На полпути в Hollywood: где и как научат снимать кино за несколько месяцев

Что-то нам подсказывает, что так или иначе связать свою жизнь с кино мечтал каждый. Неважно, в чьей роли: режиссера, оператора, сценариста или актера. И оно неудивительно: кино – словно параллельный мир, который является зеркальным отражением жизни, но при этом наполнен своими правилами. Чтобы разобраться в том, где и как погружают в мир производства кино, наш корреспондент внедрился в него по-крупному. Его впечатления от пережитого – в нашем материале.

На полпути  в Hollywood: где и как научат снимать кино за несколько месяцев
«Big Bag School – место, где готовят будущих режиссеров, сценаристов и операторов».

В какой-то мере мне повезло. В отличие от части моих коллег по курсу «Операторское мастерство», опыт видеосъемки у меня уже был. Правда, кроме уверенности в себе, это мало что дает. В прошлом сезоне отличить тех, кто пришел на занятия совсем без опыта, и тех, кто уже всякого в видоискателе насмотрелся, было довольно сложно. Это Big Bag School – здесь учат снимать кино.

Школа Большого Мешка

Люди, немного знающие английский и фанатеющие за азиатские фильмы про единоборства (какая-то очень конкретная группа людей получилась…), услышав про Big Bag School, скорее всего, подумают что-то неправильное. «Школа Большого Мешка» – и вправду звучит как какое-то направление в боевых искусствах, которое наверняка осваивал Брюс Ли. В ограниченном смысле так оно, собственно, и есть. Big Bag School – практически единственная полноценная школа кино на Урале.

Готовят тут по девяти направлениям: режиссура, сценарное мастерство, операторское мастерство, режиссер монтажа, продюсирование, звукорежиссура, визуальные эффекты, 3D-эффекты и актерское мастерство. Вариантов войти в киноиндустрию немало, и каждый из них подразумевает, что вы точно попадете на съемочную площадку. «Дипломной работой» в каждой специальности является короткометражный фильм, который студенты выпускают совместно. Вернее, целых пять фильмов, которые пройдут огонь, воду, медные трубы, а также премьеру в кинотеатре.

Сам курс идет примерно четыре-пять месяцев. Однако даже этого, казалось бы, незначительного срока хватает, чтобы подготовить, во-первых, оригинальный сценарий, провести питчинг, предпродакшн, подготовить съемочную команду, запустить фильм в продакшн, помянуть тех, кто его не пережил, а затем через постпродакшн добраться до экрана кинотеатра.

Сейчас проходит уже четвертый сезон, где учащиеся пока только начинают понимать, во что ввязались (ну, кроме тех, кто проходит обучение повторно). Сами съемки начнутся ближе к лету. А на их результат смогут полюбоваться все желающие, нужно лишь успеть купить билеты на ограниченный показ.

Дневник оператора

Первое занятие – технический ликбез. Второе – знакомство с достаточно крупным техническим парком УрФУ и еще больше технического ликбеза. Третье – история кино и кинокамер, а также куча софта для того, чтобы сделать жизнь оператора чуточку комфортнее. Четвертое – виды планов по крупности, расположению и смыслу, и что эти «крупность, расположение и смысл» обозначают. Пятое – съемки этюдов, невероятно одухотворенные, наполненные чистым творчеством и позволяющие воплотить свои самые смелые замыслы в жизнь. Ну, а если без шуток, то это нечто, сопровождающееся возгласами: «У вас всего два часа! Вот режиссер, вот актер, надеюсь, вам очень приятно, можете планировать ролик! Кстати, место ограничено вот этим диваном! И слов в ролике быть не должно! А теперь «мотор»!» 

Это, конечно, утрированно, но суть первой совместной съемки в рамках школы была примерно такой. Жесткие условия съемки буквально минутного ролика позволяют слегка ощутить тот треш и угар, которые порой происходят на настоящих киноплощадках. К слову, съемки большинства рекламных роликов, когда у вас еще совсем нет опыта, выглядят примерно так. Только в роли сценариста, режиссера и оператора (еще  спасибо, что не актера) один и тот же человек. Но тут сразу становится понятно – твое  ли это. Если на грани аврала, когда счет идет на секунды, а кофе давно остыл и уже засох на рубашке, ты чувствуешь веселье, а в глазах полубезумный огонь – значит все  правильно.

Кино по-голливудски

Параллельно с узкоспециализированными занятиями идет курс «Голливудский фильм­мейкинг». Ведет его выпускница нью-йоркской школы кино Алена Возженикова, которая долгое время работала в Лос-Анджелесе. Во время занятия она непрозрачно намекнула, что снимать кино для себя (читай – артхаус) тут учить не будут. Да и нужно ли этому учиться? Бери камеру и снимай, как вздумается – вот и весь ответ. Зато стоит научиться снимать правильно – так, чтобы ваши фильмы хотелось смотреть и пересматривать. Это значит делать продаваемое кино.

Здесь же разобрали и разницу в подходах к кинопроизводству в России, США и Франции. Увы, чтобы понять, где процесс создания кино организован лучше, вам едва ли понадобятся какие-то курсы. «В первую очередь нужно научить, что работа на площадке – это командная работа. Чтобы ее выполнять грамотно, нужно знать язык кинематографа, интернациональный словарь фильммейкинга. Тогда люди на площадке будут функционировать эффективно», – считает Алена Возженикова.

Второе занятие по голливудскому фильм­мейкингу было посвящено разбору фильма Кристофера Нолана «Темный рыцарь». Что неудивительно, оно тут же превратилось в дискуссионный клуб, где студенты разложили один из самых сложноустроенных фильмов современности на составляющие по режиссуре, операторской работе, сценарию, звукорежиссуре и постпродакшену. Сумели разобрать саму формулу создания фильма. Двенадцатая минута – событие-катализатор, 25-я минута – начало второго акта, 55-я минута – ключевой момент, 85-я минута – третий акт. Поздравляю, теперь, если у вас есть часы, вы можете предугадывать события любого фильма.

Будущее киноиндустрии

Директор Big Bag School Мария Яблокова рассказывает: «Этот проект мы создали вместе с Алексеем Стасюком. Он хотел создать что-то новое вдобавок к своему проекту Big Bag Films, а я просто знала, как это можно сделать (до этого я несколько лет проработала в Свердловской киностудии). Два с половиной года назад мы запустили наш проект с нулевого сезона, провели тестовые трехмесячные занятия по каждому направлению, и поняли, что такой проект нужен Екатеринбургу, несмотря на то, что кинообразование в городе есть. За все время существования нашими выпускниками стали более 70 человек. 

На самом деле, изначально мы пытались просто подготовить хорошие кадры для Big Bag Films, чтобы там работали люди, которые действительно умеют делать видео и кино. В одном месте мы решили собрать то, чему у нас в городе не учат, и реализовать это. Наш проект – уникальный продукт, мы ничего ни у кого не скопировали. Все учебные программы мы написали сами, так как знали свое дело – и вышли на рынок. Сейчас школа работает на то, чтобы обучать кадры как базово, так и продвинуто. Но наша главная задача, как бы это громко ни звучало, – воспитывать кадры для киноиндустрии Екатеринбурга, чтобы было больше хорошего контента, так как люди зачастую всему пытаются учиться сами и многое делают, как говорится, на коленке. А нам хочется дать им знания и возможности. 

Недавно мы переехали на новую большую площадку, где, помимо обучения, будем устраивать киноклубы, то есть это будут одновременно и учеба, и досуг».

Директор Big Bag School Мария Яблокова.

Практика превыше

Несомненно, школ, где обучают киноискусству, в России есть немало. Только в Москве их около десяти. Однако, как утверждает Мария Яблокова, формата, подобному Big Bag School, нет ни в одном регионе страны. Только эта школа готовит людей комплексно: здесь идет запуск всех направлений сразу. Уникальность Big Bag School еще и в том, что всю технику, необходимую для работы и учебы, они предоставляют сами, в то время как в других школах учащиеся или арендуют необходимое им оборудование, или ищут его по всем своим знакомым.

Интересно то, что в Big Bag School учат не сухой теории из учебников, здесь настоящие практики делятся опытом из своей профессиональной жизни. «В преподавательском составе только сотрудники Big Bag Films – это люди, которые работают на наших проектах. Они в Екатеринбурге прошли огонь, воду и медные трубы в плане кино- и видеопроизводства, – рассказывает директор школы Мария Яблокова. – Ключевым пониманием преподавания было то, что мы будем делиться собственным опытом. Во время обучения на какой-нибудь курс может прийти преподаватель из компании-партнера, они ведут дополнительные лекции. И это только практики, никаких теоретиков».

Вместе – сила

Нужно быть готовыми к тому, что для обучения в Big Bag School готовы не все: в этом деле необходим отбор. Через месяц обучения происходит «отсев», к которому преподаватели школы готовы: именно в это время человек понимает точно, правильно ли он сделал, что пошел учиться работать в киноиндустрии. Именно тогда уходят люди, которые приходили «по фану», но остаются те, кто готов работать с сияющими глазами. Таким образом, людей фильтрует естественный отбор. На базовый курс здесь принимают всех, а оплата – помесячная.

«Прием по кастингу и анкетированию – это, конечно, хорошо, но пока такая схема подходит только для Москвы. В регионах такого делать нельзя, потому что это просто бессмысленно: многие просто не знают, на что идут», – считает директор Big Bag School Мария Яблокова. Когда здесь составляли программы, все понимали, что не теряют ни одного человека, который учится в этой школе. И каждый человек находит себя в команде, потому что кино – это командная работа.

Выпускные фильмы учащихся сразу отправляются на различные небольшие и крупные фестивали, где подходят по тематике и параметрам. В школе даже есть команда людей, специализирующаяся на фестивальном продвижении: «На протяжении полугода фильмы выпускников показываются на большом экране дважды: на премьере и на лекториях. Также мы берем с собой фильмы, когда ездим на кинофорумы и просто другие площадки. С каждым разом фильмы становятся только сильнее. Когда дойдем до профессионального уровня, у нас, возможно, будет региональный кинопрокат», – рассказывает директор школы.

Взгляд в будущее

Руководство школы уже думает о пятом сезоне. В планах введение продвинутых направлений по режиссуре и операторскому мастерству – это уже не база, а повышение квалификации.

В нынешнем сезоне такой курс появился у сценаристов. «Мы планируем поддерживать уровень, делать проекты более интересными в идейном плане. Так как у школы появилось свое большое пространство, то будем проводить тут мероприятия», – рассказывает директор Big Bag School. 

На пятый сезон, начало которого будет в сентябре, уже можно подавать заявку на обу­чение, бронировать места на понравившемся курсе. О своем решении надо сообщить сотрудникам школы, которые готовы ответить на вопросы и даже помочь подобрать направление, если самому выбрать сложно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру