Российский автор фэнтези Андрей Белянин – о становлении прозаиком и поэтом

Социально-культурные мероприятия зажигают Екатеринбург новым ярким огнем. И можно с уверенностью заявить, что литературная жизнь Урала идет полным ходом. Одним из ключевых событий этого года стал Международный фестиваль фантастики «Аэлита», куда в качестве ведущего мастер-класса конкурса им. Жюля Верна был приглашен Андрей Белянин – известный российский прозаик и поэт, пишущий в жанре фэнтези. Нам Белянин рассказал, как в прозаике может уживаться поэт и художник.

Российский автор фэнтези Андрей Белянин – о становлении прозаиком и поэтом
Андрей Белянин раскрывает в себе не только дар прозаика, но и тонкого лирика, живописца и графика. Фото: bugrenok.ru

– В мае вам вручили премию фестиваля фантастики «Аэлита». А как лично вы относитесь к наградам и премиям?

– Скептически. Я довольно долго пишу книги, с 23-х лет, и я прекрасно знаю, как даются, распределяются и вручаются премии. Чаще всего это подарок хорошему человеку. Иногда взятка, заманивание, подкуп, некая игра «Ты мне – я тебе». Тем не менее, я отдаю себе отчет, что для молодого автора премия важна как факт признания его творчества. Так что уж пусть будет.

– Вы прошли в Союз писателей сразу по двум литературным направлениям: как прозаик и поэт. А как становился Белянин-поэт?

– Я писал стихи со школы, первые публикации в местной прессе были уже в 15 лет. А мою первую книгу издавал КГБ. Я служил на турецкой границе, много писал, печатался в газетах и журнале «Пограничник», и после службы получил бандероль, где было десять экземпляров моей первой книги стихов, сделанных на ксероксе. О поиске себя говорить трудно, это будут потом решать критики и филологи. Я никогда не задумывался о том, есть ли мне что сказать. Но просто говорил о том, о чем молчать уже не мог.

– Творчество каких поэтов оказало на вас влияние?

– В первую очередь, народные песни. Песни казаков, походные, лирические, героические... Из любимых поэтов – Лермонтов, Давыдов, позже – Гумилев, Губанов, Высоцкий. Каждый хороший поэт вдохновляет тебя, заставляет писать лучше, дышать с ним в унисон.

– Есть ли для вас какой-то определенный период, когда рождается поэзия?

– Нет, стихи всегда рождаются неожиданно. Вдохновение может прийти в любом, самом неожиданном месте, стихи душат тебя, и ты пишешь где угодно: на салфетках, в блокноте, в сотовом, на чем придется. Если ты не выкрикнешь это, умрешь.

– В своих стихах вы всегда восхищаетесь женщиной, причем женщиной с большой буквы: с русалочьими руками, рыжей косой, вас восхищает ее улыбка, плечи, стан... Видимо, многие прекрасные дамы оставляли след в вашем сердце. А что вообще для вас женщина?

– Можно я не буду касаться темы о количестве женщин, оставлявших след в моей жизни? Я не привык как-то хвастаться этим или меряться, у кого, что, с кем и как было. Но если вести речь о женщине как об одном из самых сильных стимулов для любого творчества, то вы правы! Женщина вообще самое прекрасное существо на земле. Вторыми идут кони, потом кошки, цветы и так далее. Поэтому лично для меня жизнь без влюбленности невозможна.

– Вы говорили, что вели свою литературную студию, и несколько ее участников сейчас состоят в Союзе писателей. Как образовалась и на что была ориентирована студия: на прозу, поэзию или все сразу? Как наставник, что вы старались привить своим ученикам?

– Да, я много лет вел литературную студию в Астрахани. Да и сейчас периодически приглашают провести какой-либо мастер класс. Денег за обучение я не брал, любой желающий мог прийти к нам со своими стихами или прозой. Человек просто читает свои вещи, а каждый вправе аргументированно и внятно высказать свое мнение. Я учил слушать друг друга, понимать, быть тактичным и честным, находить и хорошее и плохое и уметь без лишнего давления подсказать человеку свою дорогу. Кто-то оставался, кто-то уходил, с кем-то дружу до сих пор. Шесть моих учеников были приняты в писательские союзы РФ и зарубежья. Сейчас мне элементарно не хватает времени, чтобы заниматься с молодыми. Это печально, ведь и я сам всегда учился у них.

– Не секрет, что большинство читателей считают Андрея Белянина королем российской юмористической фантастики. Но почему же Белянин-поэт остается в тени второго «Я»?

– Поэт в наши дни всегда менее известен. Хорошая поэзия мгновенно забивается попсой, рифмованной рекламой, иллюзией того, что стихи любой напишет. Когда сами читатели стали заваливать Армаду письмами о моих стихах, мне предложили выпустить сборник в Москве. Просто так, в подарок. Никто не верил, что их будут покупать. Однако ушел первый тираж, второй, третий, пятый. Мой «Пастух медведей» переиздается каждый год. Сейчас я сдал в издательство новую книгу стихов, надеюсь, к осени она выйдет.

– Пройдя через многие трудности нашей российской действительности, вы сохраняете свет и тепло в своем творчестве. Как вам это удается?

– О, это как раз очень легко! Просто иначе мне не выжить. Так просто сделать человеку больно, а подарить улыбку, подбодрить, удержать, подать руку… Это сложно, но это важно. Улыбайтесь, пожалуйста!

– Вы сами иллюстрируете свои романы. А что с поэзией? Вы когда-нибудь иллюстрировали свои стихи?

– Я иллюстрировал только одну свою книгу о Гоголе. Ну и в моих книгах по истории оружия встречаются несколько рисунков редких клейм. Но и в «Пастухе медведей», и во второй книге «Четырнадцатый апостол» – моя графика.

– На ваш взгляд, что является самым сложным для поэта?

– Равнодушие. Если у вас холодное сердце, вы не поэт.

– А что, по вашему мнению, должно оставаться главным для поэта?

– Любовь! Это ключевое слово, вмещающее в себя всю Вселенную. Невлюбленный человек не имеет права называться таковым. Я за то, чтобы мы рождались в любви и уходили любимыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру