паузы артисты, а сам клоун от начала и до конца вел сюжет. Ему были нужны только те номера, которые развивают тему. Если номер не вписывался в сюжетную канву, он его не брал», – рассказывает Анатолий Марчевский.

Раньше Марчевский самостоятельно формировал программы, подбирал номера, все 23 года работы в Екатеринбургском цирке ставил сказки. Сейчас в Екатеринбург приезжают уже сформированные, готовые программы со своим светом, звуком, костюмами, сюжетом.

«У нашего цирка, как у здания, нет постоянной труппы – только приезжие артисты и животные, ведь хорошие жонглеры или гимнасты через месяц не станут джигитами и эквилибристами, – поясняет Анатолий Марчевский. – Именно поэтому был придуман так называемый цирковой конвейер – это когда все цирковые коллективы ездят по стране со своими программами».

Дирижер настроения

Как попасть в цирк? Можно отучиться в Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша), прийти из спорта или родиться в династии артистов цирка. Подойдут также Детская студия воздушной гимнастики и акробатики при Екатеринбургском цирке и Детская эстрадно-цирковая студия «Арлекино». Бывало, что воспитанники этих студий попадали в основную труппу.

В училище два отделения: эстрады и клоунады (Искусство эстрады) и физкультурно-акробатическое отделение (Цирковое искусство). Первые года два все студенты на физкультурно-акробатическом отделении учатся делать сальто и другие трюки. Позже становится понятно, в чем талантлив тот или иной ученик, и начинаются занятия по отдельной программе.

На отделении эстрады и клоунады по большей части обучают актерскому мастерству. «На этом отделении обычно учатся уже зрелые, сформировавшиеся люди со своим мировоззрением, потому что клоун должен быть интересен зрителю и мозгами, и внутренним миром. Клоун – это философ, –отмечает Анатолий Марчевский. – И злых клоунов не бывает просто потому, что его дружелюбной маске зритель не поверит – отдача будет только в том случае, если клоун все будет делать искренне и с добрым сердцем. Клоунов, добившихся настоящего признания, не так уж и много: в мире – не более 15 человек».

По словам директора Екатеринбургского цирка, в разных номерах может быть и один, и три, и пять клоунов, но классикой считаются двое: Рыжий и Белый. Рыжий олицетворяет народ, Белый – богачей, власть.

«Рыжий получает пощечины, но всегда остается умнее и лучше второго, ведь часто деньги делают человека несправедливым и не всегда добрым. А тот, что беднее, добрый по своей сути, всегда будет вернее и надежнее. Как говорят, сытый голодного неймет. Зритель всегда встает на сторону Рыжего, сочувствует ему, хоть порой и смеется над комичностью ситуаций, в которых тот оказывается, – говорит Анатолий Марчевский. – Все, что делается в цирке, – зеркальное отражение жизни».

Экстриму не место

В цирке всякое может быть: можно случайно перекрутить сальто, напугать тигра резким звуком, иногда свет ударит в глаза жонглеру, кольцо может выскользнуть и попасть в голову. Почти все, что делается в цирке, опасно в своей мере. Бывает, травмы артисты получают прямо на манеже цирка во время выступления. Как и в спорте, им сразу оказывают помощь, не дожидаясь окончания представления.

Некоторые артисты выступают без страховки, даже во время трюков на высоте, но на репетициях они всегда прорабатывают возможные «слабые» моменты, которые могут возникнуть во время выступления. «Прежде чем научиться исполнять трюк, надо научиться правильно падать», – говорит Анатолий Марчевский. Важно понять одно: в цирк не идут с целью «пощекотать нервы», в цирк идут для встречи с праздником, именно поэтому любого вреда здоровью здесь стараются избежать. Кроме того, любой стационарный цирк –не частная лавочка, а государственное учреждение.

Главные герои 

Для работы в цирке берут только животных, рожденных в неволе. Животные не живут постоянно в одном цирке, потому что цирк – не зоопарк. Артисты возят с собой всех своих четвероногих. В каждом цирке есть помещение, где их содержат.

«Дрессировка – очень кропотливый труд. Все зависит от понимания психологии животного. Животные исполняют только те трюки, которые им органичны, которые в природе они умеют делать без команды. Животное должно понять, что от него хочет человек, тогда оно выполнит команду с удовольствием, если это соответствует его природе», – поясняет Анатолий Марчевский.

Дрессировщиков обычно нигде не учат: либо это передается в семейной династии артистов цирка, либо перед уходом на пенсию дрессировщики находят себе «наследников», которых обучают два-три года, а после передают им свое дело.

Ежедневный осмотр ветеринара обязателен для цирковых животных. Ветеринар у каждого цирка свой, а вот служащих по уходу за животными цирковые программы возят с собой. Некоторые животные даже находятся под круглосуточным наблюдением. Среди всех животных есть такие, к которым артисты цирка относятся особенно тепло – как к своим детям. Несмотря на такую привязанность, забирать животных в гостиницу не рекомендуется, так как в цирке существует карантинный режим.

Животные цирка живут почти в два раза дольше, чем в природе. Даже когда они уже не могут выполнять трюки, их не отдают ни в зоопарки, ни в частные питомники, а оставляют жить в цирке и ухаживают за ними, как и прежде.

Если животное не может участвовать в представлениях, ему находят замену. «Животные, которые становятся староваты для трюков, всегда очень скучают и переживают, что их не выводят в манеж. Они даже плачут», – рассказывает директор Екатеринбургского цирка.

Секреты закулисья

Изначально цирк был только конным, и именно эти животные определили в нем размер манежа. «Если манеж делать 11 метров в диаметре, то лошадям будет неудобно разгоняться и бежать. Делать его 20 метров нет смысла: лошадь все равно будет бежать только по удобной ей дистанции. Именно поэтому наш манеж, как и во всех цирках мира, 13 метров в диаметре», – объясняет Анатолий Марчевский.

За кулисами Екатеринбургского цирка два больших слоновника (расположены максимально близко к месту выхода на манеж). Когда слонов в цирк очередная труппа не привозит, то в нем содержат крупных животных. Для рептилий и теплокровных предусмотрено свое помещение с определенными условиями, а для парнокопытных – конюшня на 24 стойла. «Когда к нам приезжают джигиты, заняты все стойла, а некоторые нам приходится достраивать, чтобы места хватило», – рассказывает Марчевский.

Так же хорошо, как и для животных, за кулисами все оборудовано и для артистов. Много места, где можно расположить вещи, удобные гримерки, комфортные условия для репетиций. Всего за год в цирке бывает 8-9 программ – по одной на каждый месяц с учетом временных затрат на переезды, погрузку и разгрузку реквизита, заключительная программа в году – новогодняя сказка, каждую из которых Екатеринбургский цирк ставит самостоятельно. И места здесь всегда хватает для всех: от слонов и тигров до кошек и попугаев. Чтобы убедиться во всем, рассказанном нами, посетите Екатеринбургский цирк (сейчас приехала новая программа) и взгляните на него уже иными глазами.

Всемирный фестиваль клоунов был основан в Екатеринбурге в 2008 году. Несколько именитых клоунов из-за рубежа и России приняли приглашение Анатолия Марчевского и приехали в Екатеринбург. Сегодня же Екатеринбург именуется столицей клоунады, а принять участие в фестивале – честь для клоунов со всего мира. Каждый год Анатолий Марчевский лично отбирает артистов для этого фестиваля из всех стран мира. В юбилейном фестивале примут участие лучшие клоуны из девяти фестивалей. С 23 по 26 ноября 2017 года цирк приглашает всех любителей клоунады.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру