Чем запомнился Четвертый Международный фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге

Представить образ художника, пожалуй, не составит труда. Чаще всего воображение рисует человека с кистью и палитрой в руках. Мастеров гравюры представляют реже, что вполне логично, ведь техника гравюры, особенно меццо-тинто, очень сложна для представления и понимания.

Чем запомнился Четвертый Международный фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге

Фестиваль меццо-тинто проводится в Екатеринбурге раз в два года. Несмотря на то, что редкая техника популярнее за рубежом, самое большое количество участников из разных стран собирается именно в столице Урала, в других странах проводятся лишь групповые выставки. Чуть более месяца было дано любителям гравюры на просмотр работ участников Четвертого Международного фестиваля меццо-тинто в Екатеринбургском музее изобразительных искусств – именно здесь проходило знакомство с новейшими работами художников, создающих картины с помощью этой техники. Открытие фестиваля состоялось еще в августе, а мы посетили последние дни выставки, чтобы попрощаться с культурным событием.

Техника выполнения

Перед просмотром картин зрителям было предложено ознакомиться именно с техникой выполнения гравюры (путем просмотра видео из мастерской). Мастерам крайне важно иметь нужное оборудование: толщина меди должна быть не более двух миллиметров, лист должен быть тщательно обработан и отполирован до зеркального блеска. Художник вооружается качалкой, специальным зубчатым инструментом, для придания листу эффекта «зернистости». При этом процессе образуется немало медной пыли, поэтому многие художники работают с листами в респираторах. После обработки поверхности доска становится шероховатой, так что ее часто сравнивают с бархатом или наждачной бумагой.

Зернышки удерживают черную печатную краску, которая при оттисках переходит на бумагу. На поверхность листа переносится эскиз зеркальным образом. При помощи стального шабера лист меди обрабатывается еще раз особым образом, как бы срезая шероховатости. «Краска наносится особым образом, – рассказывает куратор фестиваля Екатерина Корнеева. – При прикосновении мы можем ощутить, что темные места гравюры – более шероховатые, светлые же сглажены». Далее изображение переносится на бумагу, здесь главная сложность – сделать много оттисков. Как правило, это не всегда удается: с одного листа меди можно получить максимум 50 копий, и это только в редких случаях. Поэтому картины, на создание которых уходят месяцы, так как вся работа делается вручную, существуют в ограниченных совсем небольшим количеством тиражах.

Гравюра во всех ее проявлениях

В фестивале меццо-тинто уже четвертый год участвуют художники из разных стран и континентов. Постоянные участники фестиваля: Арт Вергер из США, Лео Родригес из Мексики и Дебора Чапман из Аргентины.

На выставке присутствовали работы не только современных мастеров, но и старинные гравюры из музейных коллекций. Изучить историю развития меццо-тинто зрители могли в специально отведенных залах, где представлены работы ранних мастеров гравюры, таких как Джон Смит, Джон-фабер младший, Ричард Ирлом, Иоганн Горфрид Хайд, Питер Шенк. Примечательно, что работы большинства мастеров XVIII века – это копии работ художников живописи.

Важный критерий в оценке гравюры – качество черного цвета. Самая большая гравюра принадлежит Каролине Кундерс из Голландии, которая показала, насколько глубоким может быть черный цвет в огромном, без преувеличения, для гравюры масштабе.

Еще один критерий – тщательная проработка деталей. Многие зрители поражаются отличным качеством работ Арта Вергера в этом плане. Художник работает как с большими полотнами, так и с крохотными картинками, которые помещает на холст с небольшими надписями, обобщающими их тематически.

В каждом таком холсте зритель может увидеть небольшую историю.

Отдельный сектор выставки имел особое значение – это сектор с гравюрами русской художницы Марины Лазаревой. Здесь каждая гравюра сопровождалась стихотворениями Ивана Бунина, как бы иллюстрируя то, о чем писал поэт. Здесь видно, что меццо-тинто не только имеет место быть в России, более того, здесь техника развивается своим путем, совершенно не похожим на развитие гравюры в других странах.

Международный Фестиваль меццо-тинто поражает разнообразием гравюр и техникой их выполнения, четвертый не стал исключением. Для Екатеринбургского музея изобразительных искусств этот фестиваль – уже добрая традиция, которая стала местом, где соединяются множество культур разных стран.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру