– Это обычное явление, когда нужно приехать туда, где есть проблемы. В данном случае – не секрет, что очереди в поликлиниках у нас есть. Поездка еще раз показала, что это действительно так. Люди занимают очередь, как когда-то за молоком, в 6 часов утра. Окна регистратуры открываются в 8 утра, люди продолжают стоять в очереди, а потом им не достается талонов… Проблемы есть, и с укомплектованностью врачами и с организацией работы, но самая главная проблема – в отношении к больным. Мы сегодня приняли очень хорошую программу по модернизации здравоохранения, причем она принята по всей стране. Объем финансирования здравоохранения увеличился в этом году по отношению к прошлому на 10 млрд рублей. Впервые, более 2 млрд направляется на закупку нового оборудования, 2 млрд 700 на капитальный ремонт больниц, который должен пройти в 147 больницах. 133 лечебных учреждения должны получить новые приборы диагностики: флюораграфию, томограф, различные диагностические системы, обновить основные медицинские аппараты. И это все у нас в нашей области. И когда мы начинаем такую программу, наверное, надо начинать разбираться с очередей. Ведь больница начинается с регистратуры, как театр – с вешалки. Поездка по больницам показала и вскрыла ряд проблем, как объективных системных, так и субъективных. К системным можно отнести недостаток врачей. У нас сегодня недостает более 3000 врачей.
– У нас каждый год медицинский институт выпускает сотни специалистов
– Недостаточно выпускает. Мы специальную программу приняли в рамках модернизации системы здравоохранения, более 700 медицинских работников должны целевым образом подготовить для наших больниц. Второе, безусловно, нужно выходить на современные информационные технологии. Мы планируем десять с половиной тысяч компьютеров передать врачам. Это не дело, когда человек через Интернет записался на прием к врачу, а после этого должен пойти в регистратуру, получить талон, пойти к врачу, там отметится, снова подойти в регистратуру… Нужно менять систему заполнения документов, ведь сегодня врач тратит половину времени на бумаги, а не на осмотр. Или для того, чтобы получить лекарство бесплатное, человек опять должен прийти в регистратуру, потом к врачу. Это все ненормально. Это все можно упростить, тогда упростятся и очереди и повысится эффективность работы врачей. Больше времени они будут заниматься пациентов и меньше времени оформлением документов.
– Все сегодняшние программы сделаны на совершенно обычного пользователя, когда не надо никакого специального образования, а что касается людей старшего поколения, сегодня все больше людей пользуются Интернетом, знают компьютер, это все быстро приходит. Но не только в этом дело. Реализуя программу, мы подошли к ней комплексно. Самое главное в этой программе: мы должны обеспечить качественно одинаковые медицинские услуги всем жителям Свердловской области, независимо от места проживания. Поэтому программа предусматривает увеличение общеврачебных практик на 120 единиц, создание межмуниципальных центров, больниц высокотехнологичной помощи. Большое значение уделяется вопросам материнства и детства, родовспоможению. 26% программы – средства, направленные на эти цели. Создание системы перинатальных центров. Мы в прошлом году ввели областной перинатальный центр, в Нижнем Тагиле – перинатальный центр, в ближайшее время откроется новый роддом в 40-ой больнице. Будет 7 перинатальных центров по области. Кроме того, идет модернизация роддомов. Роддом должен отвечать современным требованиям. Хорошо, что у нас оптико-механический завод выпускает современное оборудование для детских лечебных учреждений и мы имеем здесь ряд преимуществ. Программа предусматривает также и внедрение современных мобильных технологий, таких как передвижные флюорографические комплексы.
– Как раз хотел спросить, у меня супруга ходила в торговый центр и увидела такой передвижной комплекс. Это новая программа?
– Да это наш областной туберкулезный диспансер проводит профилактику заболеваний. Не секрет, что, у нас много проблем, мы одна из неблагополучных областей по туберкулезу в России и нам нужно усилить эту работу. Мы выделили средства на строительство нового противотуберкулезного диспансера, это будет новый современный комплекс. И мы решим эту проблему в будущем году, надеюсь, что и Российская Федерация нам поможет. А такая система передвижных флюорографических комплексов позволяет выявлять заболевание на ранней стадии. И кроме этого, она дает человеку некую уверенность, потому что каждому показано проходить периодически медицинское обследование, лечить болезнь всегда лучше на ранней стадии. Много молодых людей пользуется этой услугой, они бы никогда не пришли в больницу, а тут они получают информацию, что все в порядке.
– А сами медосмотр регулярно проходите?
– К политическим темам: несмотря на очевидную победу на прошедших выборах партии «Единая Россия», ее кандидаты не везде победили. Почему так получилось? Кто виноват?
– Ну, во-первых, так и должно быть. У нас представлены разные партии и что касается Единой России, то она, безусловно, победила: среди депутатов 60 %, с учетом сторонников, партия набрала около 80%. Это гораздо больше, чем у других партий. Среди глав муниципальных образований: 4 напрямую выбирали, 2 через думу, из 6 в 5 образованиях одержали победу представители Единой России. Ничего на этих выборах не досталось ЛДПР, получили мандаты и коммунисты, и Справедливая Россия. Я считаю, что это говорит о плюрализме мнений и развитии демократии. У нас не может одна партия получить 100%. Но выборы показали и ряд накопившихся проблем населения, в том числе и протестного населения, которые необходимо решать. Например, рост тарифов на ЖКХ. Кто с этим может согласиться при нашем качестве услуг? В этом вопросе нужно наводить порядок. Мы приступили к этому, нам нужен и единый расчетный центр, нам нужна программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Мы кстати в этом году ушли от бесхозных сетей. Если говорить об авариях или температуре в домах, у нас зачастую жалобы были там, где сети были бесхозные. У нас в этом году такого нет, я сегодня знаю, где с кого спросить, с какой компании – это уже шаг вперед.
– Выборы всегда показывают проблемы, они их высвечивают и это дает повод еще раз скоординировать планы, программы и работать над решением тех проблем, которые сегодня населением объявляются как самые насущные. Хотя конечно практически все они известны и над ними работают.
– В короткой перспективе, наверное, все решить нельзя, но если говорить о планах, прежде всего в повестке дня обсуждается программа социально-экономического развития Свердловской области до 2015 года. Интересно узнать каково ваше видение развития нашего региона до 2015 года.
– Мы работаем над принятием программы социально-экономического развития нашего региона. В первом чтении дума приняла ее. Мы заложили туда очень серьезные показатели по увеличению валового регионального продукта более 10% ежегодно, объем промышленного производства в 1,8 %.
– Это все общие цифры, а люди что получат?
– Это механизм, который позволит решить те проблемы, которые сегодня выявляются. Неслучайно программа начинается с вопросом демографического развития. Известно, что за предыдущий период население области снижалось и снижалось значительно. Мы потеряли почти 180 тысяч с 2002 по 2011 год. Впервые, в прошлом году мы стабилизировали этот показатель с учетом положительной миграции населения. Программа предусматривает, что у нас население, несмотря на недостаточно хорошую демографию предыдущего периода, останется на том же уровне. Для этого нам нужно увеличить продолжительность жизни с 68 до 70 лет. Нужно усилить здравоохранение, чтобы выявлять на ранней стадии заболевания, снижение на 20 на 30%% смертности от инфаркта, от инсульта, от онкологических заболеваний. Все это снижает продолжительность жизни. Например, у нас продолжительность жизни мужчин еле-еле перевалила за 60 лет. Очень много смертей происходит в возрасте после 50 лет от сердечно-сосудистых заболеваний. Мы должны запустить программу профилактики, выявления таких заболеваний и потом дать возможность лечения таких заболеваний. Мы действительно должны стимулировать рождаемость, многодетные семьи, третьего ребенка.
– И как это можно сделать?
– Жилье является доступным, если его стоимость не превышает 3-3,5 годовых доходов семьи. Нужно не давать расти стоимости квадратного метра, мы сейчас поставили планку 30.000 за кв. м. в Екатеринбурге. Сейчас уже технологии отрабатывают, (в том числе на малоэтажное жилье), когда при комплексной застройке, стоимость за кв. м. может быть и меньше, если государство субсидирует строительство инженерных сетей. С другой стороны, должны быть максимально льготные условия для ипотеки – ставка не выше 10%. Следующее направление – предприятия, которые сегодня субсидируют процентную ставку по кредиту или вообще дают беспроцентные кредиты, и все больше предприятий включается в эту программу, в том числе строительство арендного жилья, жилья по найму для квалифицированных рабочих, инженеров, потому что от этого тоже зависит производительность труда и конкурентоспособность. Мы должны запустить программу для бюджетников. Мы будем давать гарантии под строительство жилья для бюджетников, для того, чтобы ставки минимизировать и создавать льготные условия и будем субсидировать инфраструктуру, чтобы жилье становилось доступным. В ближайшее время правительство подготовит, (они уже месяц работают с депутатской группой) новую программу по увеличению строительства жилья.
– Вы назвали очень красивую цифру – рост зарплаты на 70%. За счет чего?
– Мы поставили себе амбициозную цель: стать главной промышленной площадкой России. Площадкой для проведения выставок, ярмарок промышленности, потому что Урал всегда совершенно справедливо позиционировал себя как опорный край державы.
– Конечно! Во-первых, есть главный экономический форум – в Санкт-Петербурге. Есть инвестиционный форум в Сочи, несколько промышленных выставок, которые идут в Москве. Мы должны больше и дольше перетаскивать все сюда. Поэтому мы строим сегодня современный, полностью отвечающий мировым показателям выставочный комплекс, который называется Екатеринбург-ЭКСПО площадью 150 000 кв.м. Таких крупных многофункциональных комплексов сегодня в стране практически нет, может быть, только Крокус-ЭКСПО в Москве похож. Мы считаем, что Екатеринбург-ЭКСПО даст нам преимущества. Опять это все делается в сжатые сроки, конечно, но у нас другого пути нет – если мы будем делать долго, значит, нас обойдут конкуренты. Есть и Новосибирск, и Красноярск, и Нижний Новгород, который исторически считался главной Российской ярмаркой – поэтому тут расслабляться не приходится
– Хотелось бы коснуться вопроса «Титановой долины», потому что – вы упомянули этот проект сегодня уже, но тем не мене – вокруг него возникают разные мнения – представители минэкономики области сделали ряд пессимистичных заявлений. Что сейчас с этим проектом?
– Про представителей мин.экономики и их заявления на этот счет я не знаю, но…
– Они говорят, что федерация не хочет вкладываться в инфраструктуру.
– Если такие есть, то придется с ними поработать… Ну это все в качестве шутки... а на самом деле – да, это большой проект. Вообще у нас всего четыре особые экономические зоны промышленного типа в России. То есть, государство разрешило в четырех регионах: один из них – Свердловская область – мы самые последние. А в Татарстане – в Елабуге зона уже работает шесть лет, и сегодня там расположены крупнейшие предприятия, в том числе, автомобилестроение и производство новых материалов, и она успешно развивается, хотя тоже входили не очень просто. У нас после того, как приняли распоряжение, прошло четыре месяца – мы подписали соглашение с Минэкономразвития России, мы определили основные направления тех предприятий, которые будут в ней резидентами. Мы сейчас заканчиваем разработку концепции, то есть предпроектной документации, заложили в бюджет деньги на проектирование, выделили площадку – первые 700 га с расширением до 2000 га. – это максимально, что можно по закону. На этот год задача – сделать проект, выделить площадку, чтоб можно было уже резидентам показывать. Начать строительство таможенного пункта – пункт пропуска, границы зоны определять, ну и начало разработки проектной документации для будущих резидентов… Задача на самом деле очень большая, потому что общий объем инвестиций, который заложен в программе, он около 50 млрд рублей на несколько лет, и зоны так экономически работают, что сначала вкладывает государство, а потом инвесторы. Вот это мы должны сегодня делать и это более 10 тыс рабочих мест постоянных…
– Вот! Я и хотел спросить, что это даст мне как жителю области?
– А это даст новые рабочие места – это как раз то, о чем мы с вами говорили – у нас с вами сегодня над повышением производительности работает и ВСМПО-АВИСМА – хотя у них растет производство, у нас Нижний Тагил – НТМК, Уралвагонзавод, Уралхимпласт и другие предприятия – они тоже занимаются модернизацией – у них производство растет…Но мы должны повышать заработную плату, значит, будет расти и производительность труда, и за ней заработная плата.
– Тогда от промышленности давайте к другой немного перейдем ситуации – это Верхотурье – проект – «Духовный центр Урала». Тоже в своем роде такая духовная территория... не хочется говорить слово зона… все-таки, почему Верхотурье? Почему, например, не Невьянск, что гораздо ближе – 300 км ехать!
– Во-первых, потому что это наше историческое наследие, два города, которые были воротами в Сибирь – Верхотурье и Тобольск. Собственно, через Верхотурье шло освоение Сибири, миссионерская деятельность, двигалось христианство. И этот город один из самых старинных на территории Свердловской области, который в 17 веке имел наибольшее развитие, по сути дела был главным городом. Сегодня этот город имеет уникальные исторические и духовные памятники – два монастыря – мужской и женский, другие храмы, Кремль, здание воеводства. Город, в который шло до 100 000 паломников, и поэтому там был построен Крестовоздвиженский собор, один из самых крупных в России. Для того чтобы создать условия для них, конечно, мы должны такие города не только поддерживать, но и восстанавливать. Это историческое, духовное и культурное воспитание, и конечно это может стать центром привлечения паломничества, туризма, и собственно одной из точек роста на севере области. И важно что это не только город – когда мы смотрим – один город Верхотурье… Был проект – Серебряное кольцо…, начиная с Невьянска, Тагил, Серовский тракт, Верхотурье, Меркушино, Махнево, Синячиха, Алапаевск, – это места, где у нас большое количество исторических памятников, храмов и, конечно, такой туристический путь, конечно, на мой взгляд будет востребован, интересен с точки зрения духовного воспитания, полезен.. Безусловно, эта программа даст толчок развитию региона… И не только региона, но и всех этих селений, которые находятся на этом пути – это важный проект, над которым мы работаем, Очень важно, что мы находим понимание: мы активно работаем с полпредством А.И. Винниченко лично занимается этим вопросом, мы получили благословение Патриарха, он согласился возглавить попечительский совет – это для нас очень важно – патриарх московский и всея Руси Кирилл дало такое согласие... И еще важно, что мы находим большую поддержку бизнеса – все-таки люди делают пожертвования в поддержку такого проектам – это очень важно…
– Мы все говорим, «культурное воспитание» или наоборот «бескультурье», мы гордимся деятелями культуры, артистами… цирк у нас лучший.. А когда начинаем разбираться попредметнее, то достаточно много вопросов становятся неясными.. Простой пример я приводил: концерт в ночном клубе – это мероприятие культурное или нет? То есть, во-первых, мы должны определить это понятие, во-вторых, создать условия – механизм софинансирования учреждений культуры, поддержки артистов. Я простой пример приведу: заслуженный артист России может себе построить квартиру?
– Не может, думаю...
– А это не правильно. Когда мы начинаем рассуждать на эту тему, достаточно многие вопросы остаются нерешенными, то есть не оформленными юридически. Поэтому нужна концепция закона и сам закон, создана рабочая группа, она сейчас доформировывается… Эти предложения возникли, кстати, во время нашего разговора с деятелями культуры, который состоялся недавно, и я считаю, такой закон нам необходим.
– Александр Сергеевич, вы вошли в наблюдательный совет по подготовке России к чемпионату мира по футболу. Значит ли это, что шансы Екатеринбурга принять здесь игры повышаются?
– Это значит, что шансы большие, что мы приняты, мы работаем, наша заявка принята, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы действительно отборочные матчи Чемпионата были в Екатеринбурге. Мы – справедливо сказать – имеем один недостаток: мы чуть дальше, чем это предусмотрено требованиями ФИФА. Мы боремся с этим.. Вопрос не в дальше, а вопрос в сколько времени?. Поэтому мы сейчас должны иметь лучший аэропорт, хорошую инфраструктуру, нормальные гостиницы, один из лучших стадионов – и тогда все у нас будет. У нас все для этого есть, чтобы принимать отборочные матчи Чемпионата Мира, а чего нет, мы до 2018-го года сделаем
– Заканчивая наш разговор с вами, хотелось бы спросить, а в личном что у вас происходит? Есть ли что-то интересное?
– В основном работа всегда.. Правда, на следующей неделе должен раздать щенков. Подошел срок, будем заниматься.
– Кому будете раздавать?
– Желающие есть. Лабрадоров берут…
– Спасибо большое! До свидания!