В Верхней Пышме формируется туристический бренд Среднего Урала

Музей военной техники УГМК – самая интересная достопримечательность Екатеринбурга и окрестностей. Именно этот культурный объект признан уральцами наиболее привлекательным для гостей «ЭКСПО-2025» по опросу на официальном портале столицы Урала. Вместе с музейным комплексом в число значимых объектов вошли Ельцин-центр и Храм на Крови. «МК» разбирался, в чем причина популярности музейного милитари.

В Верхней Пышме формируется туристический бренд Среднего Урала

Музей в цифре

Музей военной техники УГМК – проект, реализуемый Уральской горно-металлургической компанией в Верхней Пышме (30 минут от центра Екатеринбурга). За десять лет в коллекции музея собрано около 400 единиц военной техники, уникальные коллекции отечественных наград, воинс­ких регалий, массо-габаритных макетов холодного и огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил с XVIII века до наших дней.

«Такая оценка горожан очень приятна. Это означает, что усилия целой команды професси­налов по формированию на Урале уникального историко-туристического комплекса мирового уровня востребованы, – рассказывает директор Музея военной техники УГМК Александр Емельянов. – Мы будем рады видеть у себя гостей всемирной выставки и готовы предложить им специальные экскурсионные программы. Посетители смогут увидеть целый ряд новых экспозиций. Также через несколько месяцев рядом с музеем военной техники появится гигантский выставочный центр, посвященный истории мирового автомобилестроения. Уже сейчас до Верхней Пышмы от центра Екатеринбурга можно доехать 30 минут, для посетителей на личном автотранспорте организована автопарковка. Стоит также обратить внимание на проект по строительству трамвайной ветки до Верхней Пышмы, которая сделает посещение музеев более доступным и комфортным».

Экспозиция открытой площадки музея занимает более 65 тыс. м2, а площадь помещений выс­тавочного центра, включая интерактивный класс, составляет порядка 7 тыс. м². За прошедшие годы Музей военной техники УГМК стал одним из самых популярных историко-культурных центров Уральс­кого региона. Если в 2010 году его посетило 53 тысячи человек, то в настоящее время его гостями ежемесячно становятся более 17 тысяч человек.

Своим ходом

В музее много уникальных экспонатов. Среди них 152-мм гаубица образца 1909 года, 203-мм гаубица Б-4, легкие танки МС-1 и Т-26 в двух­башенном варианте и другие экспонаты. Экспозиция музея тесным образом связана с историей региона, т.к. многие танки и пушки изготовлены на заводах Свердловска, Перми, Челябинска. В частности, в музее собраны базовые модификации танка Т-34 и практически все советские самоходные артиллерийские установки времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Отдельным направлением работы по сохранению исторической памяти является восстановление экспонатов. Для этого на АО «Уралэлектромедь» (предприятие металлургического комплекса УГМК) создан участок реставрации военной техники и ретро-автомобилей. Одним из последних экспонатов, воссозданных на Урале, стала модель тяжелого советского танка Т-35. В настоящее время в мире сохранился только один оригинальных экземпляр этой боевой машины, который находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке. Верхнепышминский экспонат был сделан по оригинальным чертежам и фотографиям.

Многие из машин, восстановленных уральскими мастерами, принимают участие в традиционном торжественном шествие 9 Мая. Ежегодно по цент­ральным улицам Верхней Пышмы проходит порядка 30 боевых машин времен Великой Отечественной войны. Возглавляет колонну тяжелой техники символ Победы – легендарный танк Т-34-76. Гости города могут также увидеть такие боевые машины как ИС-2, Т-28, Т-70, знаменитую «Катюшу».

Летающий паровоз

9 мая 2015 года в музее открылась экспозиция, посвященная подвигу железнодорожников в годы войны. Площадка представляет собой полноразмерный макет станции «Узловая», созданный по фотографии 1943 года. На шести путях стоят основные типы эшелонов того времени с подлинными паровозами и подвижным составом сороковых годов XX века. Это санитарные и пассажирские вагоны, «теплушки», четырехосные и двухосные платформы, бронеавтомобили на железнодорожном ходу, вагон-цистерна, зенитные платформы. В центре железнодорожной экспозиции разместился настоящий бронепоезд. Его воссоздали на основе оригинального паровоза серии «Ов» и платформ специалисты участка ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО «Уралэлектромедь».

Создание экспозиции, на которое ушло около двух лет, уже обросло легендами. Так, два паровоза серии «Ов», которые железнодорожники называли «овечками», доставили в Верхнюю Пышму из ямальской тундры, с заброшенной «Мертвой дороги», которую в конце 40-х строили заключенные ГУЛАГа. Чтобы привезти их на большую землю, специалисты участка ремонта и реставрации организовали три экспедиции продолжительнос­тью более двух месяцев. Паровозы разобрали на части и доставили до ближайшего транспортного узла самым большим в мире грузовым вертолетом МИ-26, а затем на авто-тралах везли более двух тысяч километров.

Еще один паровоз серии «Еа» прибыл из Уссурийска. Прицепленный к товарному составу «железнодорожный ветеран» преодолел более семи тысяч километров.

Образование и воспитание

Важнейшее направление работы музея – прос­ветительская деятельность и дополнительное образование. Здесь проходят экскурсии по открытой площадке и выставочному центру, тематичес­кие уроки по Отечественной военной истории для школьников, занятия на базе интерактивной площадки музея, а также исторические игры-квесты, работают кружки стендового моделизма, истории вооружения и краеведения. В 2016 году было проведено 286 тематических и интерактивных уроков, в которых приняло участие более 9000 ребят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру