История и новые достижения Уралмашзавода – в цифрах и фактах

Уралмашзавод – легендарное предприятие, являющееся важной частью бренда Свердловской области. Скоро УЗТМ отметит свое 85-летие. Выдающиеся открытия, разработки, рекорды уралмашевцев и непростые периоды в жизни завода и всей промышленности – неотъемлемые части одной истории. Какой путь прошел завод со дня создания первого тяжелого экскаватора и что такое Уралмашзавод сегодня?

История и новые достижения Уралмашзавода –  в цифрах и фактах

За последний год Уралмашзавод совершил качественный рывок в производстве современного оборудования для горной, металлургической и атомной промышленности. Расширилась география поставок, выросли уровень качества оборудования и темпы производства. Прошедший год УЗТМ завершил почти с двукратным увеличением выручки (в 2015 году – 3,5 млрд руб., в 2016 году – почти 7 млрд руб.).

Завод значительно обновил линейку горного оборудования, в рамках программы импортозамещения осваивает выпуск техники, которая не производится в России, например, шахтных подъемных машин.

Сегодня мощности завода загружены полностью: в работе несколько карьерных и шагающих экскаваторов, дробилки, мельницы, краны и атомное оборудование. Каждый месяц предприятие отгружает по экскаватору ЭКГ-20.

Драйверами роста уральского гиганта стали крупные контракты с отечественными предприятиями. В 2016 году заключено генеральное соглашение с УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК-Холдинг), по которому разработан самый крупный гусеничный экскаватор в России – ЭКГ-35. Новая машина создавалась в рамках совместной рабочей группы, что позволило учесть индивидуальные требования горняков. Сейчас идет монтаж первого гиганта на разрезе «Краснобродский» в Кузбассе.

Серьезный шаг Уралмашзавод совершил и в части импортозамещения: ЗАО «Стройсервис» доверил уральскому заводу изготовление новинки для современной России – гидравлического экскаватора. Мобильные и маневренные гидравлические экскаваторы востребованы угольщиками, однако в последние десятилетия машин такого класса в РФ не выпускалось. Стоимость гидравлических экскаваторов Уралмашзавода на 20% ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас пилотная машина запущена в производство, чтобы в 2018 году пройти испытания в разрезах Кузбасса.

Важным успехом 2016 года стало возвращение Уралмашзавода на рынок атомной энергетики: совместно с НПО «ВНИИПТМАШ» завод изготовил оборудование для блоков № 1 и № 2 атомной электростанции «Куданкулам» в Индии. Заключены контракты на поставку оборудования для строящихся блоков № 3 и № 4: две перегрузочные машины, два крана эстакады и четыре шлюза для персонала. Также на станции работает уралмашевский кран хранилища свежего ядерного топлива.

И еще одна перспективная разработка Уралмашзавода, также не выпускаемая сегодня никем в России, – шахтная подъемная машина. Уралмашзавод осваивает выпуск как скиповых машин, обеспечивающих подъем из шахт на поверхность полезных ископаемых, так и клетьевых, которые служат для доставки людей. Стоимость их также значительно ниже, чем у импортных. Уралмашзавод выиграл первый тендер на поставку скиповой шахтной подъемной машины для Гайского ГОКа (входит в УГМК-Холдинг).

На сегодняшний день Уралмашзавод загружен заказами на весь 2017 год, идет активная контрактация на 2018-2020 годы. В 2017 году планируется еще улучшить финансовые показатели и получить по итогам года 8,6 млрд рублей.

Юбилейный год

2017 год – предъюбилейный для Уралмашзавода (предприятие готовится отметить 85-летие) и богат на круглые даты. 85 лет исполнилось газете «За тяжелое машиностроение», 50 лет – Музею истории Уралмашзавода, 70 лет – серийному выпуску карьерных гусеничных экскаваторов.

1 мая 1947 года был изготовлен первый экскаватор СЭ-3, во многом опередивший время и положивший начало созданию отечественной школы тяжелого экскаваторостроения. Отдельные экскаваторы Уралмашзавод изготавливал еще до войны, но это были подражания зарубежной технике. В послевоенное время уралмашевцы начали искать свой, принципиально новый путь, основываясь на методиках расчетов отечественных специалистов, в первую очередь – Н.Г. Домбровского.

В конструкции карьерного трехкубового экскаватора СЭ-3 впервые в мировой практике был применен независимый привод ходового механизма. По сравнению с довоенными образцами увеличилась мощность главных приводов; внедрен ряд новшеств, упростивших обслуживание и ремонт.

После испытаний на Первоуральском титано-магнетитовом руднике СЭ-3 запустили в серийное производство. До конца 1947 года Уралмашзавод изготовил 43 экскаватора, а в 1948 году – уже 120.

Модель СЭ-3 получила высокую оценку горняков. Из «Коркинугля» писали: «Машиной довольны. Она – лучшее из того, что мы имеем. Она лучше всех тех зарубежных экскаваторов, которые мы знаем и которые работают у нас».

СЭ-3 с заводским номером 1 проработал 30 лет – более двух нормативных сроков. В 1948 году создатели СЭ-3 были удостоены Сталинской премии третьей степени.

Конструкторы Уралмашзавода в тесном сотрудничестве с представителями горных предприятий постоянно совершенствовали модель СЭ-3, увеличивали объем ковша. С 1956 года по новому ГОСТу СССР экскаваторы стали именоваться ЭКГ – электрический, карьерный, гусеничный.

Уралмашевские карьерные экскаваторы СЭ-3 (1947-1956 гг.), ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6 (1956-1980 гг.), ЭКГ-5 и ЭКСГ-5 (1968-1970 гг.) сыграли огромную роль при разработке многих месторождений полезных ископаемых, строительстве крупнейших гидроэлектростанций, прокладке судоходных и оросительных каналов.

Всего было выпущено более 13 тысяч СЭ-3 и его модификаций – это самая массовая модель карьерного экскаватора в мире!

Начиная с середины 1950-х гг. на Уралмашзаводе велись работы по созданию более мощных машин. Для крупных горных предприятий был предназначен уралмашевский экскаватор ЭКГ-8 с ковшом емкостью 6,8 и 10 куб. м. На тот момент это была самая мощная и наиболее производительная карьерная машина из созданных в СССР и за рубежом.

В 1970-е гг. началась новая эра в отечественной добывающей промышленности. Необходимость осваивать сибирские недра дала огромный импульс и развитию машиностроения: потребовалось создание более мощной и совершенной техники, способной работать в тяжелых климатических условиях.

Одним из крупнейших проектов того времени стала разработка Южно-Якутского угольного бассейна. Для этого Уралмашзавод создал карьерный гусеничный экскаватор с емкостью ковша 20 куб. м – самый крупный на тот момент в СССР. Спроектированный для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, он оказался намного надежнее импортных аналогов. Некоторые из 20-кубовых машин, поставленные в 80-е, до сих пор в эксплуатации.

В 90-е Уралмашзавод учился работать в условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы. Несмотря на агрессивную маркетинговую политику ведущих мировых производителей горной техники, заводу удалось сохранить доверие российских горняков.

Конструкторы Уралмашзавода, которые всегда были на связи с заказчиками, понимали, что в ближайшие годы крупными и средними горными предприятиями будут нужны карьерные экскаваторы с объемом ковша 12-15 куб. м, предназначенные для работы с автосамосвалами грузоподъемностью 90-136 т.

К участию в разработке нового экскаватора уралмашевцы привлекли горняков трех отраслей – угольщиков разреза «Красногорский», представителей нерудного предприятия – комбината «Ураласбест» и железорудных – Качканарского ГОКа, а впоследствии «Карельского окатыша». На «Карельском окатыше» и был в 1996 году пущен в эксплуатацию ЭКГ-12 с заводским номером 1. Скоро он стал самым производительным и самым экономичным на предприятии.

В 2000-х началось возрождение угольных предприятий Кузбасса. ЭКГ-12 оказался очень востребован: ряд машин были поставлены на Междуреченский, Черниговский, Сибиргинский, Красногорский разрезы.

На протяжении всех этих 70 лет карьерные экскаваторы Уралмашзавода востребованы не только в нашей стране. Они поставлялись в КНР, Корею, Финляндию, Сирию, Иран, Афганистан, Индию, Турцию, Мозамбик, Вьетнам, Польшу, Монголию, Ирак, Румынию, Югославию, Египет, ГДР, Болгарию, Венгрию и другие страны. Их использовали при строительстве высотной Асуанской плотины, ирригационных сооружений на реках Тигр и Евфрат.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру