Нелегкое возрождение известного завода

Курганский арматурный завод известен стране с1954 года

90-е годы всем россиянам принесли много проблем. Во всяком случае, радости было мало. Печальную судьбу страны разделил и знаменитый курганский завод «Икар», с генеральным директором которого беседует наш корреспондент.
Небольшая справка: Бочаров Сергей Викторович – генеральный директор завода «Икар». Закончил Курганский машиностроительный институт в 1978 году.
Прошел путь от рядового инженера  до генерального директора предприятия. Является высококвалифицированным специалистом по комплектации оборудования БМП-3. Эксперт в области данной продукции крупных предприятий Российской Федерации.

 

Курганский арматурный завод известен стране с1954 года

– Сергей Викторович, когда вы пришли на завод, он находился в стадии банкротства. Был ли у вас план действий, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

– Сначала я должен был проанализировать ситуацию. Предприятие, по сути, являлось банкротом: производство простаивало, не выплачивалась заработная плата, большая часть коллектива уволилась. Меня насторожило то, что оборудование было исправным, а коммуникации работали. Значит, работу можно было организовать, что мы и сделали.

– С чего вы начали?

–  С консультации с областной Администрацией: была создана экспертная группа во главе с Губернатором Курганской области Богомоловым Олегом Алексеевичем и его заместителями, среди которых  – руководитель Департамента промышленности  Жаров Василий Иванович. Было принято решение помочь новому руководителю (не отключать электроэнергию, тепло, канализацию, предоставить займы).

– Но этого же мало? Ваши последующие действия?

– Мне пришлось съездить в Москву. Нами было получено 17 млн рублей от потенциальных покупателей. Не скрою, это было сделать очень сложно. Большая часть суммы ушла на погашение заработной платы: нам нужно было убедить людей поверить в нашу политику. Кроме того, мы закупили материал, чтобы запустить производство.

– И что же в итоге?

– Мне приятно сказать, что выполнение плана октября 2010 года  составило 28 млн рублей,  в ноябре –  47. А в марте текущего года – уже 106 млн рублей. В итоге общий утвержденный  бизнес-план на 2011 год составил 1,6 млрд рублей, эта сумма сравнима с бизнес-планом 2008 года – самого успешного для завода. Заметьте, что численность персонала составляет 1500 специалистов, что на 700 человек меньше, чем в 2008 году.

– Сергей Викторович, как вы стали генеральным директором завода?

– Я пришел сюда по представлению моего учителя и наставника, бывшего генерального директора Курганского машиностроительного завода Дородного Валерия Дмитриевича, который рекомендовал меня на федеральном уровне руководству Номос-банка, владеющему активами нашего предприятия. Он был убежден, что я смогу выправить ситуацию. Но мне не хотелось бы об этом говорить.

– Хорошо, а в  чем уникальность вашего предприятия?

– Прежде всего, в том, что без нашего оборудования невозможна деятельность ни  атомных электростанций, ни нефтегазовой отрасли, я уже не говорю о жилищно-коммунальном хозяйстве. Хочу напомнить, что все АЭС Советского Союза были укомплектованы изделиями завода «Икар».

– Расскажите о вашей сегодняшней работе.

– Это сложно, но попробуем: мы выпускаем большой спектр задвижек диаметром от 1 до 50 метров. Так вот, все крупные трубопроводы скомплектованы нашей продукцией: арматура, трубы, задвижки. В связи с этим я должен заявить: мы на высоко профессиональном уровне готовы участвовать в проекте «Урал Северный – Урал Полярный», в рамках которого планируется добыча нефти и газа. Специально для читателей газеты я хочу заявить: необходимо заниматься импортозамещением.

– Что вы имеете в виду?

– Поясняю: мы готовы поставлять оборудование для нефтедобычи, то есть производить продукцию, которую кроме нас никто в стране не выпускает.  Для этого в апреле я встречаюсь с руководством Росатома, с ними мы будем обсуждать государственные контракты по поставкам оборудования на современные атомные станции страны, для них мы готовы выпускать 6 наименований продукции, в том числе уникальные клапаны, выдерживающие давление в 1050 атмосфер. Помимо этого, есть предложения о сотрудничестве от второй болгарской АЭС, Запорожской АЭС. Мы понимаем, что за атомной энергетикой будущее, так как ограниченны запасы нефти, газа, угля и в этом направлении нужно развиваться. У завода «Икар» есть все возможности для этого.

– Есть ли у вас конкуренты?

– У кого их нет? И это хорошо. Они заставляют развиваться технически. Во многом благодаря им мы выпускаем конкурентоспособную продукцию. Она дороже китайских аналогов, но при этом в разы надежнее, это подтверждают лабораторные испытания и двадцатилетняя гарантия на все виды продукции, что для сектора атомной энергетики и ЖКХ особенно важно. Конечно, не все заводы в нашей отрасли пережили кризис – обанкротились, однако те, которые продолжили работу – усовершенствовали своё производство.

– Одна из самых главных сложностей в вашей работе. Приведите пример.

–  Хорошо, приходит ко мне дилер, который поставляет товары из Китая на атомную электростанцию. Он упрекает меня в том, что моя продукция дороже. Да, это так. Но нельзя забывать, что  качество нашей продукции обеспечено технической документацией и двадцатилетней гарантией, чего нет у продукции конкурентов. Поймите: сэкономишь  на рублях, но расплатишься деловой репутацией,  а самое главное –  жизнью людей.

– Ваша позиция ясна. Но нам бы хотелось вернуться к тому, с чего вы начали. Ваше первое заявление коллективу?

– Вы задели мою любимую тему. Может быть, это жестоко, но я сказал, что необходимо обновлять коллектив. Вы не согласны? Сегодня пенсионеры – самая защищенная часть общества. А молодой человек? Ему нужно платить большие деньги за образование, которое не дает гарантии трудоустройства: всем нужны специалисты с опытом. Не забывайте, что молодая семья нуждается в жилплощади, детском саде, достойной зарплате… всё это, к сожалению, государство гарантировать ему не может. Так вот, цель моей деятельности как генерального директора – помочь молодым людям состояться в качестве специалистов, связать свою последующую жизнь с предприятием «Икар». Вы знаете, мне кажется, что меня поняли.

– Нужно еще привлечь молодых на предприятие?

– Это понимают все.  Мы решили создать трудовой коллективный договор, в котором будут учтены интересы молодых: и это мое убеждение. Одна деталь: ушел в армию – будь  уверен, что место останется за тобой. Кроме того, подъемные не менее ста тысяч рублей… Другими словами, для молодежи будут созданы все условия для жизни и работы. Добавлю: заработная плата в размере 20 000 – 30 000 рублей будет выплачиваться 2 раза в месяц. Должен сказать: я не добренький, как может показаться на первый взгляд. Работу буду требовать жестко, но справедливо. И еще: со страниц газеты «Московский Комсомолец» я хочу поблагодарить тех людей, которые, уволившись в апреле 2010 года, недавно вернулись на предприятие. Между прочим, около 80 процентов. Это говорит о том, что люди дорожат своим заводом и верят его руководству. И мы стараемся идти навстречу коллективу: после кризиса  стали выплачивать заработную плату 2 раза в месяц: 15-го аванс и 29-го расчет.

Ситуацию на промышленных предприятиях города Кургана, к сожалению, нельзя назвать беспроблемной. Однако опыт завода «Икар» говорит о том, что все возможно исправить. В первую очередь –  создать благоприятные условия для привлечения молодых кадров на предприятие. К примеру, недавно состоялась встреча руководства «Икара» с выпускниками кафедры технологии Курганского Государственного Университета. Все двенадцать человек были приглашены на работу на достойных условиях.

Да, город – завод – город: цепь, звенья которой разрывать нельзя. Если будет работать предприятие, то будет жить и город.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру