Оплот фантазий – не плот надежды

Что принес Екатеринбургу логотип города

Еще два года назад у столицы Урала появился предмет спора – собственный логотип. Несмотря на то, что конкурс на логотип города прошел в 2015 году, в общественных местах товарный знак активно начал появляться только сейчас. Мы подождали, пока споры о лого прямиком с поля битвы утихнут, чтобы во время затишья взвесить все «за» и «против» нового городского логотипа «ЕКАТ ЕРИН БУРГ» и понятия логотипа как негосударственного городского знака в целом. Если начало обрендирования столицы опорного края державы лежит в фирменных сувенирах, то чем оно может закончиться?

Что принес Екатеринбургу логотип города
Фото: news-burg.ru

Три слога одной длины, ширины и высоты, по четыре буквы в каждом, удобно умещаются в квадрат. Квадрат, в свою очередь, идеально ляжет на канализационный люк или открытку. В настоящий момент именно так применяется логотип города-миллионника «ЕКАТ ЕРИН БУРГ», созданный командой дизайнеров MADE IN URAL.

Среди целей конкурса на логотип, с которыми можно ознакомиться на сайте konkurs.logoekb.ru, в порядке возрастания расположены: привлечение инвестиций и новых квалифицированных кадров, формирование верности у жителей к городу и увеличение продаж товаров и услуг «made in Ekaterinburg» (так написано в Положении о конкурсе). Для осуществления всех трех целей нужен лишь один элемент – рост. Чтобы клеить наклейку «Произведено в ...», нужно производить что-то новое. А пока, осмелимся предположить, мы не имеем на руках готового плана развития (мы его, судя по все тому же Положению о конкурсе, не имеем), думать о «выстреле» логотипа рано.

Идеальный квадрат

Для освежения памяти вернемся в 2015-й год. Тогда этим были озабочены ведущие местные СМИ, горожане и органы местного самоуправления. Так, за три дня до окончания приема конкурсных работ мэр города и общественный деятель Евгений Ройзман напомнил горожанам и дизайнерам, какие символы города и области должны быть отражены в лого, среди которых и каслинское литье, и златоустовский металл, и Ганина Яма с Храмом во имя всех святых, и невьянская икона.

Пять месяцев спустя, когда результаты конкурса были провозглашены, Областное Телевидение выпустило репортаж о реакции горожан на логотип-победитель. Все опрошенные разного возраста и социального статуса, среди которых были дизайнер и маркетолог, высказались против счастливчика, объяснив это тем, что логотип не имеет исконной символики – такой как бажовский самоцвет, малахитовая ящерка или колесо великомученицы Екатерины. И они, вероятно, правы. Ведь любой продукт материальной культуры живет только на тех основаниях, что представляет собой пользу – мы знаем, для каких целей он нам нужен. А если продукт не отвечает на вопрос о своем существовании, это значит, что его идея и вкладываемый формальный смысл не только не воспримутся серьезно, но и обострят сопротивление.

Не поспоришь, однако, что логотип победителя идеально помещается в квадрат – это значительно облегчает его распространение как лаконичного товарного знака. Но если в защиту мы можем привести только это, значит, перед нами два варианта развития событий: либо логотип лишен главного – идентификации и защиты, либо он не нужен вовсе.

В рамочном сознании

Специалисты по графическому дизайну Уральского архитектурно-художественного университета – декан одноименного факультета Елена Павловская и завкафедрой культурных практик, член союза дизайнеров России Владимир Типикин – подняли фундаментальный вопрос, а нужна ли городу айдентика? И, подумав с минуту, ответили отрицательно. Это значит, что у обрендирования города нет конца, потому что, как мы можем судить, нет развития. «С точки зрения привлечения инвесторов логотип города – миф. Разве инвестор купится на картинку? Нет, он лучше тысячу раз просчитает свою выгоду от объекта», – считают эксперты по графическому дизайну.

Тем временем сама команда-победитель MADE IN URAL вторит в ответ: «Если у города появился логотип, это еще не значит, что завтра на улицах мы увидим толпы туристов и сюда польются инвестиции». Получается, дизайнеры рассматривали его исключительно как стильное дополнение к местным товарам?

На верную мысль нас наводит сотрудник Высшей Школы Экономики УрФУ, кандидат философских наук Юлия Мальцева. Она считает, что даже самые благие намерения предпринимателей не осуществимы без наличия философии в логотипе, которая бы наделяла его дополнительными смыслами. «Картинка без подкрепляющих атрибутов – всего лишь картинка», – дополняет она.

Была, однако, у специалистов по графическому дизайну Уральского архитектурно-художественного университета интересная интерпретация лого – психологическая. Дизайнеры доказывают: голосующие выбрали «ЕКАТ ЕРИН БУРГ», потому что у них (значит, и у нас) рамочное сознание. Павловская поясняет: «Если Coca Cola и Chupa Chups – логотипы свободного начертания, то наш вписывается в квадрат, потому что нас тяготит все, что выходит за границы. Мы сами лохматые, нас нужно причесать. Нам комфортно, когда нас причесывают искусственно».

Но после боя, как известно, кулаками не машут. Вряд ли в ближайшее время будет принято решение о смене логотипа города. Впрочем, возможно, он вовсе и неплох. А лучше – подумать, что можно эдакое соорудить, чтобы спорный логотип «ЕКАТ ЕРИН БУРГ» на этом смотрелся хорошо вне всяких сомнений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру