ООО «Предприятие «Сенсор»: 25 лет инноваций

Виктор Кузнецов: «Мы достигли успеха благодаря научному подходу и хорошей организации производства»

Зародившееся в вузовских стенах уникальное курганское предприятие «Сенсор» празднует 25-летие. Завод занимается разработкой и использованием инновационных технологий и оборудования в области производства изделий для топливно-энергетического комплекса и медицины. Это настоящая кузница талантов, одна большая лаборатория, в которой творит команда увлеченных наукой людей. Вдохновителем, основателем и бессменным гендиректором «Сенсора» является доктор технических наук и профессор УрФУ Виктор Кузнецов. В интервью «МК-Урал» он рассказал о заводе и его главных инновационных достижениях, а также о том, как выживает наукоемкое производство в России, где бизнес и наука – не пересекающиеся прямые.

Виктор Кузнецов: «Мы достигли успеха благодаря научному подходу и хорошей организации производства»

– Виктор Павлович, в этом году предприятие празднует 25-летие. Трудными ли были прошедшие годы?

– Я думал раньше, что не доживем до 25 лет. Дожили. Предприятие переживает все трудности роста новой России: кризисы 1998-го года, 2008 года и другие. Предприятие осталось на плаву, развивается и побеждает на рынке благодаря тому, что мы изначально были нацелены на создание новой продукции и новых технологий.

– А с чего все начиналось?

– Первоначально предприятие осуществляло свою деятельность в стенах Курганского машиностроительного института. В 1992 году я, работая заведующим кафедрой автоматизации производственных процессов, решил попробовать себя в бизнесе и организовал научно-производственное предприятие «Сенсор». Мы начали ориентироваться на нефтегазовый рынок. Уже тогда было очевидно, что промышленность разваливалась и вся ставка в государстве была сделана на продажу нефти и газа. Запатентовали и выпускали системы контроля износа подшипниковых узлов центробежных нефтяных насосов. Это была действительно первая наукоемкая продукция, которая нашла широкое применение на Самотлорском месторождении.

В начале 2000-х организовали производство автоматизированного оборудования для трассового ремонта магистральных нефтегазопроводов и высокопрочного крепежа для нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний. Получили патент на изобретение и выпускали автоматизированные агрегаты подготовки битумной мастики для переизоляции газонефтепроводов. Другим, не менее значимым агрегатом, внедренным в производство, стал передвижной блок электропитания, предназначенный для электроснабжения оборудования в суровых трассовых условиях.

Для изготовления фланцевого крепежа разработали высокоэффективные технологии крупносерийного производства, которые и до сих пор держат наше предприятие на плаву. Производство фланцевого крепежа постоянно совершенствуется. Мы входим, я думаю, в тройку ведущих производителей в России в этой области. В настоящее время у нас 170 партнеров в России и странах СНГ.

«Сенсор» активно сотрудничает с Институтом физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения РАН, Институтом физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН в Томске, Берлинским техническим университетом. Совместно с Курганским государственным университетом проведены две международные научно-технические конференции в 2006 и в 2008 годах с участием ученых из Германии, Италии и Польши. Под моей редакцией вышло в свет учебно-справочное пособие «Оптимальные технологии и инструмент производства фланцевого крепежа для трубопроводной арматуры, нефтегазового и энергетического оборудования», которое получило гриф Министерства образования и науки РФ.

Накопив производственный опыт, с 2007 года мы занялись производством оборудования для нефтедобычи и трубопроводной арматуры. Получены патенты на полезные модели дискретного дроссельного устройства для поддержания пластового давления, клапанов с разделителем сред и обратных сбросовых. Опытные образцы этих и других изделий прошли испытания и сертифицированы. И главное: мы разработали новые технологии отделочной обработки поверхностей шпинделей и штоков арматуры, которые обеспечивают значительное повышение ее надежности. По этой теме у нас защищены одна докторская и две кандидатские диссертации. Сейчас на предприятии молодые сотрудники Скоробогатов А.С. и Воропаев В.В. готовят еще две кандидатские.

– А когда предприятие приступило к совершенно новым инновационным разработкам?

– С 2010 года наша научная группа занимается нанотехнологиями и аддитивными технологиями. Все исследования внедряются в производство. Я увлеченный человек. Все сотрудники, которые определяют техническую политику на предприятии, такие же увлеченные. Просто рядом со мной невозможно быть не увлеченными. У меня даже две двери в кабинете: одна – на производство, вторая – в научный отдел. В научном подразделении вы увидите, сколько у нас патентов. У меня лично уже 70 патентов.

– И они все относятся к разработкам предприятия?

– Практически да. Давайте я вам покажу наш научный отдел, наши патенты, – Виктор Павлович открыл вторую дверь в кабинете, ведущую в лаборатории. Мы зашли в святая святых предприятия, где хранятся свидетельства о патентах в аккуратных и одинаковых рамочках. Они развешаны ровными рядами на стене в одной из лабораторий.

– Это патенты, которые мы получили за все годы работы предприятия. Это называется научный «иконостас», – с любовью в голосе и гордостью сказал Виктор Павлович. – Последние уже не весим, места нет. Пусть приведут на любое малое или среднее предприятие в России и покажут такой же иконостас. Если вы найдете, напишите письмо.

Нанотехнологии

– Какие достижения были сделаны с помощью нанотехнологий?

– На основе наших научных исследований и опыта производства трубопроводной арматуры и деталей погружных нефтяных насосов мы создали инструмент для отделочной и упрочняющей обработки уплотнительных поверхностей деталей арматуры на современных обрабатывающих станках. К нам уже приходит очень много заказов на инструмент от других предприятий. А ведь изначально мы его создавали для решения своих проблем, в частности, повышения ресурса трубопроводной арматуры.

Тут Виктор Павлович достал из шкафа с наградами и фотографиями сверкающую металлическую круглую деталь, которая была обработана изобретенным инструментом. Профессор невероятно просто разъяснил всю суть технологии в нескольких предложениях.

– Это пята погружного нефтяного насоса, – продолжил он. – С помощью нашего инструмента на детали создается зеркальная и очень твердая поверхность. Если ее сейчас начать обрабатывать напильником, то напильник износится, а поверхность детали – нет. Структура металла состоит из зерен. За счет управления трением создаются большие деформации сдвига и эти зерна измельчаются до размеров меньше 100 нанометров. Реализуя нанотехнологии, мы повышаем износостойкость и долговечность поверхностей деталей в разы.

Инструмент был продемонстрирован на Сибирской выставке-ярмарке технологий в Новосибирске, где мы завоевали золотую медаль. Ну и самая главная награда. Президент японской компании OKUMA Йосимаро Ханаки вручил нам диплом за то, что изобретенный нами инструмент мы применяем на станках его фирмы, – показывает общую фотографию с лидером зарубежной компании. – Мы знаем, что мы впереди планеты всей, однозначно.

А в 2010 году творческий коллектив «Сенсора» в составе Кузнецова В.П., Горгоца В.Г., Аникеева А.В. и Руковичникова А.Д. был удостоен диплома лауреата премии губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности за разработку и внедрение инновационного инструмента и технологий для финишных переходов многоцелевой обработки поверхностей деталей высоконадежного нефтегазового оборудования. 

– И аналогов этому инструменту в мире нет?

– Я думаю, что нет. Мы перешагнули зарубежных конкурентов. Безусловно, я отвечаю за свои слова, у нас более 20 патентов и публикации в ведущих зарубежных научных журналах. Но чтобы поставлять инструмент на экспорт, нужны деньги. Это риск. В Правительстве Курганской области обещали дать деньги, но воз и ныне там. Ищем и обязательно найдем финансовую поддержку. Но вы знаете, что любые новые научные технические решения долго не живут, мир очень большой и наши работы знают.

Кстати, у нас есть еще одна совершенно новая и уникальная разработка систем охлаждения токарного инструмента. Уже испытали и подали заявки на патенты. Мы хотим сделать экологическую революцию в резании. Исследования докладывались на технологическом форуме в Рыбинске и вызвали большой интерес у ученых и практиков.

Биомеханика и 3D-технологии

– Вы осваиваете и совершенно новые для себя направления – биомеханику и аддитивные технологии. На выставке «Иннопром-2017» «Сенсор» представил продукцию, которая исследуется и уже применяется в РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова. В чем инновационность?

– Получили 4 патента, которые в Илизаровском центре развивают новое направление в травматологии и ортопедии – остеоинтеграцию. Мы совместно с сотрудниками РНЦ разработали имплантаты, абатменты и протезы для восстановления ампутированных пальцев рук. Продукция уже прошла доклинические испытания. Имплантат – это сложное изделие, которое создается из специальных порошков на 3D-принтерах методом лазерного сплавления. С помощью аддитивных технологий удалось создать специальную архитектуру изделий, которая позволяет костной ткани приживаться к имплантату за короткий период.

Мы придумали и запатентовали еще одну колоссальную идею! Использовали специальные пружины в имплантате, которые нагружают кость сжимающей нагрузкой, благодаря чему время врастания имплантата в кость сокращается на месяцы. Здесь мы тоже впереди планеты всей. Об этой технологии уже знают за рубежом.

– В данном проекте вы сотрудничаете не только с РНЦ «ВТО», но и с Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Бориса Ельцина. Какова его роль?

– УрФУ имеет уникальную исследовательскую базу. Совместно с региональным инжиниринговым центром университета и с кафедрой термообработки и физики металлов реализуем аддитивные технологии изготовления имплантатов и проводим исследования свойств создаваемых изделий.

– В будущем ориентируетесь на серийное производство медицинских изделий?

– Да, мы хотим это производство освоить. Выпускать изделия будет отдельное подразделение.

– А почему вы решили освоить новое направление, да еще и в медицине?

– Это новая ниша, мы ее изучили и считаем, что здесь есть перспективы импортозамещения, причем очень большие. Понятно, что это не совсем профильное и трудное производство, но у нас есть научный задел и мы на него рассчитываем. Если на предприятии есть наука и высокообразованные специалисты, то оно что-то придумает, запатентует. 

Наука и бизнес

– Распространено мнение, что с переходом страны к рынку произошел разрыв связей между наукой и производством. В то же время есть точка зрения, что рыночная экономика стимулирует промышленные предприятия к поиску новых технологий и к обращению к науке. Вы имеете непосредственное отношение к обеим сферам. Как бы вы оценили ситуацию?

– Если бы все наши российские предприятия, я имею в виду малый и средний бизнес, должным образом занимались наукой, то мы тогда бы и по-другому развивались, не были бы так зависимы от нефти и газа. К сожалению, у нас в России наука сама по себе, а бизнес сам по себе. А так не должно быть. Парадокс заключается в том, что бизнес развивается в каком-то одном направлении, а наука – в другом. Их пути расходятся. На Западе все компании-производители постоянно вкладывают деньги в развитие, новые исследования. Наше предприятие выбрало именно такой путь. Это очень трудный путь. 

– Как сделать так, чтобы бизнес обратился к науке, вкладывал деньги в развитие инновационных технологий?

– Это старый и ошибочный советский подход. Наука должна сама создавать предприятия. Если есть у науки что-то реальное, то ей нужно помочь создать предприятие. Это должна быть фабрика, которая производит знания  и новые технические решения. И наука должна быть реально-ориентированной. Я всегда занимался только реально-ориентированной наукой. Это мне привили в МВТУ им. Н.Э. Баумана, где я учился в аспирантуре. Я считаю, что фундаментальная наука чаще рождается и всегда рождалась, когда люди решают серьезные практические проблемы. 

Надо помогать ученым, которые ушли в бизнес, и тогда они будут развивать свои идеи. Вот мы можем позволить себе заниматься наукой за счет основного производства, тратить собственные деньги на инновационные разработки, а другие этого не могут делать. Во всем мире дают на это гранты на выгодных условиях, а мы существуем сами по себе и никто нам практически не помогает.

Как одна семья

– Вы собрали очень хорошую команду. На предприятии постоянно работают ученые, высококвалифицированные менеджеры, конструкторы, технологи, программисты и рабочие. Расскажите о своем коллективе.

– У нас хороший коллектив. Он стабильно работает. За все годы среди специалистов потерь у нас практически нет. Из первоначального научно-инженерного состава очень многие работают на предприятии до сих пор. Ушли только молодые ребята, которые создавали автоматизированную систему управления предприятием. Наши бывшие сотрудники работают в хороших фирмах в Москве, в Финляндии. Конечно, жаль, что многие первопроходцы ушли на пенсию или в другой мир. На заслуженном отдыхе находятся Николаевич В.П., Филонов В.А., Прядеина Л.В, Кольцов С.В. и Сартаков В.М. Нет с нами Ткаченко Н.И. и Руковичникова А.Д.

– Расскажите о своих ведущих скрипках на предприятии?

– У нас много талантливых людей работает. Алексей Викторович Аникеев является специалистом высокого уровня в области технологии обработки деталей на любых современных станках. Татьяна Арсеньевна Лелекова – высококлассный технолог. Она выиграла конкурс профмастерства среди технологов курганских предприятий.

Направление с исследованиями нового инструмента возглавляет Владимир Георгиевич Горгоц. Мы вместе с ним нога в ногу идем по жизни почти 50 лет.

Мой первый заместитель, Константин Николаевич Грибанов, поставил автоматизированную систему управления предприятием. Он математик, выпускник Курганского педагогического института. Его вклад в управление производством очень большой. Николай Иванович Ткаченко внес огромный вклад в технологическое развитие предприятия. Стоит отметить Дробот О.М., Пережогина А.В, Иванова А.А., Сурина И.С., Гладышева М.В., Постных В.Н, Анисимову Г.С, Сучкова И.Г. и многих других.

Мой спортивный друг Виктор Петрович Николаевич когда-то помогал организовывать производство, а сейчас его сын Алексей возглавляет крепежное производство. У нас очень много семей здесь работало и работает – мои братья Владимир и Александр, сын Семен, Кощеевы, Сиковы, Киряковы и др. Это квалифицированные работники в нескольких поколениях, асы своего дела. На предприятии образовалось уже много семейных пар.

– Одна большая семья.

– Да. Я ставлю на это. Мы как одна семья.

– Как пополняете свои кадры?

– На предприятии есть свой учебный центр, где мы сами готовим себе кадры. За последние годы здесь обучились 143 человека (количество сотрудников «Сенсора» составляет 248 человек). Самого цифра удивила. Это очень много. С каждым годом наблюдается рост прошедших обучение. Это говорит о том, что предприятие развивается. Очень много студентов проходят у нас практику. Мы даже выпустили специальные методические указания для их обучения на нашем оборудовании.

Обучаем и рабочим профессиям. Ребята тянутся, повышают свою квалификацию, получают высшее образование и возвращаются к нам, потому что мы платим зарплату стабильно и у нас неплохие социальные гарантии. На современном предприятии рабочий класс должен быть квалифицированным. Первое, на что мы смотрим, когда берем на работу, способен человек мыслить или нет. 

– Предприятия Зауралья в последние годы в голос кричат о кадровом голоде, им не хватает инженеров. Вы с этим тоже столкнулись?

– Да. Нам нужны творцы, талантливые молодые конструкторы и технологи для создания новой продукции, чтобы мы могли дальше побеждать на рынке. Мы эту проблему не можем решить, потому что негде этих ребят взять. Талантливых и всесторонне подготовленных молодых инженеров в Кургане не готовят. Конечно, мы бы научили и доучили, но контингент очень слабый. Сейчас белые воротнички в моде: экономисты и юристы. Ценности у молодежи совершенно другие.

– Виктор Павлович, многие годы предприятие стабильно работает и развивается. Как вы добились таких успехов? В чем ваш секрет?

– Мы достигли успехов благодаря научному подходу и хорошей организации производства. Всем нашим производством управляют более 100 компьютеров. Можно проследить и посмотреть все стадии производства изделий – от получения заявки до отгрузки продукции. У нас персонализированная ответственность введена за каждую технологическую операцию. Сегодня на предприятии используется много уникального технологического оборудования с ЧПУ и автоматизированных комплексов, которые исключают ошибки операторов.

– Напротив входа в вашу приемную висит табличка с довольной дерзкой цитатой: «В будущем останутся только два типа компаний: быстрые и мертвые». Не прокомментируете?

– О, это наша главная цитата! Рамку с цитатой подарил мой друг, бывший управляющий «Альфа-банком» в Кургане Андрей Моисеенко. Это наш лозунг. Мы хотим быть быстрыми.

– Виктор Павлович, поздравляю вас с 25-летием предприятия. Желаю вашей компании быть быстрой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру