Как появилось, сделало первые шаги и научилось говорить фестивальное движение на Урале

Скажите честно: даже если вы далеки от мира комиксов, видеоигр и аниме, как много фестивалей на эти темы вы помните за последние хотя бы полгода? Вопрос риторический, потому что их действительно было огромное количество. И «люди в костюмах» на них – это теперь не приятная декорация, с которой можно сделать красивую фотографию, а зачастую центральный объект внимания.

Как появилось, сделало первые шаги  и научилось говорить фестивальное движение на Урале
Капитан косбэнда «Sairento Kage» Мария Афанасьева. Фото: vk.com

Совсем недавно в Екатеринбурге прошел «Киберфест», казалось бы, посвященный видеоиграм и киберспорту, но особое внимание зрителей привлекали именно дефилирующие. Скоро состоится Фестиваль фантастики и фэнтези «Ф3», где одной из важнейших частей программы является Высшая лига косплея. Как же костюмированные сходки в огромных залах получили такую популярность? Попробуем разобраться.

Клубы по интересам

Как известно, все большое начинается с малого. Это же касается и фестивального движения на Урале. Оно началось с КЛФ – клубов любителей фантастики. В частности, это были клуб «Радиант», организованный в 1981 году, читатели журнала «Уральский Следопыт» и отряд «Каравелла», созданный писателем Владиславом Крапивиным.

С того же 1981 года в Свердловске каждую весну проводился Фестиваль фантастической литературы «Аэлита», являющийся старейшим в стране фестивалем фантастики. На нем собиралось больше тысячи участников из разных уголков тогда еще существовавшего Советского Союза, большинство из них – писатели всех величин, редакторы, издатели, критики и руководители КЛФ.

В первой половине 90-х у «Аэлиты» появилось ответвление – «Эльфийский Новый год», который ежегодно проводился в конце марта. Позже мероприятие стало называться «Верконом», что в переводе значит «Весенняя конференция». Говорят, новое название было предложено известным идеологом ролевого движения Лорой Бочаровой. Однако деятельность конвента прервалась в 2008 году, когда последний фестиваль закончился вандализмом в месте проведения и большими финансовыми убытками для организаторов. Спонсором «Аэлиты» в советское время был журнал «Уральский следопыт». Позже к организации фестиваля присоединился писатель-фантаст Борис Долинго. Он привлек к участию местных издателей и книжные магазины.

Косплей-инвентарь

Чего только не найдется в кладовых косплееров: разноцветные парики и линзы, заячьи уши, японские зонты, покеболы, волшебные палочки, самурайские мечи, шляпы-треуголки, старинные карманные часы, пластиковые сюрикены, лисьи хвосты и так далее. Перечислять можно бесконечно, но одно дело – закупить нужную атрибутику, совсем другое – сшить полноценный костюм.

«У нас с супругой – Викторией Французовой – творческий дуэт: она делает костюмы, а я в них выступаю. Создание образа занимает примерно неделю (если заниматься только им). Мое время тратится на постановку дефиле и многочисленные репетиции, и это тоже около недели. Для некоторых костюмов нужны дорогие ткани, для некоторых подойдут самые простые. Но в среднем у нас уходит примерно от пяти до десяти тысяч на ткани и фурнитуру. Качественную обувь, сделанную для конкретного образа, как правило, приходится заказывать – это еще пять-шесть тысяч», – рассказывает косплеер Алексей Холодов.

Ролевики: туда и обратно

В 1993 году в Екатеринбурге состоялась ролевая игра на открытой местности – «Хоббитские игрища». Движение росло, участники начали организовывать свои небольшие игры, но собственного помещения для подготовки у них не было. Местом встречи ролевиков, любителей фантастики и фэнтези стала Метеогорка. Два раза в неделю, какая бы ни была погода, здесь обсуждали книги, фехтовали на мечах, обучали новичков, анализировали прошедшие игры и готовились к новым.

Можно сказать, что первой крупной (участвовало около 300 человек) ролевой игрой в Екатеринбурге стала «Осада Монсегюра», организованная в 1994 году. Игра прошла на «ура», в итоге уральские ролевики обзавелись связями с единомышленниками из Тюмени, Казани, Новосибирска, Кургана. Своими силами стали организовываться выездные игры. Движение уже не замыкалось в одном городе, игроки за один сезон могли съездить к товарищам в Новосибирск, Красноярск, Питер и другие города.

Звенит монета

Потратив на изготовление всего одного костюма уйму времени, косплееры невольно задумываются: «Стоило ли оно того?». Так в их креативные головы закрадывается мысль о заработке на своем увлечении. «Можно развивать свое дело и заработать на косплее: кто-то шьет костюмы персонажей на заказ, кто-то зарабатывает на изготовлении бутафории, некоторые просто перепродают свои костюмы. Но ничего не получится, если не продвигать свои услуги, не быть на слуху», – поясняет косплеер Мария Афанасьева.

Пошив костюмов на заказ может превратиться в настоящий бизнес. А почему бы и нет? «Изготовлением одежды, в том числе пошивом костюмов для косплееров, я занимаюсь почти десять лет. Это моя основная деятельность, а не просто хобби. Я открыла свое швейное ателье, но, кроме того, занимаюсь изготовлением реквизита. У каждого костюма свои особенности, а в косплее самое важное – детализация и перфекционизм. Раньше приходилось размещать рекламу, чтобы найти клиентов, но в последние годы уже работает «сарафанное» радио», – рассказывает швея Лидия Шатова.

Кросс-культурный котел

Уже в 2004 году в Екатеринбурге прошел Первый ежегодный летний фестиваль современной японской культуры «AnimeSerf», со следующего года и по сей день именующийся «АзияБриз». Организован он аниме-клубом «Хаккурю».

Спустя пять лет в уральской столице состоялся Первый всероссийский Фестиваль фантастики и фэнтези «Ф3». Он свел на одной площадке любителей творчества Толкиена, Стругацких, Лукьяненко и Роулинг, ролевиков, участников историко-реконструкторских клубов и фанатов аниме и манги. Организаторами выступили аниме клуб «Судзаку» и художественный руководитель Центра культуры «Урал», режиссер Алексей Капилевич.

Не так лампово

К 2015 году на Урале количество различных фэнтезийных, киберспортивных и подобных тематических фестивалей возросло настолько, что произошло перенасыщение рынка. Конвенты стали организовывать люди, не столько заинтересованные в качестве программы, сколько в прибыли с продажи билетов.

Вероника «Roni» Силаева.

«Фестивали 2G2C, АстроКон, Е-кон 2015 и 2016, Киберфесты, множество мероприятий от Red U:con проходили один за другим, но по содержанию мало чем отличались между собой. Везде – косплей, ярмарки, компьютерные игры и встречи с известными людьми. Минус в том, что средства организаторы вкладывали не в развитие отрасли, а в попытки отвоевать место под солнцем. Ни к чему хорошему это не привело», – рассказывает Антон Рябов, организатор Фестиваля фантастики и фэнтези «Ф3».

Фестивальное движение Урала перешло в режим стагнации, так как новички в этой отрасли, вместо разумного решения инвестировать в действующие проекты, стали придумывать похожие новые.

«С годами атмосфера фестивалей меняется. Становится больше соревновательного негатива: «Почему место дали им, а не нам?». Я в косплее всего четыре года. Ребята, кто уже лет 10 им занимается, частенько жалуются на отсутствие ламповости. Первые фестивали, по их словам, были, скорее, сходками единомышленников, чем крупномасштабными мероприятиями», – рассказывает косплеер Вероника «Roni» Силаева.

И актер, и швея, и кузнец

Все эти клубы по интересам, объединения, фестивали, ролевые игры, существующие и развивающиеся одновременно, положили начало уральскому косплей-движению. Так, ежегодно на разных площадках разворачиваются яркие шоу и конкурсы косплея. Внимание гостей фестивалей приковывается к героям аниме, комиксов, мультфильмов, фильмов, разыгрывающих мини-сценки, танцующих и разбрасывающих по сцене блестки и реквизит.

Косплеер Алексей Холодов. Фото: vk.com

«Как и актер, косплеер должен отыграть персонажа полностью, но может и выйти за рамки образа, привнеся в него что-то свое. Косплеер имеет свое видение персонажа, поэтому может показать какой-то фрагмент из его жизни, который чувствует по-своему», – говорит капитан косбэнда «Sairento Kage» Мария Афанасьева. Делаем вывод: задача косплееров – удивить членов жюри не только своим костюмом, но и актерским мастерством.

Однако, несмотря на соперничество во время конкурной программы, косплееры дружны между собой. Ведь они такие же увлеченные фанаты: представители одного или разных фэндомов делают общие фото и обсуждают любимые произведения. Они не стремятся выяснить, у кого более детализирован костюм, у кого прочнее швы, или кто лучше выступил на сцене, а просто радуются душевному общению и новым знакомствам. «Некоторые фестивали славятся именно дружеской атмосферой, другие – более чопорные, третьи держат «золотую середину». Тут все определяется командой организаторов. А вот уровень костюмов – их сложность, качество изготовления, детализация – все время растут», – делится косплеер Алексей Холодов.

Косплей плотно въелся в нашу культуру вместе с кино, видеоиграми, мангой и фантастической литературой. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы проводимых фестивалей, и профессионализм (нисколько не стесняясь этого слова) косплееров. Последние сейчас частенько путешествуют, чтобы посетить различные конвенты. А фестивали стали местом, где встречаются не только фанаты какого-либо одного фэндома, чтобы посудачить о любимых героях (хотя это тоже), но и местом, где пересекаются представители совершенно разных субкультур. Думаете, вакханалия? Возможно. Но для начала побывайте там.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: «Люди в костюмах»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру