«Сетевой» вандализм: федеральные ритейлеры против уральских дорог и бизнесменов

Экспансия федеральных торговых сетей в малые города Свердловской области поставила на грань разорения местных игроков рынка. Растут аппетиты монстров-ритейлеров, по-хозяйски осваивающих территорию. Население довольно желтыми ценниками и рекламными акциями, но на этом плюсы, пожалуй, заканчиваются. И начинается недовольство.

«Сетевой» вандализм: федеральные ритейлеры против уральских дорог и бизнесменов
Председатель думы Нижней Салды Любовь Волкова возмущена произволом торговых сетей. «Монетка» на Фрунзе, 137а

Кому понравится, когда в твоем дворе встала фура с автоприцепом и грузчики разгружают ее по два-три часа, а на возражения ты слышишь поток нецензурной брани в свой адрес? Такие ситуации типичны для большинства городов, куда иногородний ритейлер заходит как в свою вотчину. Главное для него – обогащение, ведь вся рыночная власть находится в его руках, значит, можно не считаться с негласными правилами ведения бизнеса и мнением жителей и муниципальных властей.

Оборот розничной торговли в Свердловской области составляет почти один триллион рублей в год. Это без учета рынков и ярмарок. В рейтинге областей Уральского федерального округа Свердловская область занимает по обороту розничной торговли первое место.

В рейтинге субъектов РФ по обороту розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, – четвертое место (впереди Москва, Подмосковье, Краснодарский край).

Такие показатели вызваны в том числе активизацией деятельности супермаркетов федеральных торговых сетей. При этом их количество на душу населения порой вызывает удивление. Так, в Нижней Салде, где проживает 18 тысяч человек, работают две «Монетки», два «Магнита»,  «Верный», «Ариант» и «Красное&Белое». А сколько еще небольших местных магазинчиков, пытающихся сдерживать «агрессию» гигантов федерального масштаба? Часть из них ушла, сдав свои помещения в аренду «чужакам».

В связи с отсутствием автомобильного подъезда к алкомаркету «К&Б», грузовики заезжают на тротуар, перегораживая проход пешеходам.

Ритейлеры: «Мы здесь власть»

Последствия относительно цивилизованного передела рынка в Нижней Салде ощутили все слои населения. Дело в том, что товар в небольшие магазины формата «у дома» всегда завозился либо «ГАЗелями», либо другими автомобилями небольшой грузоподъемности. Они не приносили неудобств пешеходам или автомобилистам, так как на их разгрузку нужно было 15-20 минут, тогда как ритейлеровские фуры с прицепом стоят по 1,5-2 часа, блокируя внутридворовой проезд или тротуар. Более того, территории, используемые под разгрузочные площадки и близлежащие дороги, приходят в негодность – они не рассчитаны на нагрузку в 15-20 тонн.

Проблема объясняется просто. В федеральных торговых сетях не учитывают приспособленность помещения, в котором планируется открывать новый магазин. Конечно, они понимают, что создадут неудобства, и понимают, что чиновники не вправе потребовать от них каких-то обязательств по организации подъездных путей и так далее. И пользуются этим, отправляя в торговые точки, подъезд к которым рассчитан максимум на «ГАЗель», автопоезда на сцепке.

«Это вопрос к нашим законодателям»

В городе есть несколько таких проблемных адресов. Мы проехались по ним с председателем городской Думы Любовью Волковой и лично убедились, что в погоне за наживой «короли» продуктовой сферы показали, насколько циничным может быть отношение коммерсантов к своим покупателям.

Подъезжаем к «Монетке» на Фрунзе, 137а, где до появления магазина находилось кафе.

Многотоннажные фуры, которые привозят продукты в ТС «Монетка», разбили внутридворовые проезды.
Грузовики разгружаются по несколько часов, блокируя автомобильное движение на прилегающей территории.

«Рабочие магазина раньше разгружались со стороны подъездов, где тротуар, и мы с ними договорились, что в целях безопасности пешеходов они сделают разгрузочную площадку в другом месте, а мы им потом землю отмежуем, пойдя навстречу, так как магазин там был востребован. В обмен мы попросили территорию благоустроить. Но как только они получили желаемое и сделали площадку для погрузки-выгрузки, от своих обязательств по благоустройству отказались. Администрация заставила снести эту площадку, подала исковое заявление в суд и выиграла дело. Теперь они снова разгружаются со стороны подъездов, перегораживая проход-подъезд для пешеходов и автомобилистов. Насколько мне известно, в администрацию пришло предписание от полиции, что чиновники должны оградить пешеходов от опасности. Администрация, а не торговая сеть, понимаете?» – возмущается Любовь Волкова.

По ее словам, в Думу регулярно поступают обращения от жителей с просьбой повлиять на зарвавшихся торговцев, но закон не позволяет вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

«Я считаю, что необходимо ужесточение законодательства, которое бы регулировало ответственность торговых сетей при организации своей деятельности в подобных случаях. Когда мы говорим о поддержке малого и среднего бизнеса, стоит ли относить сюда сетевых ритейлеров? У них оборот, как у крупных промышленных корпораций, надо на них тоже какие-то обязательства накладывать, а не только защищать. Это вопрос к нашим законодателям, мы на местном уровне ничего не решим», – говорит глава Нижней Салды Елена Матвеева.

Она отмечает, что представители федеральных торговых сетей не идут на контакт и не участвуют в жизни муниципалитета.

Кроме «Монетки» на улице Фрунзе, конфликт, вызванный нежеланием сетевиков услышать жителей и местные власти, присутствует на Ломоносова, 17 (супермаркет «Верный») и Уральской, 1 («Магнит»).

Территория у супермаркета «Магнит» превратилась в сплошную яму.
Разгрузочная площадка этого магазина рассчитана максимум на «ГАЗель».

Долю недовольства жителей вызывает и алкогольный магазин «Красное&Белое» на Ломоносова, 15, где зона выгрузки отсутствует в принципе. Грузовики паркуются перед входом, заезжая через тротуар.

«Они тут всю землю размесили», – жалуются жители на неприглядный вид возле алкомаркета.

Продуктовая «борзота»

В Нижней Салде есть примеры еще более радикальных методов работы ритейлеров. Так, сотрудники магазина на Луначарского 147, принадлежащего ИП Бойко, потребовали от жителей дома демонтировать лавочки во дворе, которые якобы мешают водителям и грузчикам.

«Лучше бы вас тут вообще не было», – цитируют слова рабочих жильцы, ставшие свидетелями очередной разгрузки товара.

Сотрудники продуктового магазина на Луначарского требуют демонтировать лавочки во дворе, которые якобы мешают водителям и грузчикам.

Для них конфликт с магазином на этом не заканчивается. Во дворе давно обсуждается строительство детской площадки, однако ввиду сомнительного соседства с разъезжающими по территории грузовиками говорить о безопасности детей не приходится. В итоге интересы бизнеса оказались поставлены выше интересов малышей.

На этом месте могла бы появиться детская площадка, но родители опасаются за безопасность малышей – в нескольких метрах находится разгрузочная зона.

Власти в ситуацию вынужденно не вмешиваются – предприниматели сразу заявят о давлении на бизнес.

«Крупные торговые сети в Нижней Салде востребованы, это факт, – говорит Любовь Волкова. – Они обеспечивают город продуктами, но это не дает им никаких привилегий. Мы не видим их желания вкладываться в торговую инфраструктуру».

Развитие сетевой торговли – дело хорошее и правильное, но сегодня, к сожалению, данный сегмент рынка растет по законам «дикого капитализма», напоминая о «лихих девяностых». Между тем, повышение социальной ответственности бизнеса – не только российская, но и международная тенденция.

Мы все помним, до какой степени самоуправства и наглости порой доходили организаторы уличной торговли, владельцы киосков и мини-рынков. В результате законодатели и правоохранители поработали, и ситуация на рынке значительно оздоровилась. Сегодня настала пора призвать к порядку представителей торговых сетей. Речь не идет о давлении на бизнес, главное, чтобы бизнес не давил на людей, чтобы не подминал под себя, не разрушал социальную сферу, как это сегодня происходит не только в Нижней Салде, но и во многих других городах Свердловской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру