Главный врач Алапаевской городской больницы Александр Павловских о частно-государственном партнерстве, повышении зарплаты и «бережливой поликлинике»

«Мы готовы взять пациентов с других территорий»

Алапаевская больница, обслуживающая как межмуниципальный центр около 200 тысяч человек, в этом году празднует 200-летний юбилей. Упоминание об открытии госпиталя при Алапаевском заводе датируется в литературе 1818 годом. Как и в большинстве других медицинских учреждений, персонал здесь жалуется на невысокую зарплату и кадровые сокращения, а в СМИ попадают неприятные инциденты, которые в итоге не находят своего подтверждения. Главному врачу Алапаевской городской больницы Александру Павловских, назначенному на должность осенью 2015 года, учреждение досталось в удручающем состоянии – с многомиллионными долгами и недовольными сотрудниками. Но за два с лишним года удалось вылезти из долговой ямы, провести капитальные ремонты и наладить взаимодействие с Министерством здравоохранения.

«Мы готовы взять пациентов с других территорий»
Александр Павловских: «За прошедшие два года доходы не то что стали равняться расходам, а уже превысили их, что позволит в 2018 году планово поднимать зарплаты сотрудникам». Фото: АГБ

– Александр Юрьевич, в конце ноября прошлого года произошел скандал, когда под лестницей Алапаевской городской больницы якобы два дня пролежал труп мужчины. Ходило много слухов и домыслов, что ему не оказали вовремя помощь. Как было на самом деле?

– По данному пациенту мы проводили служебную проверку. Мужчина к нам был доставлен бригадой скорой помощи больницы города Артемовского. Буквально через пять минут после доставки в приемный покой его осмотрел врач. В течение первого часа была выполнена компьютерная томография, установлен точный диагноз и незамедлительно начато лечение. К сожалению, на четвертые сутки пациент умер. Вскрытие было проведено на вторые сутки. Обращений от родственников пациента не поступало. Абсолютно абсурдный факт, что он приехал к нам на личном транспорте и на него якобы никто не обратил внимания, что он упал под лестницу, где без оказания помощи умер и сгнил. Все действия персонала отражены в медицинской документации – истории болезни. У пациента был инсульт, к сожалению, в некоторых случаях при инсультах умирают, к тому же у него была очень тяжелая сопутствующая патология. Но в больнице было сделано все возможное для его спасения.

– Почему пациентов из Артемовского направляют к вам, почему не оказывается помощь на месте?

– Потому что мы являемся межмуниципальным центром по некоторым видам помощи, одно из состояний – это острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт). Мы имеем весь спектр оборудования для постановки диагноза, кадры для оказания квалифицированной круглосуточной помощи, медикаменты для лечения. При помощи компьютерного томографа мы выполняем нейровизуализацию и видим очаг поражения, имеем возможность в динамике оценивать ситуацию. В терапевтическое окно – это первые 4 часа от начала заболевания – мы имеем возможность выполнить тромболизис, то есть ввести в кровь препарат, который устраняет причину инсульта – рассасывает образовавшийся в просвете сосуда тромб, что, безусловно, значительно повышает шанс положительного исхода заболевания. Поэтому важно при первых признаках инсульта сразу вызвать скорую помощь и приехать именно к нам в больницу. Кроме Артемовского по профилю «неврология» в рамках работы первичного сосудистого отделения по оказанию помощи больным с нарушением мозгового кровообращения к нам еще прикреплен город Реж. Вообще, к Алапаевской городской больнице прикреплены практически по всем видам помощи три муниципалитета: это непосредственно город Алапаевск, Алапаевский район и поселок Махнево. Наша больница была несколько раз реорганизована. В 1978 году путем присоединения трех районных была образована Алапаевская ЦГБ. В 2000-е годы последовало разделение и образовались Махневская ЦРБ и Алапаевская ЦРБ, расположенная в поселке Верхняя Синячиха. Мелким учреждениям сложно выжить финансово, им надо содержать отдел кадров, бухгалтерию и прочее, они не могут обеспечить весь спектр помощи пациентам. А мы можем, поэтому я считаю, что необходимо рассмотреть вопрос объединения этих учреждений. В этом случае пациенты будут обращаться к нам без каких-либо административных или иных барьеров.

– До своего назначения главврачом в Алапаевск вы возглавляли больницу в Нижней Салде. В чем разница двух медицинских учреждений?

– В Нижней Салде я проработал год, ситуация там была более стабильная на момент моего прихода, не было задолженности, учреждение работало довольно рентабельно. За непродолжительный период мне удалось открыть стоматологический кабинет в детской поликлинике, начать капитальный ремонт по замене окон и подготовить проект капремонта трехэтажного здания под размещение общесоматического отделения, в котором планировалось разместить терапевтические, хирургические, гинекологические койки, реанимацию и операционный блок, дневной стационар. Данный проект был согласован с Рос­потребнадзором и предлагался как решение для учреждения с небольшим количеством прикрепленного населения. Минздравом были выделены деньги на проектные работы, был проведен аукцион, выбран подрядчик, и на момент моего ухода проект был готов и решался вопрос о выделении средств на капремонт, который сейчас уже идет.

– Как дела обстояли в Алапаевской больнице?

– В Алапаевске на момент прихода ситуация была иная, очень сложная. В больнице шли сокращения персонала. Учреждение было вторым по уровню просроченной кредиторской задолженности в регионе, она превышала 50 миллионов рублей. Эта сумма примерно равна двухмесячному финансированию учреждения из всех источников. За прошедшие два года доходы не то что стали равняться расходам, а уже превысили их, что позволит в 2018 году планово поднимать зарплаты сотрудникам.

– За счет чего удалось этого добиться?

– Составляющих две: это увеличение доходов и снижение расходов. За счет чего можно увеличить доходы? За счет внедрения новых технологий, новых видов помощи, целенаправленной работы с Министерством здравоохранения и ТФОМС Свердловской области по поиску этих возможностей. Мы начали оперировать с применением эндоскопических методик на коленных суставах, внедрили их в хирургии, что также повысило доходы учреждения. Это более дорогостоящие операции – с одной стороны, с другой – это лучше для пациентов, потому что такие операции менее травматичны, пациенты в первые сутки начинают ходить, меньше длится реабилитационный период. Внедрение технологий позволяет экономить денежные средства.

– Например?

– Например, мы отказались от услуг компаний, утилизирующих медицинские отходы. Их было сотни килограммов в месяц, мы тратили на это порядка 150-200 тысяч рублей ежемесячно. Подсчитав все «за» и «против», был приобретен аппарат российского производства, который сам утилизирует отходы, превращая их из медицинских в немедицинские путем воздействия излучения и дефрагментации под прессом. Таким образом, они превращаются в обычный класс отходов и утилизируются иным, более дешевым способом.

– Что еще было сделано после вашего прихода?

– Мы стали детально разбираться в текущем положении. В итоге навели порядок в учете медикаментов, их списание теперь идет только по списку на конкретного пациента. Стал более жестким контроль. Мы приобрели два прибора, которые позволяют нам из окружающего воздуха получать кислород. Мы их установили в стационаре и в роддоме. Сейчас они работают бесперебойно. Благодаря их внедрению мы экономим денежные средства, не приобретая медицинский кислород. Сэкономили также, отказавшись от ненужных площадей, привели в соответствие учет электрической и тепловой энергии. Определенная работа была проведена с привлечением врачей-экспертов по повышению качества оказания медицинской помощи и оформления медицинской документации, в результате – снижение штрафных санкций страховых компаний.

Алапаевская городская больница оснащена современным оборудованием. Монитор гемодинамический «Тритон-ЭлектроникС» российского производства позволяет получать расширенные данные гемодинамики пациента в онлайн режиме. Фото: АГБ

– В Министерстве здравоохранения поддерживают ваши начинания?

– С Министерством у коллектива больницы выстроена система делового взаимодействия. Нами направляются предложения, они рассматриваются, и в основной части с ними соглашаются. После этого выделяют денежные средства. Например, средства на утилизатор отходов, кислородные концентраторы были выделены Министерством здравоохранения Свердловской области. Так, в 2016 году выделили 2,8 миллиона рублей, за счет которых мы поменяли кровлю на здании поликлиники, 5 млн рублей на кровлю стационара и 4,4 миллиона рублей на частичную замену окон и дверей. В конце 2017 года были выделены средства на приобретение двух аппаратов искусственной вентиляции легких – для детей и взрослых, а также трех единиц следящего оборудования, которое позволяет мониторировать состояние пациента в течение его пребывания на реанимационной койке или в палате интенсивной терапии. Аукционы планируем провести в феврале-марте 2018 года.

– Средства выделяются только из бюджета или больница изыскивает их из других источников?

– Не только из бюджета. По аналогии частно-государственного партнерства был проведен ремонт отделения гемодиализа. Вложилась частная компания. Половина первого этажа хирургического корпуса была капитально отремонтирована, завезено полностью новое оборудование, весь инвентарь, мебель. Вместо 4 диализных мест сейчас 11. Абсолютно комфортные условия для размещения пациентов, отдельная раздевалка. Значительно улучшились условия и доступность данного вида помощи для жителей Восточного управленческого округа. Мы готовы взять пациентов с других территорий.

– Александр Юрьевич, в октябре 2017 года стало известно о вспышке туберкулеза среди коров в агрохозяйствах Алапаевского района. Зарегистрировано ли увеличение случаев заболеваемости среди населения и какие меры были предприняты во избежание распространения болезни?

– Ситуация полностью контролировалась. Под руководством Минздрава Свердловской области и Управления регионального Рос­потребнадзора мы быстро подключились к ситуации. Задача здравоохранения была обследовать и работников ферм, и все население, проживающее на этих территориях. Алапаевской ЦРБ были проведены подворовые обходы. Всего осмотрено более 800 человек. В район выехал передвижной флюорограф Алапаевской городской больницы. Было проведено более 600 исследований. Детям и тем, кто работал с крупным рогатым скотом, мы провели диагностический тест на выявление туберкулезного процесса в организме. Порядка 30 пациентов имели положительные результаты, среди них 10 детей. Мы их всех дообследовали в Алапаевской ГБ, сделали компьютерную томографию и направили в Екатеринбург в областное учреждение 3-го уровня. В итоге туберкулез подтвердился только у одного взрослого, это меньше одного процента. Можно сделать вывод, что связи между заболеваемостью крупного рогатого скота и туберкулезом человека в данном случае не было, это был другой возбудитель, который не страшен человеку.

– За счет чего удалось добиться такой эффективности?

– В этом случае четко сработала трехуровневая система оказания медицинских услуг. Первый уровень – это оказание первичной помощи, второй уровень – межмуниципальный – это Алапаевская городская больница, и третий уровень – противотуберкулезный областной диспансер под руководством в тот период Андрея Цветкова, ныне министра здравоохранения Свердловской области.

– Когда министерством руководил еще Игорь Трофимов, в больнице была проведена масштабная проверка, вызванная коллективным письмом персонала Президенту России Владимиру Путину. Звучали жалобы на сокращения, увольнения, низкую заработную плату.

– Действительно, такое обращение было, но факты не подтвердились. Недовольства были вызваны в первую очередь низким уровнем заработной платы. Согласно действующему законодательству я не мог её поднять, не мог производить стимулирующие выплаты, так как в учреждении имелась просроченная кредиторская задолженность. Заработная плата сейчас будет расти, и я уверен, что мнение коллектива поменяется. К слову, из 22 врачей 8 уволилось по возрасту, 8 – в связи со сменой места жительства, в другое учреждение перешли 4 человека. У нас укомплектованность кадрами выше, чем в среднем по области. В настоящее время для удовлетворения потребности в кадрах десять студентов обучаются на лечебном и педиатрическом факультетах в университете за счет средств областного бюджета. Для врачей, прибывающих из других территорий, по договоренности с муниципалитетом предоставляется в пользование жилье или больница компенсирует 100% арендной платы.

На площадке Алапаевской городской больницы была реализована технология быстровозводимых модульных моргов. Более полугода здание успешно эксплуатируется. Фото: АГБ

– Кроме жалобы на низкую зарплату, в письме указано, что было закрыто инфекционное отделение.

– Это была вынужденная мера. Отделение размещалось в здании, которое признано аварийным. Оно было выведено из эксплуатации в начале 2016 года. Мы провели аукцион по проектированию размещения инфекционного отделения на имеющихся площадях, сейчас подрядчик готовит всю необходимую документацию. Точно так же мы когда-то отказались от использования полуразрушенного здания морга, построенного еще в 1965 году. Вместо него было построено модульное здание морга, введенное в эксплуатацию в июне 2017 года. Такое решение – это пилотный проект для Свердловской области. Мы изучили предварительно опыт других территорий (более подробно – Татарстана) и с учетом этого и мнения специалистов Министерства здравоохранения – главного патологоанатома и главного судмедэксперта, именно на нашей площадке была реализована технология быстровозводимых модульных моргов. Более полугода здание успешно эксплуатируется.

– Насколько известно, это не первый пилотный проект для больницы.

– Да, площадка Алапаевской городской больницы единственная в Восточном управленческом округе, которую Министерство здравоохранения выбрало в качестве пилотной для реализации проекта «Бережливая поликлиника». В конце января – начале февраля мы начнем делать во взрослой поликлинике капитальный ремонт, сделаем более комфортной зону пребывания пациентов, полностью уберем из регистратуры картотеку. Карточки будут в отдельном помещении, накануне визита к врачу их будут готовить и разносить по кабинетам заранее. Регистратору не надо будет тратить время на поиск карточки. Мы открыли call-центр, он уже работает, звонки поступают только туда, регистраторы на телефонные звонки не отвечают, не отвлекаются. Мы организуем электронную очередь непосредственно у нас в регистратуре, установим IP-телефонию, у каждого сотрудника появится свой внутренний номер.

– Реализация подобных планов – это ваш личный профессиональный подход или, скажем, коллективный?

– Это результат работы коллектива больницы, взаимодействия с Министерством здравоохранения. Кроме того, мы тесно работаем с муниципалитетом, при нашей больнице создан Общественный совет, обеспечивающий взаимодействие между медицинской и городской общественностью. Туда входят депутаты, яркие городские личности, представители прессы, которые собирают обратную связь от жителей, а они, в свою очередь, получают ответы на вопросы от медицинской организации.

– Понятно, что не все запросы получится удовлетворить в силу финансовых обстоятельств, но на чем бы вы сделали акцент?

– Мы будем стремиться к тому, чтобы наши пациенты своевременно и качественно получали медицинскую помощь, чтобы были довольны условиями ее оказания. Будем стремиться к развитию, совершенствованию, продолжать внедрение новых технологий, обучать персонал, реализовывать проект «Бережливая поликлиника» не только во взрослой сети, но и в других подразделениях, в том числе в детской поликлинике и женской консультации, а также в стационаре. Ну и, конечно же, продолжать мероприятия по улучшению материально-технической базы (она очень запущенна) – проводить ремонты, приобретать новое оборудование.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру