Открывая заседание кабинета министров, Евгений Куйвашев напомнил, что создание в регионе системы качественного и доступного образования прописано в программе «Пятилетка развития» и неразрывно связано с другими направлениями развития области. «Самый важный момент – содержание образования: чему учить и как учить, сегодня особенно актуально – подчеркнул губернатор. – Надо исходить из тех задач, которые ставит перед нами жизнь. Это применение высоких технологий, ускоренное промышленное развитие, переориентация на цифровые технологии».
Представления властей о необходимом векторе развития образования совпадают и с запросом на профессии со стороны работодателей. По данным службы занятости, наиболее востребованными профессиями являются инженеры, технологи, специалисты по станкам. Способствовать удовлетворению данного спроса, должна, в том числе программа «Уральская инженерная школа». Кроме того, на финальный этап выходит работа по созданию межрегионального центра компетенций. «Таким образом, у нас есть все инструменты подготовки кадров, и мы должны эффективно их использовать», – резюмировал глава региона.
Акцент на техническое творчество учащихся
О том, как реализуются вопросы ориентации системы образования на промышленное развитие региона, рассказал в докладе вице-губернатор Павел Креков. Замглавы региона обратил внимание на то, что за последние пять лет, существенно улучшились результаты сдачи единого государственного экзамена по физике. Если раньше средний балл, как и по почти половине всех предметов, был ниже общероссийского, то сейчас он выше. «Наша задача, причем задача ближайшего года, – абсолютно по всем предметам добиться показателей качества образования, которые будут не только существенно выше среднероссийских, но и будут лидирующими по Российской Федерации».
По мнению Павла Крекова, улучшению результатам ЕГЭ по физике способствовала интеграция в программу «Уральская инженерная школа» учреждений дополнительного образования. Вице-губернатор отметил, что необходимо еще дальше. «Предполагаем охватить систему дошкольного образования, поскольку на этом уровне развивается достаточно серьезное количество навыков», – подчеркнул он.
О ситуации в Екатеринбурге рассказала руководитель департамента образования Екатерина Сибирцева. Она сообщила, что в 2016 году учреждения дополнительного образования посещали 62,7 %, в то время как в 2017 году – уже 74 %. «Наиболее востребованными остаются художественное и физкультурно-спортивное направление, но, конечно мы стараемся делать акцент на техническое творчество обучающихся», – рассказала руководитель муниципального органа власти. Одним из примеров вовлечения школьников в техническое творчество является молодежный космический форум «Семихатовские чтения». Его победители и призеры, а это 22 учащихся, были награждены поездкой на космодром Плесецк.
Заслушав доклады, Евгений Куйвашев напомнил, что, согласно «Пятилетке развития» к 2022 году дополнительным образованием должны быть охвачены 100 % учащихся. «Я хочу, чтобы это было проработано более детально с учетом тех запросов, которые сегодня существует со стороны детей и родителей, – подчеркнул он. – Надо внимательно на это все посмотреть, чтобы через пять лет мы с вами к контрольным показателям пришли».
Когорта преподавателей-победителей
О росте качества профессионального образования в Свердловской области свидетельствуют результаты учащихся на конкурсах профессионального мастерства. Как сообщил председатель Ассоциации учреждений по содействию в развитии начального и среднего профессионального образования Свердловской области Андрей Козлов, в 2017 году в региональном этапе конкурса «Молодые профессионалы» WorldSkills приняли участие 480 учащихся. В финале национального этапа приняли участие 46 представителей Свердловской области. В чемпионате Euroskills приняли участие три участника, занявших три призовых места.
Евгений Куйвашев поинтересовался будущим лауреатов конкурсов. Как сообщил министр образования Юрий Биктуганов, все победители и призеры национальных и международных конкурсов, приглашены на работу на свердловских предприятиях. Кроме того, участники работают в учебных заведениях в качестве мастеров производственного обучения. По мнению губернатора, этого недостаточно, и необходимо ориентироваться на опыт других стран.
«Я общался с победителями международного движения WorldSkills. Они сразу становятся экспертами, сразу прикрепляются к высшим учебным заведениям, – отметил Евгений Куйвашев. – Так вот я предлагаю вам выстроить понятную систему профессионального роста и передачи опыта. Мы должны сформировать когорту преподавателей, тех, кто уже совершенно точно обладает теми знаниями и навыками, которые они получили в ходе участия в WorldSkills, а это уже совершенно другие параметры».