Конец двоевластия: чем екатеринбуржцам запомнится эпоха Ройзмана – Якоба

Что потерял город при «опытном хозяйственнике» и «народном мэре»

Переход Екатеринбурга на новую систему управления вступил в решающую стадию. Среди претендентов на кресло единоличного главы нет ни действующего сити-менеджера Александра Якоба, ни сложившего досрочно полномочия мэра Евгения Ройзмана. «МК-Урал» решил подвести итоги последнего пятилетия, которые выглядят неутешительными: за время правления тандема Екатеринбург, по сути, упустил шансы на то, чтоб стать настоящей столицей Урала.

Что потерял город при «опытном хозяйственнике» и «народном мэре»
Фото: Владимир Жабриков

Комиссия по отбору кандидатов на должность единоличного главы Екатеринбурга завершила прием документов от соискателей 6 июля. Желающих занять кресло мэра набралось 22. По итогам конкурса, комиссия отберет две кандидатуры, которые будут предложены депутатам городской думы нового созыва.

Уже известно, что после проведения всех процедур Екатеринбург получит нового руководителя: действующий глава администрации Александр Якоб заявляться на конкурс не стал. Его «соправитель» на протяжении последних лет, глава Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской думы Евгений Ройзман еще ранее подал в отставку и заявил, что не будет участвовать в конкурсе. Это значит, что с переходом Екатеринбурга с «двуглавой» на «советскую» систему управления закончится и своеобразная эпоха, связанная с деятельностью данных лиц.

«Рабочие отношения»

Председатель избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров в ходе одного из совещаний в общественной палате однажды заметил, что «Свердловская область всегда славилась неординарными решениями». Такая формулировка идеально описывает ту схему, которую сам Илья Захаров совместно с заместителем главы Екатеринбурга Сергеем Тушиным предложил в 2010 году для управления столицей Урала. Взяв за основу распространенную в то время «двуглавую» систему, при которой главой города считается председатель городской думы, а хозяйственно-управленческие полномочия сосредоточены в руках главы администрации, они внесли в нее ноу-хау: передали полномочия по выбору спикера городской думы горожанам. Получилось, что работой городской думы управлял не один из депутатов, заручившихся поддержкой большинства своих коллег, а человек, победивший на всенародных выборах. Порочность этой схемы в том, что такой глава работает как бы в отрыве от думского большинства, значит, не обладает реальными рычагами, какие, например, имеет мэр Риги Нил Ушаков, который, опираясь на свою фракцию, использует представительские полномочия для продвижения своей программы, идущей вразрез с официальной политикой Латвии.

До 2013 года в Екатеринбурге сохранялся определенный «переходный» период: главой администрации избрали Александра Якоба, а главой города был Евгений Порунов, избранный спикером городской думы в 2010 году. В 2013 году ситуация изменилась: выборы главы города выиграл одиозный оппозиционный общественник Евгений Ройзман, шедший на выборах с обещанием «разогнать» действующую администрацию. Вместе с ним в городскую думу избрали всего трех депутатов от «Гражданской платформы», в которой на тот момент состоял он. В итоге, оказавшись в явном меньшинстве, Евгений Ройзман всю свою оппозиционность перенес в информационное пространство, а на голосованиях в думе исправно поддерживал действия администрации. Более того, на заседании думы, на котором Александр Якоб был избран на второй срок, именно Евгений Ройзман предложил депутатам поддержать его кандидатуру.

В 2014 году на Площади 1905 года прошел многотысячный митинг с требованием отставки Александра Якоба. «Народный мэр», как себя позиционировал Евгений Ройзман, ответил на это следующими словами:

«В прошлом году именно я внес представление о назначении Александра Якоба на пост сити-менеджера. И ни разу об этом не пожалел. У нас сложились рабочие отношения».

На протяжении пятилетнего срока Евгений Ройзман, по сути, ни разу не выступил с критикой деятельности администрации, то называя команду Якоба «эффективными управленцами», то предпочитая промолчать в ситуации, когда вред от действий городских чиновников был очевидным.

Агония транспорта

Среди поддержанных Евгением Ройзманом непопулярных решений городской администрации – транспортная реформа. Проект, разработанный командой фонда «Город.Pro», не обладающей специальными знаниями и опытом работы в транспортной сфере, вызвал массовое недовольство горожан. В основу новой схемы было решено заложить резкое уменьшение количества маршрутов и увеличение количества транспорта на оставшихся. При такой системе многим пассажирам, ранее ездившим напрямую, пришлось бы прибегать к пересадкам. Компенсировать эти расходы власти обещали при помощи повременной оплаты.

Решение городских властей вызвало шквал негативных отзывов. Недовольные отменой привычных маршрутов горожане стали писать обращения в федеральный Минтранс и выходить на протестные митинги, однако «народный мэр» вновь поддержал администрацию.

«Екатеринбург первым в стране решил изменить схему общественного транспорта, – заявил он в интервью «Деловому кварталу». – Но запустить реформу летом 2017 года муниципалитет собирался не потому, что спешит опередить Москву и другие миллионники. Альтернатива простая – или город кардинально меняет стратегию, или в ближайшее время случится транспортный коллапс».

Примечательно, что схему общественного транспорта ранее кардинально меняли и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Казани, и в других крупных городах, но «народный мэр» почему-то не продемонстрировал понимание данного опыта. Что касается его заявления о «транспортном коллапсе», тут следует согласиться: муниципальные предприятия, МОАП и ЕТТУ, действительно находятся в тяжелом финансовом положении. В марте 2017 года работники обоих предприятий вышли на митинг с требованием погасить многомесячные долги по зарплате. Помимо собственных сотрудников МОАП также задолжало и медикам, проводившим осмотр водителей. Долги по муниципальному контракту за работы, выполненные в 2017 году, были погашены только летом 2018 года. Но кто виноват в данной ситуации: администрация во главе с «опытным хозяйственником» Якобом, которая так и не смогла запустить коммерчески выгодные муниципальные маршруты к местам с самым высоким пассажирским потоком, или частные перевозчики, которые в результате транспортной реформы должны были массово «пойти под нож»?

«Эффективность» работы руководства транспортных предприятий наглядно демонстрирует строительство новой трамвайной линии по улице Татищева. Строительные работы завершились в октябре 2017 года, но трамваи пошли только через два месяца из-за ошибок в технической документации.

Упущенные проекты

Приход Евгения Ройзмана усугубил взаимоотношения «серого дома» и областных властей. Результатом такого конфликта стала фактическая отмена программы «Столица», которая предусматривала инвестирование 20 млрд рублей в комплексное развитие города.

Безусловно, возлагать вину только на Ройзмана или Якоба нельзя, но то, что первые лица оказались неспособны к эффективному взаимодействию с другими органами власти, очевидно. Это подтверждают и другие примеры.

Показательным является проект создания центра «Эрмитаж-Урал». В 2017 году министр культуры Владимир Мединский одобрил данный проект и пообещал решить вопросы с выделением на него федеральных денег, но в 2018 году стало ясно: строить уральский «Эрмитаж» Екатеринбург будет сам. Городские власти после того, как приступили к расчистке площадки под фондохранилище музея, внезапно вспомнили, что претендовать на субсидии из федерального бюджета могут только проекты, прошедшие федеральную экспертизу. Это потребовало бы дополнительных расходов, но в мэрии почему-то решили сэкономить 10 миллионов на экспертизе и потратить 200 миллионов (именно такая сумма озвучивалась на встрече губернатора Евгения Куйвашева и Владимира Мединского) на строительство.

Скорее всего, останется Екатеринбург и без федеральных денег на празднование 300-летия. Сам Александр Якоб на пресс-конференции объяснил это тем, что у Свердловской области слишком хорошие социально-экономические показатели, а значит, помощь из федерального бюджета Екатеринбургу не положена.

Мэрия своих не бросает?

Остро реагирующий на все события из федеральной повестки Евгений Ройзман, почему-то проявлял молчание, когда Александр Якоб принимал как минимум спорные кадровые решения. В 2015 году суд вынес приговор главе Октябрьского района Александру Мирошнику, которого признали в махинациях при покупке трамвайных вагонов в то время, когда он возглавлял ЕТТУ.

Приговоренный к лишению свободу чиновник попал под амнистию и продолжил работать, поскольку в администрации города решили, что амнистия означает, что осужденный чиновник может продолжать заниматься управлением. Только после нового судебного разбирательства, инициированного прокуратурой, Александра Мирошника уволили, а в марте 2018 года мэрия нашла ему новую работу: он стал заместителем директора метрополитена. На вопрос одного СМИ, о том, не смущает ли городскую власть, как учредителя метрополитена, судимость назначенца, поступил ответ, что Мирошник – «опытный и грамотный специалист». Данный эпитет напоминает характеристику, которую Евгений Ройзман ранее давал Александру Якобу.

Попытки разыграть сценарий с трудоустройством чиновников из «серого дома» в муниципальные учреждения, по слухам, предпринимались и до этого. В 2016 году после увольнения начальника управления образования Екатериной Умниковой появились слухи о ее назначении директором гимназии № 9. Данное решение вызвало недовольство родителей гимназистов, в итоге в ситуацию вмешались областные власти, и назначение Умниковой не состоялось. Вместо гимназии она возглавила лицей № 130, что также вызвало недовольство родителей. Впрочем, надолго Екатерина Умникова не задержалась: в начале 2017 года ее назначили директором ТЮЗа.

Уничтожение «Темпа»

Последний год нахождения Александра Якоба в должности сити-менеджера, ознаменовался в том числе уничтожением кинотеатра «Темп». На протяжении длительного времени уникальное здание первого в городе звукового кинотеатра, находившееся в муниципальной собственности, оставалось заброшенным. В 2011 году произошел крупный пожар, уничтоживший значительную часть здания, однако даже после этого, в 2012 году, Центра по охране и использованию памятников обследовали заброшенный объект и признали его культурную значимость для города, но на отношении мэрии к объекту это не сказалось.

Шанс на спасение «Темпа» появился, когда мэрия передала его на баланс муниципального кинотеатра «Салют». Но в 2017 году участок с кинотеатром продали частной компании, которая спустя год сравняла его с землей.

Личную ответственность за уничтожение муниципального кинотеарта, по мнению депутата Госдумы Андрея Альшевских, несет Александр Якоб, который не обеспечил охрану муниципальной собственности.

«То есть, допустил пожары, разгромы, – пояснил Андрей Альшевских свою мысль в «Фейсбуке». – Он словно специально ждал, что вандалы «добьют» достопримечательность микрорайона».

Рваные киоски и крашенная набережная в наследство

Прощальным «подарком» Александра Якоба екатеринбуржцам стали киоски и остановочные комплексы. Преследуя, в общем-то, благую цель привезти малые архитектурные формы к единому облику, администрация Екатеринбурга сделала выбор в пользу уродливых кубов, сделанных из тонких листов металла. Первые подобные киоски уже спустя много месяцев после установки имеют «нетоварный» вид: тонкая обшивка покрыта царапинами, мнется и даже рвется. Остановочные же комплексы, несмотря на вполне эстетичный вид, горожане ругают за не функциональность: далеко не все оборудованы скамейками, а козырек слишком узкий и практически не спасает от осадков.

К вопросам благоустройства общественного пространства, у мэрии, судя по всему свой инновационный подход. Буквально за несколько дней до начала Чемпионата мира в Екатеринбурге горожан изумила серая краска на гранитной набережной городского пруда. Чиновники объяснили это тем, что необходимо было удалить граффити, а времени на то, чтобы найти подрядную организацию с пескоструйной машиной у них не осталось. Почему об этом нельзя было позаботиться заранее, остается загадкой.

«Пятилетка Ройзмана» превратилось в период застоя для городских парков и скверов. В 2013 году тогда еще вице-губернатор Яков Силин обещал горожанам в рамках программы «Столица» учесть не только необходимость ремонта и строительства дорог, но и реконструкции мест отдыха горожан. В год выборов ярким «пилотом» этого проекта стала успешная реконструкция парка имени Павлика Морозова, который превратился в современное и комфортное место не только для отдыха, но и для различных видов уличного спорта.

После избрания Ройзмана надежда на реконструкцию парков теплилась до начала 2014 года (мэрия робко заикалась о некой многолетней программе), но потом окончательно умерла. Доходило даже до абсурда. Когда в 2017 году по просьбе жителей депутат Госдумы Андрей Альшевских попросил мэрию починить давно погасшие фонари в паре Архипова, «серый дом» ответил прямым отказом: реконструкция и ремонт будут осуществляться только на деньги спонсоров (которых нет до сих пор, как и света в парке).

К началу июня мэрия произвела некие строительные действия в парке Чкалова, которые местные жители отказываются считать ремонтом или реконструкцией. Парк просто закатали в асфальт, центральный фонтан грубо засыпали землей, превратив в уродливую клумбу. Кроме того, рекреационная площадка лишилась всех достопримечательностей, связанных с именем прославленного летчика Валерия Чкалова.

«Теперь здесь царство асфальта с дорожками хаотичной формы, – Делился впечатлениями Андрей Альшевских. – Сколько разговаривал со знакомыми разных поколений, выросшими на ЮЗе, они до сих пор не могут простить мэрии загубленный фонтан. Без него парк потерял свое лицо».

К сожалению, бездействие и хаотичность действий муниципальных служащих, частичная потеря лица города, просто скандальный отказ от миллиардных инвестиций и перманентное недовольство горожан – это то, чем запомнится время правления тандема Ройзман – Якоб.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру